Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 25 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания по делу №104 -АД(АМ)06/17
об административном правонарушении
 
12 июля 2017 года                                                       г. Барнаул
 
Я, Вр.и.о. руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю Л.И. Смирнова, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №104-АД(АМ)06/17, возбужденного в отношении АО «Газпром газораспределение Барнаул» (ИНН: 2222027078, 656043, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Социалистический, д.24), в связи с нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в установлении монопольно высокой цены на услугу по замене приборов учета газа в размере 990 рублей (на услугу «по установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки» в прейскуранте на оказание услуг и выполнение работ на 2015 год, утвержденном приказом от 05.02.2015 №20, и на услугу «по замене бытового счетчика газа без установки перемычки» в приказе от 24.08.2015 №321 о внесении дополнений в приказ от 05.02.2015 №20),
 
УСТАНОВИЛ:
 
законный представитель АО «Газпром газораспределение Барнаул» на рассмотрение дела №104-АД(АМ)06/17 об административном правонарушении не явился.
В соответствии с ч.2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается материалами имеющимися в деле. В адрес антимонопольного органа от законного представителя АО «Газпром газораспределение Барнаул» ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие не поступало.
В соответствии со ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя.
Согласно протоколу об административном правонарушении №104-АД(АМ)06/17 от 28.06.2017г. исхд. №2319/7 в действиях АО «Газпром газораспределение Барнаул» допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Данное обстоятельство выразилось в следующем.
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило на рассмотрение обращение М<…> (вх. № 169586 от 22.08.2016) в отношении АО «Газпром газораспределение Барнаул» по вопросу законности и обоснованности установления цен на замену прибора учета газа.
Как следовало из содержания обращения и представленных документов, между М<…> и ООО «Новосибирскрегионгаз» (ныне – ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск») заключен договор № 35А-2-105800204 поставки природного газа от 09.06.2009г. (далее – Договор поставки газа от 09.06.2009г.). Газовое оборудование М<…> расположено в домовладении по адресу: г. Барнаул, <…>.
В соответствии с пунктом 1.4 Договора поставки газа от 09.06.2009г. техническое обслуживание внутридомового в домовладении газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляются на основании договора на техническое обслуживание и ремонт газопроводов и бытового газового оборудования, заключенного между М<…> и ОАО «Алтайгазпром» (ныне – АО «Газпром газораспределение Барнаул») 03.06.2009г.
На основании пункта 3.1 Договора на техническое обслуживание и ремонт газопроводов и бытового газового оборудования от 03.06.2009г. стоимость работ по техническому обслуживанию, ремонту газового оборудования, включая замену деталей и узлов, реконструкции системы газоснабжения, переносу газовых приборов и других работ, рассчитывается в соответствии с прейскурантом, утвержденным АО «Газпром газораспределение Барнаул».
22 августа 2016 года М<…> обратился в адрес АО «Газпром газораспределение Барнаул» с заявлением на замену прибора учета газа.
26 августа 2016 года представителем АО «Газпром газораспределение Барнаул» в присутствии М<…> была произведена замена газового счетчика, о чем составлен акт на замену газового счетчика от 26.08.2016г.
В соответствии с наряд-заказом АО «Газпром газораспределение Барнаул» на оплату услуг газификации и газоснабжения серия БА № 182644 от 30.08.2016г. стоимость заказа составила 2 373 рубля, в том числе 990 рублей за замену счетчика.
В ходе рассмотрения обращения М<…>управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по замене приборов учета газа на территории города Барнаула Алтайского края. Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным Приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010г.
При проведении анализа установлено, что на рассматриваемом рынке услуг по замене приборов учета газа на территории города Барнаула Алтайского края выявлены следующие хозяйствующие субъекты:
1. АО «Газпром газораспределение Барнаул» (656043, г. Барнаул, пр. Социалистический, 24);
2. ООО «Сибгаз-эксплуатация» (656049, г. Барнаул, ул. Никитина, 67-206);
3. ООО «ИФК «РусьЭнерго» (656056, г. Барнаул., ул. Л. Толстого, 20в);
4. ООО «Алтайгазсервис» (656063, г. Барнаул, пр. Космонавтов, 24).
Доминирующее положение на исследуемом товарном рынке занимает АО «Газпром газораспределение Барнаул» с долей 73,5%.
Согласно информации, представленной АО «Газпром газораспределение Барнаул» (вх. № 1611165 от 03.10.2016г.), в 2016 году в АО «Газпром газораспределение Барнаул» действует Прейскурант на оказание услуг и выполнение работ на 2015 год, утвержденный Приказом от 05.02.2015г. № 20 (далее – Прейскурант) с учетом внесения дополнений.
