Решение №1193/9 Жалоба №222409 от 22 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/07/3-153/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2022                                                            г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 22 марта 2022

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

К<...> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

Б<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

С<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Глобалс аудит» <...>– не явились, уведомлено надлежащим образом;

от заказчика  – АО «Промышленный» (<...> по доверенности, участие обеспечено путем видеоконференции,

рассмотрев жалобу ООО «Глобалс аудит» (вх. № 222409 от 09.03.2022), в том числе, поступившей из УФАС по Республике Алтай (вх. № 222463 от 09.03.2022) на действия заказчика – АО «Промышленный» при проведении открытого конкурса в электронной форме для оказания услуг по проведению независимую аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Промышленный» за 2021, 2022, 2023, 2024, 2025 финансовые годы в соответствии с планом и программой проверки, составить аудиторское заключение о достоверности этой отчетности, а также подготовить письменную информацию (отчет) руководству предприятия по результатам проведенного аудита (извещение № 0417200002322000001), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Глобалс аудит» (вх. № 222409 от 09.03.2022), в том числе, поступившей из УФАС по Республике Алтай (вх. № 222463 от 09.03.2022) на действия заказчика – АО «Промышленный» при проведении открытого конкурса в электронной форме для оказания услуг по проведению независимую аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Промышленный» за 2021, 2022, 2023, 2024, 2025 финансовые годы в соответствии с планом и программой проверки, составить аудиторское заключение о достоверности этой отчетности, а также подготовить письменную информацию (отчет) руководству предприятия по результатам проведенного аудита (извещение № 0417200002322000001).

Заявитель в своей жалобе указывает на следующие нарушения: размещения закупки в ЕИС без идентификационного кода закупки (ИКЗ), нарушение ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе); в требованиях к участникам закупок, установленных заказчиком в извещении, не указан конкретный вид аттестата аудитора, который требуется по закону для проверки, нарушение ст. 31 Закона о контрактной системе; формула, используемая заказчиком для расчета баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей оценке по критерию «квалификация участников закупки» (БХi) рассчитывается по формуле при этом максимальное значение характеристики объекта закупки - Хмах заказчиком не определено, что нарушает требования ст. 32 Закона о контрактной системе.

Ко дню заседания Комиссии УФАС от заказчика поступили письменные пояснения.

На заседании Комиссии УФАС представитель заказчика пояснила, среди прочего, что заказчик, осуществляя закупку для оказания услуг по проведению независимой аудиторской проверки, не указывает ИКЗ в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 15 Закона о контрактной системе. В ч. 11 извещения заказчиком установлены требования к участникам закупки, среди которых, «членство  в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов» в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2088 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ № 307, Закон об аудиторской деятельности).  Статьей 18 ФЗ № 307 установлены требования к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов, в том числе, наличие квалифицированного аттестата аудитора. Таким образом, наличие членства в реестре аудиторов и аудиторских организаций  саморегулируемой организации аудиторов является подтверждением наличия квалифицированного аттестата аудитора и установление требования к участникам закупки о наличии указанного аттестата является излишним.

Кроме того, представитель заказчика пояснила, что критерии оценки заявок и величины их значимости установлены заказчиком в приложении № 4 к извещению о проведении открытого конкурса в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п. 4 Постановления правительства РФ от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – ПП № 2604). Заказчиком была использована формула расчета, предусмотренная пп. «б» п. 20 ПП № 2604, согласно которой не предполагается установление заказчиком предельного максимального значения.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

21.02.2022 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком – АО «Промышленный» размещено извещение № 0417200002322000001 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению независимую аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Промышленный» за 2021, 2022, 2023, 2024, 2025 финансовые годы в соответствии с планом и программой проверки, составить аудиторское заключение о достоверности этой отчетности, а также подготовить письменную информацию (отчет) руководству предприятия по результатам проведенного аудита.

Дата и время окончания срока подачи заявок - 09.03.2022 10:00 (МСК+4).

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 10.03.2022.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.03.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта - 1 022 666,67 рублей.

Комиссией УФАС установлено, что заказчик - АО «Промышленный» осуществляет закупки товаров, работ, услуг в рамках ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.11.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона о закупках установлено, что настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Частью 4 ст. 5 ФЗ № 307 установлено, что  договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Из ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности следует, что при заключении договора на проведение обязательного аудита применяться должны не все положения Закона о контрактной системе, а лишь положения, регулирующие порядок проведения открытого конкурса в электронной форме и заключения договора по итогам его проведения. Аналогичные разъяснения даны, в частности, в письме Минэкономразвития России от 24.02.2017 N Д28и-1443.

В ч. 7 ст. 15 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если законодательством с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения контрагента в соответствии с Законом о контрактной системе, то при их проведении положения ст. ст. 14, 23, 28 - 30, 34, 35 Закона о контрактной системе не применяются, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В рассматриваемой ситуации следует применять лишь процедурные нормы Закона о контрактной системе. Это исключает, в частности, необходимость применения положений Закона о контрактной системе, посвященных планированию, порядку формирования идентификационного кода закупки и т.д.

Таким образом, заказчик, не являющийся субъектом контроля в понятии Закона о контрактной системе, осуществляющий закупку для оказания услуг по проведению независимой аудиторской проверки, не обязан указывать ИКЗ в соответствии с требованиями  ст. 23 Закона о контрактной системе.

Относительно довода жалобы, что заказчиком в конкурсной документации не указан конкретный вид аттестата Комиссия УФАС установлено следующее.

Пунктом 11 извещения о проведении открытого конкурса установлены единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: 

- членство в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона об аудиторской деятельности);

- участник закупки – аудиторская организация, должна являться субъектом малого или среднего предпринимательства (в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).

В силу ч. 1 ст. 3 Закона об аудиторской деятельности аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации аудиторов.

При этом коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций) (ч. 2 ст. 3 Закона об аудиторской деятельности).

Частью 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями (в ред. 02.07.2021).

Статьей 11 Закона об аудиторской деятельности установлено, что  Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение:

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Ранее, ч. 4.1 ст. 23 Закона об аудиторской деятельности было установлено, что  с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

При этом, с 01.01.2022 ст. 23 Закона об аудиторской деятельности утратила силу.

Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что действующим законодательством не установлено требования об указании конкретного вида аттестата аудитора.

Довод жалобы ООО «Глобалс аудит» признан необоснованным.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе  порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен приложением № 4 к извещения о проведении открытого конкурса. Так, значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки» (БХi) рассчитывается по формуле: в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, где: Хмах – максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки " квалификация участников закупки "; Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки " квалификация участников закупки "; Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки " квалификация участников закупки ".

Комиссией УФАС установлено, что заказчиком порядок оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» установлен с учетом требований Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

При этом, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, в том числе, необходимость установления предельного максимального значения характеристики объекта закупки, а также, что неустановление указанного предельного максимального значения привело к ограничению конкуренции и невозможности подачи заявки на участие в оспариваемой процедуре.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Глобалс аудит» <...> – необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                     А<...>

 

Члены комиссии                                                                                                                  <...>

 

                                                                                                                                  <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны