Решение б/н Решение по делу № 11-ФАС22-ОВ/03-15 от 11 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 11-ФАС22-ОВ/03-15

Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2015 г.                                                       г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 04 июня 2015 г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Смирнова Л.И. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

С<…>,

К<…>;

О<…>,

рассмотрев дело № 11-ФАС22-ОВ/03-15 по признакам нарушения администрацией г.Барнаула и администрацией Центрального района г. Барнаула п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявления ИП Семенихина (вх. № 424 от 19.01.2015) установлено, что 01.07.2013 между администрацией Центрального района г.Барнаула и ИП Семенихиным заключены договоры аренды земельных участков, собственность на которые не разграничена, № 40-ц (пр-т Ленина, 41, площадью 10 кв.м) и №41- ц (пр-т Красноармейский, 6, площадью 19 кв.м) сроком действия до 31.03.2014.

В схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула от 29.04.2014 объекты ИП Семенихина не включены.

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» управлением ФАС по Алтайскому краю на основании приказа № 53 от 25.03.2015 в отношении администрации города Барнаула возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 11-ФАС22-ОВ/03-15.

22.04.2015 в адрес УФАС по Алтайскому краю поступило ходатайство от администрации г. Барнаула (вх. № 154602 от 22.04.2015) об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителей на заседание Комиссии.

Определением УФАС по Алтайскому краю (исх. № 1619/9 от 23.04.2015) дело № 11-ФАС22-ОВ/03-15 отложено до 10 часов 00 минут 14.05.2015.

14.05.2015 на заседании Комиссии УФАС установлено, что 24.02.2014 администрацией Центрального района г. Барнаула в адрес комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда направлено письмо о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального района г.Барнаула, согласно которому администрация Центрального района г. Барнаула предложила исключить из схемы объекты ИП Семенихин.

Представитель администрации г. Барнаула пояснил, что предложения районных администраций вносятся в схемы размещения объектов администрацией города без корректировки.

Определением УФАС по Алтайскому краю (исх. № 1938/9 от 18.05.2015) в качестве ответчика по делу № 11-ФАС22-ОВ/03-15 привлечена администрация Центрального района г. Барнаула. Рассмотрение дела № 11-ФАС22-ОВ/03-15 назначено на 14 часов 00 минут 27.05.2015.

На заседании Комиссии ИП Семенихин на доводах, изложенных в заявлении, настаивал.

Представитель администрации г. Барнаула нарушения антимонопольного законодательства не признал, настаивал на том, что предложения районных администраций вносятся в схемы размещения нестационарных торговых объектов администрацией города без корректировки.

Представитель администрации Центрального района г. Барнаула пояснил, что органом администрации г. Барнаула, уполномоченным на формирование проекта схемы размещения, является комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации города.

Схема размещения разрабатывается сроком на 5 лет. Администрации районов города до 1 августа года, предшествующему периоду, на который разрабатывается схема размещения, проводят инвентаризацию нестационарных торговых объектов и мест их фактического размещения.

Результаты инвентаризации и предложения по включению в схему нестационарных торговых объектов не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, на который разрабатывается схема размещения, направляется администрациями районов города в уполномоченный орган.

Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается постановлением администрации г. Барнаула.

01.07.2013 между администрацией Центрального района г. Барнаула  и ИП Семенихиным заключен договор аренды земельного участка по адресу: пр-т Ленина, 41. Срок действия договора истек 31.03.2014. В связи с этим ИП Семенихину направлено предписание об освобождении земельного участка в срок до 09.02.2015, которое не было исполнено. В связи с этим администрация Центрального района г. Барнаула обратилась в арбитражный суд Алтайского края с заявлением об освобождении участка по адресу пр-т Ленина, 41.

В связи с тем, что срок действия договора истек и он не был продлен, участок по адресу пр-т Ленина, 41 не был включен в схему нестационарных торговых объектов.

Место под нестационарным торговым объектом по адресу пр-т Красноармейский, 6 отсутствовал в схеме размещения ещё в 2013 году и соответственно отсутствовал и в 2014 году.

ИП Семенихин привлекался к административной ответственности в 2014 и 2015 годах за ненадлежащее содержание нестационарных торговых объектов.

На заседании Комиссии администрацией Центрального района г. Барнаула заявлено ходатайство о приостановлении рассмотрения дела № 11-ФАС22-ОВ/03-15 до вступления в силу решения арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-3879/2015 по иску администрации Центрального района г. Барнаула к ИП Семенихину о сносе временного сооружения по адресу: пр-т Ленина, 41.

Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства, ввиду того, что предмет искового заявления администрации Центрального района г. Барнаула к ИП Семенихину не совпадает с предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11-ФАС22-ОВ/03-15.

Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и(или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 ст. 10 Закона о торговле).

 В силу ч. 6 ст. 10 Закона о торговле, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Приказом от 23.12.2010 №145 управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры утвержден порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Алтайского края.

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что схема размещения разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в целях создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения на территории Алтайского края.