В соответствии с ответом АО «Газпром газораспределение Барнаул» (вх. № 1611169 от 13.10.2016г.) в 2014 году и в период с 01.01.2015 года по 23.08.2015 года на замену бытового счетчика использовался пункт 2.3.11 Прейскуранта «установка бытового счетчика после ремонта или поверки».
Согласно Приказу АО «Газпром газораспределение Барнаул» от 24.08.2015 № 321 в главу 3 Прейскуранта «монтаж внутридомовых газопроводов бытовых газовых приборов и оборудования», раздел 2 «строительно-монтажные работы» добавлено наименование работ «замена бытового счетчика газа без установки перемычки».
Стоимость услуги «установка бытового счетчика после ремонта или поверки» (пункт 2.3.11 Прейскуранта), а также услуги «замена бытового счетчика газа без установки перемычки» (пункт 2.3.27 Прейскуранта), введенной с 24.08.2015 года, с 10.02.2015 года составила 990 руб., в 2016 году указанная стоимость не менялась.
В предыдущем периоде стоимость услуги по замене бытового прибора учета газа определялась в соответствии с Прейскурантом, утвержденным Приказом № 607 от 27.12.2013 года «Об утверждении и введение в действии Прейскуранта ОАО «Газпром газораспределение Барнаул на оказание услуг и выполнение работ на 2014 год». Пунктом 2.3.11 указанного Прейскуранта на 2014 год была установлена стоимость указанной услуги 892 руб.
Таким образом, рост стоимости услуги по замене бытового прибора учета газа в 2015-2016 году составил 11% по отношению к ранее установленной цене – 892 руб.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
Стоимость услуг по замене бытовых счетчиков газа определена Прейскурантом АО «Газпром газораспределение Барнаул» для неопределенного круга потребителей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара, является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе, установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Сопоставимым считается такой товарный рынок, который сопоставим исследуемому товарному рынку по составу покупателей и продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, находящийся в состоянии конкуренции.
В ходе проведенного анализа сопоставимый товарный рынок рынку услуг по замене бытовых приборов учета газа в г. Барнауле не выявлен.
Вместе с тем, на основании плановой калькуляции затрат на оказание услуг и выполнение работ для населения при расчете коэффициента, определяющего величину себестоимости услуг для населения, куда включены и работы по замене приборов учета газа, на 2014 год установлено, что в 2014 году затраты Общества составляли 112 101,11 тыс.руб., в 2015 году - 109 923,8 тыс.руб. Снижение плановых затрат АО «Газпром газораспределение Барнаул» по отношению к 2014 году составило 2%, что свидетельствует о том, что в момент установления новой цены услуги у Общества не имелось оснований для ее увеличения.
Отсутствие оснований для увеличения цены услуги подтверждается и данными финансовой отчетности предприятия за 2014, 2015 годы.
Так, согласно данным финансовой отчетности за 2015г. фактические затраты Общества по данному виду работ снизились в сравнении с 2014г. с 2 727,56 тыс. руб. (2014г) до 2 351,62 тыс. руб. (2015г), т.е. на 13,8%.
Согласно данным финансовой отчетности предприятия за 2014г. предприятие имело прибыль, как по данному виду деятельности 120% или 3 283 тыс. руб, так и в целом по предприятию – 31 258 тыс. руб., что так же указывает на отсутствие оснований для увеличения цены услуги в 2015г.
Согласно позиции Общества, при определении цены на услугу, как монопольно высокой следует учитывать фактически полученную в 2015г. Обществом прибыль от оказания услуг. С указанной позицией нельзя согласиться по следующим основаниям.
При установлении цены услуги на будущий период Общество исходит из плановых затрат, которые согласно представленным в материалах дела данным снизились на 2%. В момент установления цены Общество не располагало данными о результатах своей хозяйственной деятельности в 2015г., в связи с чем, не имело оснований для повышения цены.
Фактически, как следует из материалов дела и пояснений представителей Общества, по итогам работы за 2015г. предприятие не получило прибыль по данному виду услуг ввиду снижения спроса на услугу. Следовательно, причиной неполучения прибыли Обществом является не фактический рост затрат, превышающий плановый, а снижение объема оказанной услуги. В такой ситуации компенсировать свою «неудачную» хозяйственную деятельность и недополученную прибыль за счет потребителя необоснованно и противоречит требованиям ст. 6 ФЗ «О защите конкуренции».
Кроме того, по итогам 2015г. в целом по предприятию Общество имело прибыль в размере 4 539 тыс. руб., следовательно, имело возможность перераспределить отнесение косвенных затрат на иные, более прибыльные виды деятельности, а не компенсировать их за счет потребителя, с учетом доли данных услуг в общей деятельности предприятия - 0,34% в 2014г. и 0,26% в 2015г.
Цена на услугу по установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки (в прейскуранте на оказание услуг и выполнение работ на 2015год, утвержденном приказом от 05.02.2015 №20) и на услугу по замене бытового счетчика газа без установки перемычки (в приказе от 24.08.2015 №321 о внесении дополнений в приказ от 05.02.2015 №20) с 10.02.2015 года составила 990руб., в 2016 году указанная стоимость не менялась.
С учетом анализа плановых и фактических затрат Общества, размера расходов, необходимых для производства и реализации данного товара, размера прибыли Общества в 2014 и 2015г., у АО «Газпром газораспределение Барнаул» отсутствовали основания для повышения ранее установленной цены услуги, что соответствует признакам монопольно высокой цены, закрепленным в ст. 6 Федерального закона «О защите конкуренции».
При этом, состав продавцов и покупателей товара, условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными.
31 января 2017 года Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела №21-ФАС22-АМ/10-16 о нарушении антимонопольного законодательства признала действия АО «Газпром газораспределение Барнаул», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услугу по замене приборов учета газа в размере 990 рублей (на услугу по установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки в прейскуранте на оказание услуг и выполнение работ на 2015 год, утвержденном приказом от 05.02.2015 №20; на услугу по замене бытового счетчика газа без установки перемычки в приказе от 24.08.2015 №321 о внесении дополнений в приказ от 05.02.2015 №20), ущемляющими интересы потребителей города Барнаула Алтайского края и нарушащими требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, факт нарушения АО «Газпром газораспределение Барнаул» антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела №21-ФАС22-АМ/10-16 от 13.02.2017г. №507/5.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО «Газпром газораспределение Барнаул» объективно имело возможность по недопущению нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что привело к нарушению пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
28.06.2017г. в присутствии законного представителя АО «Газпромгазораспределение Барнаул» в лице О<…> (по доверенности №07/17 от 01.01.2017г.) был составлен протокол №104-АД(АМ)06/17 об административном правонарушении исхд. №2319/5.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Из бухгалтерского баланса на 31 декабря 2016г., представленного в адрес антимонопольного органа АО «Газпром газораспределение Барнаул» (вхд. №177205 от 28.06.2017г.), следует, что Общество имеет отрицательный финансовый результат по услуге по установке приборов учета природного газа, при наличии положительного результата от хозяйственной деятельности в целом по предприятию.
В соответствии со статьей ч. 3.2. ст. 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Должностное лицо, рассматривающее данное дело об административном правонарушении, с учетом всех обстоятельств дела считает возможным применить к АО «Газпром газораспределение Барнаул» ч. 3.2. ст.4.1. Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Минимальный размер административного штрафа, установленный для юридического лица частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, составляет триста тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу части 6 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Факт нарушения АО «Газпром газораспределение Барнаул» антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела №21-ФАС22-АМ/10-16 от 13.02.2017г. №507/5.
Следовательно, срок давности привлечения АО «Газпром газораспределение Барнаул» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 1 статьи 14.31, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
 
ПОСТАНОВИЛ:
 
Признать АО «Газпром газораспределение Барнаул» (ИНН: 2222027078, 656043, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Социалистический, д.24) виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с установлением монопольно высокой цены на услугу по замене приборов учета газа в размере 990 рублей (на услугу «по установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки» в прейскуранте на оказание услуг и выполнение работ на 2015 год, утвержденном приказом от 05.02.2015 №20, и на услугу «по замене бытового счетчика газа без установки перемычки» в приказе от 24.08.2015 №321 о внесении дополнений в приказ от 05.02.2015 №20), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Применить к АО «Газпром газораспределение Барнаул» (ИНН: 2222027078, 656043, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Социалистический, д.24) меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Р/с № 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул
БИК банка получателя: 040173001
Реквизиты получателя:
ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)
ОКТМО: 01701000
Код дохода: 161 1 16 02010 01 6000 140
Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление по факсу 8(3852)24-68-81.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
 
 
Вр.и.о. руководителя управления
Советник государственной
гражданской службы РФ 1 класса Л.И. Смирнова

Связанные организации

Связанные организации не указаны