Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №101-ФАС22-Р/11-18 в отношении ООО «Твоё рад... от 11 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №101-ФАС22-Р/11-18
 
Решение изготовлено в полном объеме 06 декабря 2018г. г.Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К<…> – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело №101-ФАС22-Р/11-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в розничном магазине торговой сети «Мария-ра», расположенном по адресу: г.Барнаул, ул. 50 лет СССР, д.4, рекламы алкогольной продукции (водка торговой марки «Беленькая»), в которой усматриваются признаки нарушения п.3 ч.2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя - ООО «Твоё радио» (адрес: г.Барнаул, ул. Малахова, д.177 Е, пом. Н41),
в отсутствие заинтересованного лица - ООО «Розница К-1» (адрес: г.Барнаул, ул. Мерзликина, д.5)
в отсутствие заявителя,
УСТАНОВИЛА:
26 октября 2018 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило обращение гражданина РФ (вхд. №1812958 от 26.10.2018г.) о распространении в розничном магазине торговой сети «Мария-ра», расположенном по адресу: г.Барнаул, ул. 50 лет СССР, д.4, рекламы алкогольной продукции (водка торговой марки «Беленькая»).
В ходе рассмотрения обращения антимонопольным органом установлено, что в г. Барнауле Алтайского края в розничных магазинах торговой сети «Мария-ра» распространяется звуковая реклама алкогольной продукции водки торговой марки «Беленькая» следующего содержания: «Если водка, то проверенная и надежная. Для меня это «Беленькая». Она отвечает за свое качество… «Беленькая» качество выше ГОСТа, а какие еще нужны аргументы. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Распространяемая реклама алкогольной продукции сопровождается песней «Рюмка водки на столе» в исполнении Григория Лепса.
16 ноября 2018г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №101-ФАС22-Р/11-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Твоё радио».
В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее-Правила рассмотрения антимонопольным органом дел), рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламораспространитель – ООО «Твоё радио» на рассмотрение дела не явилось (о месте и времени рассмотрения дела извещено). В адрес антимонопольного органа поступило ходатайство ООО «Твоё радио» о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вхд. № 1814791 от 04.12.2018г.).
Заинтересованное лицо – ООО «Розница К-1» и заявитель на рассмотрение дела не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ООО «Твоё радио», ООО «Розница К-1» и заявителя.
05.12.2018г. Комиссия, рассмотрев материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемой алкогольной продукции, водке торговой марки «Беленькая», способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Розничные магазины торговой сети «Мария-ра» реализуют, в том числе товары, предназначенные для детей, в связи с чем несовершеннолетние дети также являются посетителями торговой сети.
Таким образом, действие рассматриваемой рекламы алкогольной продукции (водки) направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, которые не являются потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы алкогольной продукции посредством звуковой рекламы, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.
Статьей 21 Федерального закона «О рекламе» установлены требования к рекламе алкогольной продукции.
Согласно п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании.
Антимонопольным органом в результате рассмотрения обращения установлено, что размещение звуковой рекламы в розничных магазинах торговой сети «Мария-ра» осуществляет сеть автономных радиостанций ООО «Твоё радио» (ОГРН 1152225013104, адрес: г.Барнаул, ул. Малахова, д.177 Е, пом. Н41), радиоканал «Еврозвук».
Согласно п.2.1. договора на предоставление права вещания от 01.04.2018г., заключенному между ООО «Розница К-1» (сторона -1) и ООО «Твоё радио» (сторона-2) , сторона -1 предоставляет стороне-2 право вещания на объектах, а сторона-2 обязуется за счет собственных средств осуществлять монтаж оборудования, вещание и производить оплату вознаграждения стороне -1 в соответствии с условиями договора.
Согласно свидетельству о регистрации №ЭЛ №ФС 77-65991 от 06.06.2016г. СМИ «Еврозвук» зарегистрировано в качестве рекламного СМИ; форма периодического распространения: радиоканал; учредитель ООО «Твоё радио» (ОГРН 1152225013104).
На основании изложенного, распространение ООО «Твоё радио» на радиоканале «Еврозвук» рекламы алкогольной продукции не допускается и противоречит требованиям п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.
Материалами дела установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Твоё радио» (ОГРН 1152225013104).
На определение о возбуждении дела №101-ФАС22-Р/11-18 директор ООО «Твоё радио» Ф<…> пояснил (вхд. №1814807 от 04.12.2018г.), что руководствуясь ч.2.1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» ответственное за постановку аудиороликов в эфир и распространение их на всех радиостанциях ООО «Твоё радио» г.Барнаула и Алтайского края, руководитель отдела продаж Школина О.О., разрешила постановку в эфир в радиосети розничных магазинов торговой сети «Мария-ра» аудиоролика «водка Беленькая». Получив 22.11.2018г. определение о возбуждении дела №101-ФАС22-Р/11-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО «Твоё радио» незамедлительно прекратило трансляцию данного аудиоролика в радиосети в розничных магазинах торговой сети «Мария-ра» во всех точках распространения рекламы. Кроме того, указал на то, что повторного нарушения не будет.
На определение о возбуждении дела №101-ФАС22-Р/11-18 директор ООО «Розница К-1» С<…> (заинтересованное лицо) пояснила (вхд. №1814744 от 03.12.2018г.), что 01.04.2018г. между ООО «Розница К-1» и ООО «Твоё радио» заключен договор на предоставление права вещания (далее- договор), в соответствии с которым ООО «Розница К-1» предоставляет ООО «Твоё радио» право вещания на объектах, а ООО «Твоё радио» обязуется за счет собственных средств осуществлять монтаж оборудования, вещание и производить оплату вознаграждения в соответствии с условиями договора. В соответствии с п.п. 4.1.1., 5.2. договора ООО «Твоё радио» обязано осуществлять вещание и нести ответственность в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Заявки на вещание рассматриваемой рекламы ООО «Розница К-1» не согласовывало и не направляло в адрес ООО «Твоё радио». До получения определения о возбуждении дела Общество сведения о распространении в розничных магазинах торговой сети «Мария-ра» рекламы алкогольной продукции не располагало. После получения вышеуказанного определения, трансляция аудиоролика в розничных магазинах торговой сети «Мария-ра» прекратилась.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Твоё радио» п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе», что выражается в распространении ненадлежащей рекламы алкогольной продукции (водки торговой марки «Беленькая») на радио.
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссией установлено, что ООО «Твоё радио» представлены доказательства прекращения распространения в розничных магазинах торговой сети «Мария-ра», рекламы алкогольной продукции водки торговой марки «Беленькая»: «Если водка, то проверенная и надежная. Для меня это «Беленькая». Она отвечает за свое качество… «Беленькая» качество выше ГОСТа, а какие еще нужны аргументы. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», сопровождающуюся песней «Рюмка водки на столе» в исполнении Григория Лепса.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 44, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу алкогольной продукции водки торговой марки «Беленькая» следующего содержания: «Если водка, то проверенная и надежная. Для меня это «Беленькая». Она отвечает за свое качество… «Беленькая» качество выше ГОСТа, а какие еще нужны аргументы. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», сопровождающуюся песней «Рюмка водки на столе» в исполнении Григория Лепса, распространенную в розничных магазинах торговой сети «Мария-ра» на радиоканале «Еврозвук», ненадлежащей, так как при ее распространении нарушено требование п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать ООО «Твоё радио» нарушившим требования п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».
3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении должностного лица ООО «Твоё радио» - руководителя отдела продаж Ш<…> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
Председатель Комиссии: К<…>
 
Члены Комиссии: Б<…> К<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны