Решение б/н Решение по делу № 108-ОВ-15 от 17 ноября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 108-ОВ-15
«12» ноября 2015 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее - Комиссия) в составе:
<…>
с участием представителей:
ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» и АО «УПТК» – П<…>по доверенности;
ООО «ПОШК» - Б<…> по доверенности,
без участия представителей комиссии по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок - надлежащим образом уведомлены,
рассмотрев жалобу ООО «Первая объединенная шинная компания» (ООО «ПОШК») (вх. № 1513156 от 29.10.2015) в отношении заказчика - государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края «Юго-Восточное ДСУ», организатора торгов – АО «Управление производственно-технологической комплектации» (АО «УПТК»), комиссии по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок, при проведении торгов в форме открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» № 31502829091, в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
07 октября 2015 года на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 31502829091 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ».
ООО «Первая объединенная шинная компания» являясь поставщиком шин, подало 15.10.2015 заявку. Согласно протоколу комиссии по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок от 19.10.2015 для участия в запросе предложений подано три заявки, однако ООО «ПОШК» не была признана победителем.
По мнению заявителя, применяя метод оценки, изложенный в документации, комиссия проголосовала за предложение участника, имеющего самую большую цену. Ценовой критерий в данной процедуре имеет значимость 50%, но баллы распределены математически неверно, в результате самое выгодное ценовое предложение оказывается самым не привлекательным (ООО «ПОШК» по сумме баллов заняло 3-е место).
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе и пояснил, что комиссией по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок также неверно были распределены баллы по критерию «Технический», так как двум заявкам присвоены одинаковые баллы, хотя согласно документации о запросе предложений указано, что при равенстве показателей меньший номер получает заявка, поданная и зарегистрированная раньше.
Представитель ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» и АО «УПТК» заявленные требования не признала и пояснила, что АО «УПТК» на основании соглашения № 161 от 15.07.2015 о комплексном абонентском правовом обслуживании оказывает ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» услуги по подготовке и проведению закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения нужд заказчика в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», тем самым является организатором торгов.
07.10.2015 согласно представленной заявке от ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ», организатором закупок на сайте ОТС – тендер (www.otc.ru), было размещено извещение и документация с проектом договора на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» по проведению открытого запроса предложений в электронной форме.
16.10.2015 было проведено заседание комиссии по рассмотрению заявок. По открытому запросу предложений в электронной форме поступило три заявки.
К рассмотрению заявок были допущены следующие участники закупки ООО «Компания «Альком»; ООО «Агромаркет Сибирь»; ООО «ПОШК». По итогам подсчета общих баллов заявка № 1 - ООО «Компания «Альком» получила – 80 баллов; заявка № 2 - ООО «Агромаркет Сибирь» получила – 90 баллов; заявка № 3 - ООО «ПОШК» получила – 78 баллов.
Для заказчика в приоритете, при ранжировании заявок по критериям, на первом месте является наименьшая цена договора. На втором месте по значимости – предложение максимальной отсрочки оплаты за поставленный товар, в силу того, что заказчик является государственным унитарным предприятием, то отсрочка платежа практически сопоставима с условием «наименьшая цена договора». Наиболее быстрый срок поставки товара поставщиком – является незначительным критерием, но имеет место быть.
В пункте 18 раздела 4 «Информационная карта открытого запроса предложений в электронной форме» документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» (утв. ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» от 06.10.2015) установлен порядок оценки заявок, предусматривающий распределение баллов по каждому критерию итоговый балл подсчитывался путем складывания всех полученных баллов.
Таким образом, закупочная процедура была проведена в соответствии с положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» и документацией по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ».
Изучив доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Целями регулирования Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1 ФЗ № 223).
07 октября 2015 года на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 31502829091 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ».
Согласно протоколу комиссии по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок от 19.10.2015 для участия в запросе предложений подано три заявки, однако ООО «ПОШК» не была признана победителем.
В соответствии с пунктом 18 раздела 4 «Информационная карта открытого запроса предложений в электронной форме» документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» (утв. ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» от 06.10.2015) комиссия принимает к оценке и сопоставлению только те заявки, которые полностью соответствуют всем требованиям документации о Запросе предложений.
Оценка заявок на участие в Запросе предложений будет производиться по следующим критериям:
1. Ценовой – наименьшая цена договора.
2. Финансовый – улучшение условий оплаты за товар (сокращение срока предоплаты либо предложение наибольшей отсрочки оплаты за поставленный Товар).
3. Технический – наиболее быстрый срок поставки товара Поставщиком к месту хранения товара Заказчиком Алтайский край, г. Бийск, пер. Центральный, д. 10 (но не более 4-х календарных дней).
Оценка заявок на участие в Запросе предложений проводится с применением балльного метода по совокупности критериев, направленных на выбор заявки, предлагающей лучшие условия исполнения договора.
Совокупная значимость критериев – 100.
№ п/п |
Критерии оценки заявок |
Значимость критерия
|
|
1 |
Ценовой |
50 |
|
2 |
Финансовый |
40 |
|
3 |
Технический |
10 |
|
ИТОГО |
100 |
||
Заявке на участие в запросе предложений, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе предложений содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе предложений, которая поступила ранее других заявок на участие в запросе предложений, содержащих такие условия.
Победителем признается участник в запросе предложений, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений, которой присвоен первый номер.
1. Ранжирование заявок по критерию «Ценовой»: номер <...> получает заявка с наилучшим показателем критерия (наименьшая цена Договора), далее порядковые номера выставляются по мере снижения показателей; при равенстве показателей меньший номер получает заявка, поданная и зарегистрированная раньше.