Решением Барнаульской городской Думы от 29 апреля 2011 г. № 506 утверждено «Положение о порядке размещения и организации работы нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула» (далее-Положение).

Постановлением администрации г. Барнаула № 1581 от 30.04.2013 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Барнаула.

В указанную схему были включены нестационарные торговые объекты, в том числе, по адресам: пр-т Красноармейский, 6, площадью 19 кв.м и пр-т Ленина, 41, площадью 10 кв.м. Срок размещения указанных объектов – до 30.04.2014.

01.07.2013 между администрацией Центрального района г.Барнаула и ИП Семенихиным заключены договоры аренды земельных участков, собственность на которые не разграничена, № 40-ц (пр-т Ленина, 41, площадью 10 кв.м) и №41- ц (пр-т Красноармейский, 6, площадью 19 кв.м) сроком действия до 31.03.2014.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения, администрации районов города ежегодно до 15 марта готовят предложения по размещению нестационарных торговых объектов для включения в схему размещения нестационарных торговых объектов с указанием адреса (местоположения), площади мест размещения нестационарных торговых объектов, вида нестационарных торговых объектов, группы реализуемых товаров и направляют в комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации города.

Во исполнение указанной нормы 24.02.2014 администрацией Центрального района г.Барнаула в комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации города Барнаула было направлено предложение по размещению нестационарных торговых объектов  на территории района,  включая земельные участки, фактически занятые киосками ИП Семенихина.

Согласно п. 67 Схемы размещения нестационарных торговых объектов, предложенной администрацией Центрального района г. Барнаула, нестационарный торговый объект по адресу пр-т Красноармейский, 6, площадью 19 кв.м подлежит исключению из схемы ввиду запланированного сноса.

При этом на момент направления администрацией Центрального района г. Барнаула вышеуказанного предложения договор с ИП Семенихиным аренды земельных участков, собственность на которых не разграничена №41- ц (пр-т Красноармейский, 6, площадью 19 кв.м) действовал.

Таким образом, нестационарный торговый объект по адресу пр-т Красноармейский, 6, площадью 19 кв.м не был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов (утв. постановлением администрации г. Барнаула № 855 от 29.04.2014) по предложению администрации Центрального района г. Барнаула.

Из п. 84 Схемы размещения нестационарных торговых объектов, предложенной администрацией Центрального района г. Барнаула нестационарный торговый объект по адресу пр-т Ленина, 41, площадью 10 кв.м к исключению из схемы не планировался.

Однако, 28.08.2014 администрацией Центрального района г. Барнаула в адрес комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации города Барнаула направлено предложение о размещении нестационарных торговых объектов, согласно п. 65 которого нестационарный торговый объект по адресу пр-т Ленина, 41, площадью 10 кв.м предложен к исключению из схемы ввиду нарушения правил благоустройства.

31.12.2014 администрацией г. Барнаула издано постановление № 2763  «О внесении изменений в постановление администрации г. Барнаула от 29.04.2014 № 855», согласно которому, среди прочих, нестационарный торговый объект по адресу пр-т Ленина, 41, площадью 10 кв.м был исключен из схемы нестационарных торговых объектов.

На заседании Комиссии установлено, что предложения районных администраций вносятся в схемы размещения нестационарных торговых объектов администрацией города без корректировки.

В письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.01.2014 № ЕВ-820/08 указывается на то, что имеют место случаи произвольного пересмотра схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - схемы размещения), невключение в схемы размещения или исключение из них уже функционирующих объектов, что приводит к административному сокращению и даже прекращению бизнеса рядом хозяйствующих субъектов. Это противоречит смыслу части 6 статьи 10 Закона о торговле, согласно которой схема размещения - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности.

Учитывая то обстоятельство, что формирование и утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов, в силу п. 3.1 Положения, происходит с участием администраций районов города, которые ежегодно до 15 марта готовят предложения по размещению нестационарных торговых объектов для включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов с указанием адреса (местоположения), площади мест размещения нестационарных торговых объектов, вида нестационарных торговых объектов, группы реализуемых товаров и направляют в комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации г.Барнаула, действия администрации Центрального района г. Барнаула способствовали не включению в Схему земельных участков, фактически занятых киосками ИП Семенихина.

На основании изложенного, действия администрации Центрального района г. Барнаула по направлению в комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации г. Барнаула предложений об исключении мест размещения объектов, фактически занятых киосками ИП Семенихина из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Барнаула противоречат п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1.      Признать действия администрации Центрального района г. Барнаула по направлению в комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации г. Барнаула предложения об исключении мест размещения объектов, фактически занятых киосками ИП Семенихина из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Барнаула противоречащими п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 « 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2.      Выдать администрации Центрального района г. Барнаула предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.      Рассмотрение дела № 11-ФАС22-ОВ/03-15 в отношении администрации г. Барнаула прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии                                                                                                 Л.И. Смирнова

Члены Комиссии                                                                                                             С<…>

                                                                                                                                       К<…>                                                                                                                            

                                                                                                                                      О<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны