Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №104-ФАС22-Р/08-16 от 15 сентября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №104-ФАС22-Р/08-16
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 сентября 2016 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>
рассмотрев дело №104-ФАС22-Р/08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники» ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой усматриваются признаки нарушения ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», рекламодатель и рекламораспростанитель – гр. РФ К<…> (уведомлен надлежащим образом),
в отсутствие заявителя (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. №508, не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц, так как заявитель и гр. К<…>, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (в деле имеются уведомления о вручении почтовых отправлений).
В адрес антимонопольного органа поступило ходатайство гр. К<…> о рассмотрении дела в его отсутствии (вхд. №1610413 от 12.09.2016г.).
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя и гр. РФ К<…>.
Комиссия, заслушав доклад члена Комиссии, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
15.07.2016г. в Алтайское краевое УФАС России поступили материалы, собранные в рамках проведения общественной акции «Кредитный субботник» Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию», направленные по подведомственности прокуратурой Алтайского края (вхд. №168147 от 15.07.2016г.) по факту размещения и распространения в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники» ненадлежащей рекламы финансовых услуг следующего содержания: «Выдаем ЗАЙМ под материнский капитал на приобретение недвижимости Без справок и поручителей. В течение нескольких дней. Обр. <…>», в которой усматриваются признаки нарушения ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
Антимонопольным органом установлено, что в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники» размещается и распространяется рекламная информация: «Выдаем ЗАЙМ под материнский капитал на приобретение недвижимости Без справок и поручителей. В течение нескольких дней. Обр. <…>» (акт №115 от 15.08.2016г.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к финансовой услуге – займам под материнский капитал. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.
Комиссией установлено, что номер сотового телефона: <...>, указанный в рассматриваемой рекламе, принадлежит гражданину РФ К<…>, проживающему в Алтайском крае, что подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч.14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
В соответствии с ч.7 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:
1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
2) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;
3) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.
Таким образом, граждане РФ не вправе выдавать займы под материнский капитал.
На определение о возбуждении дела №104-ФАС22-Р/08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе гр. РФ К<…> пояснил, что номер телефона <…>, указанный в рассматриваемой рекламной информации, находится в пользовании К<…>. К<…> работает риэлтором и оказывает помощь в получении займов через различные кооперативы и организации. Непосредственно денежные займы К<…> не выдает. Объявление в сети «Интернет» размещала К<…>. В настоящее время объявление о выдаче займов удалено.
Гражданином РФ К<…>разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по выдаче займов в антимонопольный орган не представлены.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспростарнитель.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и использованием любых средств; рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем является гр. РФ К<…>.
Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения гр. РФ К<…> ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе», а именно распространение рекламы финансовых услуг («выдача займов под материнский капитал), лицом, не имеющим разрешение на осуществление оказываемых финансовых услуг.
Доказательства устранения нарушения ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе», а именно прекращение размещения в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники» рассматриваемой рекламной информации, в антимонопольный орган гр. РФ К<…> не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу финансовых услуг: «Выдаем ЗАЙМ под материнский капитал на приобретение недвижимости Без справок и поручителей. В течение нескольких дней. Обр. <…>», распространенную в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники», ненадлежащей.
2.Признать гр. РФ К<…> нарушившим требования ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
3.Выдать гр. РФ К<…>, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 128
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
13 сентября 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>
на основании своего решения от 13 сентября 2016г. по делу № 104-ФАС22-Р/08-16 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, размещенную и распространенную в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники», поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Гражданину РФ К<…>в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение и распространение ненадлежащей рекламы финансовых услуг в сети «Интернет» на страницах социальной сети «Одноклассники», по которой вынесено решение, в которой нарушены требования ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
2. Гражданину РФ К<…> представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 октября 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>