Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №102-ФАС22-Р/08-16 от 3 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №102-ФАС22-Р/08-16
29 сентября 2016г. г.Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>
рассмотрев дело №102-ФАС22-Р/08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники» ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой усматриваются признаки нарушения ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», рекламодатель и рекламораспростанитель – гр. РФ Л<…> (уведомлена надлежащим образом),
в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – рекламодатель и рекламораспростарниетль гр. РФ Л<…> на рассмотрение дела представителя не направила (о месте и времени рассмотрения дела извещено). В адрес антимонопольного органа ходатайство гр. РФ Л<…> о рассмотрении дела в ее отсутствие не поступало.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие гр. РФ Л<…> и заявителя.
Комиссия, заслушав доклад члена Комиссии, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
15.07.2016г. в Алтайское краевое УФАС России поступили материалы, собранные в рамках проведения общественной акции «Кредитный субботник» Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию», направленные по подведомственности прокуратурой Алтайского края (вхд. №168147 от 15.07.2016г.) по факту размещения и распространения в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники» ненадлежащей рекламы финансовых услуг следующего содержания: «Помогу в оформлении и в использовании материнского капитала, не дожидаясь 3-х летнего возраста! Займы под материнский капитал»; «ЗАЙМЫ ПОД МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Основное направление нашей работы заключается 1. В выдаче займа на строительство жилья 2. Выделение средств на покупку жилой недвижимости 3. Принимаем личные сбережение с процентной ставкой до 20,5% годовых, все сбережения застрахованы. 4. Наша организация заключает агентские договоры с оплатой за каждого клиента, которые обратится к нам по рекомендации агента. Если Вас или ваших знакомых заинтересует наше предложение прошу звонить для более подробной информацией по тел.: <…> в которой усматриваются признаки нарушения ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
Антимонопольным органом установлено, что в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники» размещается и распространяется рекламная информация: «Помогу в оформлении и в использовании материнского капитала, не дожидаясь 3-х летнего возраста! Займы под материнский капитал» <…>»; «ЗАЙМЫ ПОД МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Основное направление нашей работы заключается 1. В выдаче займа на строительство жилья 2. Выделение средств на покупку жилой недвижимости 3. Принимаем личные сбережение с процентной ставкой до 20,5% годовых, все сбережения застрахованы. 4. Наша организация заключает агентские договоры с оплатой за каждого клиента, которые обратится к нам по рекомендации агента. Если Вас или ваших знакомых заинтересует наше предложение прошу звонить для более подробной информацией по тел.: <…>» (акт №118 от 15.08.2016г.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовой услуге – займам под материнский капитал. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.
Комиссией установлено, что номер сотового телефона: <…>, указанный в рассматриваемой рекламе, принадлежит гражданке РФ Л<…>, проживающей в Алтайском крае, что подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч.14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствии с ч.7 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:
1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
2) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;
3) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.
Таким образом, граждане РФ не вправе выдавать займы под материнский капитал.
На определение о возбуждении дела №102-ФАС22-Р/08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, гр. РФ Л<…> пояснила, что она работает риэлтором в ООО «Мечта». Для привлечения клиентов в организацию она создала страницу в социальной сети «Одноклассники». Данную страницу неоднократно взламывали. Размещение рассматриваемой информации не подтвердила, так как организация, в которой она работает, не принимает личные сбережения, а сертификаты используются по целевому назначению. Рассматриваемую информацию со своей страницы удалила, так как ее не размещала.
Антимонопольный орган относится критически к данным пояснениям, так как доказательств размещения рекламной информации на странице социальной сети «Одноклассники» Л<…> иными лицами не представлено.
номер <...> указанный в рассматриваемой рекламной информации, принадлежит гр. РФ Л<…>.
Таким образом, гражданкой РФ Л<…> разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по выдаче займов в антимонопольный орган не представлены.
На основании изложенного, рекламная информация: «Помогу в оформлении и в использовании материнского капитала, не дожидаясь 3-х летнего возраста! Займы под материнский капитал»; «ЗАЙМЫ ПОД МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Основное направление нашей работы заключается 1. В выдаче займа на строительство жилья 2. Выделение средств на покупку жилой недвижимости 3. Принимаем личные сбережение с процентной ставкой до 20,5% годовых, все сбережения застрахованы. 4. Наша организация заключает агентские договоры с оплатой за каждого клиента, которые обратится к нам по рекомендации агента. Если Вас или ваших знакомых заинтересует наше предложение прошу звонить для более подробной информацией по тел.: <…>», размещенная и распространенная в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники», содержит нарушение ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспростарнитель.
Рекламодателем и рекламораспространителем является гр. РФ Л<…>.
Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения гр. РФ Л<…> ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе», а именно распространение рекламы финансовых услуг («выдача займов под материнский капитал), лицом, не имеющим разрешение на осуществление оказываемых финансовых услуг.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу финансовых услуг: «Помогу в оформлении и в использовании материнского капитала, не дожидаясь 3-х летнего возраста! Займы под материнский капитал»; «ЗАЙМЫ ПОД МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ Основное направление нашей работы заключается 1. В выдаче займа на строительство жилья 2. Выделение средств на покупку жилой недвижимости 3. Принимаем личные сбережение с процентной ставкой до 20,5% годовых, все сбережения застрахованы. 4. Наша организация заключает агентские договоры с оплатой за каждого клиента, которые обратится к нам по рекомендации агента. Если Вас или ваших знакомых заинтересует наше предложение прошу звонить для более подробной информацией по тел.: <…>», ненадлежащей.
2.Признать гр. РФ Л<…> нарушившей требования ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
3.Выдать гр. РФ Л<…>, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 140
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
29 сентября 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>
на основании своего решения от 29 сентября 2016г. по делу № 102-ФАС22-Р/08-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, размещенную и распространенную в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники», поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Гражданину РФ Л<…> в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение и распространение ненадлежащей рекламы финансовых услуг в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники», по которой вынесено решение, в которой нарушены требования ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
2. Гражданину РФ Л<…> представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 октября 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>