№ |
Критерий |
Максимальное количество баллов |
Результат ранжирования заявок |
Присваиваемое количество баллов |
1 |
Ценовой |
50 |
1 |
50 |
2 |
45 |
|||
3 |
40 |
|||
4 и более |
30 |
2. Ранжирование заявок по критерию «Финансовый»: номер <...> получает заявка с наилучшим критерием (улучшение условий оплаты за товар предложение максимальной отсрочки оплаты за поставленный товар), далее порядковые номера выставляются по мере повышения показателей; при равенстве показателей меньший номер получает заявка, поданная и зарегистрированная раньше.
№ |
Критерий |
Максимальное количество баллов |
Результат ранжирования заявок |
Присваиваемое количество баллов |
2 |
Финансовый |
40 |
1 |
40 |
2 |
25 |
|||
3 |
20 |
|||
4 |
10 |
|||
|
|
|
5 |
5 |
|
|
|
6 и более |
2 |
3. Ранжирование заявок по критерию «Технический»: номер <...> получает заявка с наилучшим показателем критерия (наиболее быстрый срок поставки товара Поставщиком к месту хранения товара Заказчиком Алтайский край, г. Бийск, пер. Центральный, д. 10 (но не более 4-х календарных дней)), далее порядковые номера выставляются по мере снижения показателей критерия.
№ |
Критерий |
Максимальное количество баллов |
Результат ранжирования заявок |
Присваиваемое количество баллов |
3 |
Технический |
10 |
1 |
10 |
2 |
8 |
|||
3 |
6 |
|||
4 |
3 |
|||
5 и более |
1 |
Таким образом, комиссией УФАС по Алтайскому краю установлено, что согласно указанной документации победителем признается участник в запросе предложений, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений, которой присвоен первый номер.
В пункте 18 вышеуказанной документации приведен порядок распределения баллов по каждому критерию.
При ранжировании заявок по критерию «Технический»: номер <...> получает заявка с наилучшим показателем критерия, далее порядковые номера выставляются по мере снижения показателей критерия. В документации по данному критерию не указано, что в случае равенства показателей меньший номер получает заявка, поданная и зарегистрированная раньше, а значит комиссия по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок, при проведении торгов имела право поставить одинаковое количество баллов нескольким заявкам участников.
Кроме того, в документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» (утв. ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» от 06.10.2015) не определен порядок подсчета итоговых баллов.
Как пояснила представитель ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» и АО «УПТК» формула подведения итоговых баллов действительно отсутствует в указанной документации, хотя документацией предполагалось общее суммирование всех полученных претендентами баллов, так как в таблице «совокупная значимость критериев» установлено максимальное количество баллов, которые можно получить по каждому из критериев оценки заявок и получить 100 баллов.
Комиссией УФАС по Алтайскому краю, установлено что при отсутствии в документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» порядка подсчета итоговых баллов при оценке и сопоставлении заявок, комиссия по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок, при проведении торгов в форме открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» № 31502829091, при рассмотрении заявок участников и определении победителя суммировала все полученные участником баллы.
Так по критерию № 1 «Ценовой» - ООО «Компания «Альком» получила – 45 баллов; заявка - ООО «Агромаркет Сибирь» получила – 40 баллов; заявка - ООО «ПОШК» получила – 50 баллов.
По критерию № 2 «Финансовый» - ООО «Компания «Альком» получила – 25 баллов; заявка - ООО «Агромаркет Сибирь» получила – 40 баллов; заявка - ООО «ПОШК» получила – 20 баллов.
По критерию № 3 «Технологический» - ООО «Компания «Альком» получила – 10 баллов; заявка - ООО «Агромаркет Сибирь» получила – 10 баллов; заявка - ООО «ПОШК» получила – 8 баллов.
По итогам подсчета общих баллов заявка № 1 - ООО «Компания «Альком» получила – 80 баллов; заявка № 2 - ООО «Агромаркет Сибирь» получила – 90 баллов; заявка № 3 - ООО «ПОШК» получила – 78 баллов.
При суммировании баллов не установлено математически неверных результатов.
Таким образом, действия комиссии по закупкам товаров, работ и услуг по рассмотрению заявок, при проведении торгов в форме открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» № 31502829091 не противоречат требованиям Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Отсутствие в документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» (утв. ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» от 06.10.2015) порядка подсчета итоговых баллов при оценке и сопоставлении заявок может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, так как не дает участникам возможности правильно определить и просчитать возможность получения наивысшего балла, а также может привести к неверному подсчету итоговых баллов.
Таким образом, действиями ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» по утверждению документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» (утв. ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» от 06.10.2015) не содержащей порядок подсчета итоговых баллов при оценке и сопоставлении заявок, в отсутствие общего утвержденного порядка подсчета итоговых баллов, предусматриваемого положением о закупе товаров, работ, услуг для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» нарушены требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Вместе с тем, Комиссией установлено, что между ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» и ООО «Агромаркет Сибирь» (победителем) уже заключен договор на оказание услуг.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Первая объединенная шинная компания» необоснованной.
2.Признать действия ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» (заказчика) по утверждению документации по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на поставку автомобильных шин для нужд ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» (утв. ГУП ДХ АК «Юго-Восточное ДСУ» от 06.10.2015), в которой отсутствует порядок подсчета итоговых баллов при оценке и сопоставлении заявок, - противоречащими части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<…>