Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №103-ФАС22-Р/08-16 от 26 сентября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №103-ФАС22-Р/08-16
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 сентября 2016 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>
рассмотрев дело №103-ФАС22-Р/08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники» ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой усматриваются признаки нарушения ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе»,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», рекламодатель и рекламораспростанитель – гр. РФ Ч<…>,
в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
15.07.2016г. в Алтайское краевое УФАС России поступили материалы, собранные в рамках проведения общественной акции «Кредитный субботник» Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию», направленные по подведомственности прокуратурой Алтайского края (вхд. №168147 от 15.07.2016г.) по факту размещения и распространения в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники» ненадлежащей рекламы финансовых услуг следующего содержания: «предоставлю услугу «Займы под материнский капитал» * займ выдается до достижения 3-х лет ребенком * рассмотрение в течении 1дня (подача и рассмотрение заявок по электронной почте, факсу) * оформление по 2 документам: паспорт <...> сертификат МСК * бесплатная консультация юриста *одобрение при плохой кредитной истории, без справки о доходах * подберу вариант <…>», с изображением денежных купюр, свидетельства о рождении и сертификата МСК, в которой усматриваются признаки нарушения ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
На заседании Комиссии гр. РФ Ч<…> факт размещения рассматриваемой рекламы признала, пояснив, что данная рекламная информация была размещена согласно условиям размещения объявления в группе социальной сети «Одноклассники». Займы под материнский капитал она не предоставляет, оказывает помощь в оформление документов для получения займа под материнский капитал. Устное соглашение по предоставлению займов под материнский капитал было заключено с КПК «Гранит» (г.Барнаул). Рассматриваемую рекламную информацию изменила (скриншот прилагается).
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения гр.РФ Ч<…>, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
Антимонопольным органом установлено, что в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники» размещается и распространяется рекламная информация: «предоставлю услугу «Займы под материнский капитал» * займ выдается до достижения 3-х лет ребенком * рассмотрение в течении 1дня (подача и рассмотрение заявок по электронной почте, факсу) * оформление по 2 документам: паспорт <...> сертификат МСК * бесплатная консультация юриста *одобрение при плохой кредитной истории, без справки о доходах * подберу вариант <…>», с изображением денежных купюр, свидетельства о рождении и сертификата МСК (акт №117 от 15.08.2016г.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовой услуге – займам под материнский капитал. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.
Комиссией установлено, что номер сотового телефона: <…>, указанный в рассматриваемой рекламе, принадлежит гражданке РФ Ч<…>., проживающей в Алтайском крае, что подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч.14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствии с ч.7 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:
1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
2) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;
3) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.
Таким образом, граждане РФ не вправе выдавать займы под материнский капитал.
Гражданкой РФ Ч<…> разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по выдаче займов в антимонопольный орган не представлены.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспростарнитель.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и использованием любых средств; рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем и рекламораспространителем является гр. РФ Ч<…>.
Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения гр. РФ Четвериковой О.Н. ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе», а именно распространение рекламы финансовых услуг («выдача займов под материнский капитал), лицом, не имеющим разрешение на осуществление оказываемых финансовых услуг.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу финансовых услуг: «предоставлю услугу «Займы под материнский капитал» * займ выдается до достижения 3-х лет ребенком * рассмотрение в течении 1дня (подача и рассмотрение заявок по электронной почте, факсу) * оформление по 2 документам: паспорт <...> сертификат МСК * бесплатная консультация юриста *одобрение при плохой кредитной истории, без справки о доходах * подберу вариант <…>», с изображением денежных купюр, свидетельства о рождении и сертификата МСК, распространенную в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники», ненадлежащей.
2.Признать гр. РФ Ч<…>нарушившей требования ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
3.Выдать гр. РФ Ч<…>, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 130
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
15 сентября 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>
на основании своего решения от 15 сентября 2016г. по делу № 103-ФАС22-Р/08-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, размещенную и распространенную в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники», поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Гражданке РФ Ч<…> в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение и распространение ненадлежащей рекламы финансовых услуг в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники», по которой вынесено решение, в которой нарушены требования ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
2. Гражданке РФ Ч<…> представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01 октября 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>