Решение б/н Решение по делу № 104-ФАС22-Р/11-18 в отношении ООО "Лента" от 30 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 104-ФАС22-Р/11-18

 

Решение в полном объеме изготовлено 25 января  2019 г.                            г.Барнаул           

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 

Председатель:   

К<…>  –  заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

К<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

           рассмотрев дело № 104-ФАС22-Р/11-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Лента» с абонентского номера под буквенным обозначением «LENTA» на абонентский номер заявителя<…> смс-сообщения с недостоверной рекламой о размере скидок, в которой усматриваются признаки нарушения п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе»,

          в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя - ООО «Лента» (ОГРН 1037832048605),

  в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

24 сентября 2018 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление К<…>, направленное по подведомственности  управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (вхд.№1811480), в части распространения ООО «Лента» с абонентского номера под буквенным обозначением «LENTA» на абонентский номер заявителя <…>  смс-сообщения с недостоверной рекламой о размере скидок следующего содержания: «09.09. –  40% на всё для ухода за лицом, телом, волосами, ср-ва  гигиены».

Из содержания заявления следует, что 09.09.2018г. при покупке заявителем средства по уходу за волосами (шампунь) в магазине «Лента», расположенном по адресу: г.Барнаул, ул. Попова, д.86, заявителю отказали в указанной в рекламе скидке 40%. В качестве доказательства заявитель представил чек.

По результатам рассмотрения материалов заявления  23 ноября 2018г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу № 104-ФАС22-Р/11-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Лента». Рассмотрение дела назначено на 18.12.2018г.

На определение о возбуждении дела №104-ФАС22-Р/11-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (исхд. №5667/7 от 23.11.2018г.)  ООО «Лента» документов, подтверждающих достоверность распространенной на абонентский номер заявителя смс рекламы: «09.09. –  40% на всё для ухода за лицом, телом, волосами, ср-ва  гигиены», а также пояснений по факту не предоставления заявителю рекламируемой скидки, ООО «Лента» в антимонопольный орган не представлено.

Учитывая изложенное, 18.12.2018г. Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю принято определение об отложении рассмотрения дела № 104-ФАС22-Р/11-18   в связи с необходимостью получения антимонопольным органом  дополнительных доказательств. Рассмотрение дела назначено на 22.01.2019г.

22.01.2019г. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,  рекламодатель – ООО «Лента» на рассмотрение дела не явилось (о месте и времени рассмотрения дела извещено). В адрес антимонопольного органа  ходатайств   о рассмотрении дела в  отсутствие представителя Общества не поступало.

Заявитель на рассмотрение дела не явился (о месте и времени рассмотрения дела извещен).

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ООО «Лента»  и  заявителя.

 22 января 2019г. Комиссия, рассмотрев материалы дела, доводы сторон и  дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

             На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Обозначенная выше рекламная информация, полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной и направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к предоставляемой «LENTA» 40% скидке на все товары для ухода за лицом, телом, волосами, средства  гигиены, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п.4 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Рассматриваемая рекламная информация: «09.09. –  40% на всё для ухода за лицом, телом, волосами, ср-ва  гигиены» формирует у потребителя впечатление о  возможности получения 09.09.2018г. в гипермаркетах «Лента» 40% скидки на все товары для ухода за лицом, телом, волосами и  средства гигиены.

Согласно чеку, представленному заявителем в качестве доказательства, антимонопольным органом установлено, что 09.09.2018г.  в гипермаркете «Лента», расположенном по адресу: Алтайский край, ул. Попова, д.86, заявитель приобрела шампунь «FRUCTIS рост…»  стоимостью 194,02 руб. (цена товара без скидки 205,26). Таким образом,  скидка на шампунь «FRUCTIS рост…»  составила 5%.

На основании изложенного,  рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о размере скидок на  все товары для ухода за лицом, телом, волосами и  средства гигиены в размере 40%, что  указывает на нарушение требования  п.4 ч.3 ст. 5  Федерального закона «О рекламе».

В соответствии п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.4 ч.3 ст. 5  Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Материалами дела установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Лента».

На запрос антимонопольного органа ООО «Лента» (вхд. №1814042 от 20.11.2018г.) представило анкету покупателя, подтверждающую получение заявителем предварительного согласия на получение информации ООО «Лента» SMS/ Текстовым сообщением, пояснив, что каких-либо распоряжений, приказов, правил проведения акции не издавалось. Текст рекламы утвердил начальник отдела GRM ООО «Лента».  

На определение о возбуждении дела №104-ФАС22-Р/11-18 (исхд. №5667/7 от 23.11.2018г.) ООО «Лента» пояснило, что каких-либо документов, на основании которых Общество разрабатывало и утвердило SMS- сообщение с рассматриваемой рекламой не издавалось. Лицом, утвердившим текст рекламного сообщения, является начальник отдела GRM ООО «Лента».

Согласно п.1.4 раздела 1 Должностной инструкции начальника отдела GRM, утвержденной распоряжением заместителя директора по персоналу ООО «Лента» от 28.04.2016г. №9001_29-ДИ, к должностным обязанностям начальника отдела GRM, в том числе относится планирование проектов, кампаний, акций, направленных на реализацию стратегии в горизонте года.

На определение об отложении рассмотрении дела №104-ФАС22-Р/11-18 (исхд. №18.12.2018г. №6160/7) ООО «Лента» относительно факта не предоставления скидки пояснило, что при оплате товара заявителем скидка на кассе не прогрузилась, в связи  с техническим сбоем.  Заявителю было предложено осуществить возврат денежных средств и приобрести товар со скидкой на другой кассе. Возврат денежных средств был произведен незамедлительно. Однако заявитель отказался от приобретения товара со скидкой на другой кассе. Порядок организации мероприятий по предоставлению скидок  клиентам (положение о предоставлении скидок и.т.п.) в Обществе не утверждался. Каких-либо документов, на основании  которых начальник отдела GRM утвердил текст рассматриваемого рекламного сообщения, не издавалось. Соответствующие документы отсутствуют. 

  Таким образом, документов, подтверждающих достоверность распространенной на абонентский номер заявителя смс-сообщения рекламной информации о размере предоставляемой скидки: «09.09. –  40% на всё для ухода за лицом, телом, волосами, ср-ва  гигиены», а также  документов, на основании которых ООО «Лента» разработало и утвердило смс-сообщение с рассматриваемой рекламой, Обществом в антимонопольный орган не представлено. 

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Лента»  п.4 ч.3 ст. 5  Федерального закона «О рекламе», что выражается в распространении не соответствующих действительности сведений о размере скидок на  все товары для ухода за лицом, телом, волосами и  средства гигиены.

В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.       

  В соответствии с п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.  

Комиссией из текста рассматриваемой рекламной информации:  «09.09. –  40% на всё для ухода за лицом, телом, волосами, ср-ва  гигиены», установлено, что рекламируемая 40% скидка  на товары для ухода за лицом, телом, волосами, ср-ва  гигиены, предоставляется клиентам ООО «Лента» 09.09.2018г., в связи с чем выдача предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе является нецелесообразным. 

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 44, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу: «09.09. –  40% на всё для ухода за лицом, телом, волосами, ср-ва  гигиены», распространенную ООО «Лента»  с абонентского номера под буквенным обозначением «LENTA» на абонентский номер заявителя <…>  путем отправки смс-сообщения, ненадлежащей. 

2.Признать ООО «Лента» нарушившим требования   п.4 ч.3 ст. 5  Федерального закона «О рекламе».

3.Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                             К<…>

 

Члены Комиссии:                                                                                         Б<…>                                                                                                                    К<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны