Решение б/н Решение и предписание по делу № 108-ФАС22-Р/12-18 в отношени... от 25 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
 
Решение принято 16 января 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 января 2019 года
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
К<…> – заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;
Б<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 108-ФАС22-Р/12-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Купи-Продай» рекламы услуг по предоставлению займов с признаками нарушения требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ» П<…> по доверенности от 01.11.2018г.,
в отсутствии представителя заинтересованного лица – ООО «ИД «Алтапресс» (о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
на первой полосе газеты «Купи Продай» № 91 за 26.11.2018г., № 92 за 29.11.2018г. размещен рекламный макет «ООО МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ»… МигДеньги до 30 000 рублей за 5 минут!...».
В рассматриваемой рекламе антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе), о чем составлен акт № 104 от 03.12.2018г. и возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Установлено, что лицом, распространившим рассматриваемую рекламу посредством средства массовой информации – газеты «Купи-продай», является ООО «ИД «Алтапресс» - учредитель и издатель газеты.
По информации, предоставленной ООО «ИД «Алтапресс», макет рекламы был предоставлен ООО «МКК «КАПИЛКА-АЛТА», Обществом каких-либо правок в макет не вносилось.
ООО «МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ» во исполнение определения о возбуждении дела предоставлены пояснения, согласно которым Общество, размещая в газете «Купи-Продай» рассматриваемую рекламу, не усмотрело искажение смысла рекламируемого продукта, которое могло бы ввести в заблуждение потребителей рекламы; Обществом была прорекламирована категория займов исходя среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа), а не сами денежные средства, как продукт.
Комиссия, заслушав доводы представителя ООО «МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ», изучив документы и материалы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под товаром настоящий Федеральный закон понимает продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация полностью соответствует определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания к рекламируемой ООО МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ» услуге по выдаче займов, а также направлена на поддержание интереса к микрокредитной организации «КАПИЛКА-АЛТАЙ».
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе выступает услуга по предоставлению займов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о займе), потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;
кредитор - предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя;
профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
В соответствии со статьей 4 Закона о займе профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Согласно статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
Под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В силу пункта 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Законом о займе.
Из рекламного модуля следует, что неопределенному кругу лиц предлагаются в качестве займа денежные средства до 30 000 рублей.
В соответствии с опубликованными на сайте организации www.mig-dengi.com Правилами предоставления физическим лицам займов, утвержденными директором ООО МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ» Н.П. Исаенковой от 29.08.2017г., а также Правилами, утвержденными от 26.06.2018г., сумма займа устанавливается от 2 000 рублей до 30 000 рублей и должна быть кратна 1000 рублей. Общий срок действия договора займа: до полного исполнения обязательств по договору займа сторонами. Заем предоставляется на срок не более 30 дней. Сумма займа определяется в совокупности исходя из информации, предоставленной клиентом в Анкете клиента – заявки, и достигнутыми соглашениями между клиентом и организацией на предоставление займа. Размер процентов за пользование денежными средствами по договору займа составляет 1% в день или 365% годовых, а также 2% в день или 730% годовых, в зависимости от условий договора займа ООО МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ».
В соответствии с Правилами предоставления физическим лицам займов, утвержденными 26.06.2018г., таблица расчета размера процентной ставки выглядит следующим образом:
- 0,6% в день или 219% годовых,
- 0,8% в день или 292% годовых,
- 1% в день или 365% годовых,
- 1,5% в день или 547,5% годовых,
- 2% в день или 730% годовых.
Кроме того, Правилами регламентированы требования, предъявляемые к клиенту. Заем может быть предоставлен клиентам, удостоверяющим всем условиям, перечисленным ниже:
- не моложе 18 лет,
- не достигшим возраста 80 лет,
- имеющим гражданство Российской Федерации,
- имеющим постоянную прописку в Алтайском крае и Новосибирской области РФ.
Из пояснений представителя ООО «МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ», а также Правил следует, что размер процентов за пользование денежными средствами зависит от условий договора потребительского займа и устанавливается в частном порядке на основании условий, указанных в анкете клиента.
Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) представление об объекте рекламирования и предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе ООО МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ» отсутствует существенная информация о сумме и сроке займа, на которых предоставляются денежные средства в размере до 30 000 рублей, а также о возможности воспользоваться рекламируемым продуктам только жителям Алтайского края и Новосибирской области.
Отсутствие в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре (услуге) не позволяет потребителям правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию, вводит их в заблуждение, нарушает их права на получение достоверной информации о рекламируемой услуге и влияет на оценку и принятие решения потребителями относительно рекламируемого товара.
Исходя из информации, размещенной в рекламном макете ООО МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ», потребителю невозможно определить, под какой процент и на какой срок он может получить займ до 30 000 рублей.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ».
Признаки нарушения части 3 статьи 28 Закона о рекламе не подтвердились.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
 
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу «КАПИЛКА-АЛТАЙ»… МигДеньги до 30 000 рублей за 5 минут!...», размещенную на первой полосе газеты «Купи Продай» № 91 за 26.11.2018г., № 92 за 29.11.2018г., поскольку при ее размещении нарушено требование части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
Председатель Комиссии К<…>
 
 
Члены Комиссии Б<…> Б<…>

 

 
ПРЕДПИСАНИЕ № 3
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
 
22 января 2019 г. г. Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
К <…> – заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Б<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 22 января 2019г. по делу № 108-ФАС22-Р/12-18 о признании ненадлежащей рекламы услуг по предоставлению займа «КАПИЛКА-АЛТАЙ»… МигДеньги до 30 000 рублей за 5 минут!...», размещенной на первой полосе газеты «Купи Продай» № 91 за 26.11.2018г., № 92 за 29.11.2018г., поскольку при ее размещении нарушено требование части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.ООО «МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ» (Алтайский край, г.Камень-на-Оби, Ленина ул., 60, пом.Н3, ОГРН 1132207000155) в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение рекламы услуг по предоставлению займа, по которой принято решение по делу, в отсутствие части существенной информации, способной ввести в заблуждение потребителей рекламы.
2. ООО «МКК «КАПИЛКА-АЛТАЙ» (Алтайский край, г.Камень-на-Оби, Ленина ул., 60, пом.Н3, ОГРН 1132207000155) представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 06 февраля 2019 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии: К<…>
 
 
Члены Комиссии: Б<…>
 
Б<…>
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны