Решение б/н Решение и предписание по делу №110-ФАС22-Р/12-18 в отношении... от 29 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №110-ФАС22-Р/12-18
 
Решение изготовлено в полном объеме 23 января 2019г. г.Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К<…> – заместитель руководитель управления,
Члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<…> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело №110-ФАС22-Р/12-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «Сегодня в продаже» № 41 (663) от 20.10.2018г. ненадлежащей рекламы финансовых услуг ООО МКК «Априори Лекс», в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5, п.7 ст.7, ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе»,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя ООО МКК «Априори Лекс» (ОГРН 1122223014869), в лице генерального директора И<…> и представителя по доверенности И<…> (доверенность №3 от 09.01.2019г.),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламораспространителя ООО «Время идей» (ОГРН 1082224009944), в лице представителя по доверенности С<…> (доверенность №01/19 от 16.01.2019г.),
в отсутствие заявителя,
УСТАНОВИЛА:
30 октября 2018 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление гражданина РФ (вхд. №1810623) о распространении в газете «Сегодня в продаже» № 41 (663) от 20.10.2018г. ненадлежащей рекламы финансовых услуг следующего содержания: «Априори Лекс микрокредитная компания Срок от 6 месяц до года. Индивидуальные условия. ООО МКК «Априори Лекс» ПРИНИМАЕМ ВКЛАДЫ от 30 000 до 1 000 000 рублей от 20% до 24% годовых ул. Попова, 198, офис 13, т. 8-962-814-1777», в которой усматриваются признаки нарушения требований Федерального закона «О рекламе».
25 декабря 2018г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №110-ФАС22-Р/12-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя ООО МКК «Априори Лекс» и рекламораспространителя ООО «Время идей».
17 января 2019г. в заседании Комиссии представители ООО МКК «Априори Лекс» пояснили, что исходящую информацию, в том числе рекламную, Общество проверяет на соответствие нормам действующего законодательства в сфере микрофинансовой деятельности и микрофинансирования. ООО МКК «Априори Леск» не является банком и не осуществляет банковскую деятельности, а является микрокредитной компаний, деятельность которой регулируется Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». ООО МКК «Априори Лекс» имеет право привлекать денежные средства, с учетом установленных законодательством ограничений. Генеральным директором ООО МКК «Априори Лекс» разработаны и утверждены «Правила по привлечению денежных средств в виде займов и (или) кредитов ООО МКК «Априори Лекс». Все условия принятия вкладов, указанные в Правилах, в рассматриваемой рекламе Общество отразить возможности не имело, в связи с большим объемом информации. При обращении физических лиц, желающих внести вклад в ООО МКК «Априори Лекс», сотрудниками организации были бы разъяснены нормы законодательства Российской Федерации о возможности внесения вклада в виде инвестирования денежных средств от учредителя (участника, акционера), а также порядок вступления в состав учредителей Общества. Слово «вклад» Общество использовало в связи с тем, что значение слова «вклад» является более ясным для восприятия населения. Цели введения в заблуждение получателей финансовых услуг и искажению смысла рекламы Общество не имело. Законодательством конкретный запрет на использование слова «вклад» не установлен.
Представитель ООО «Время идей» пояснил, что Общество в своей работе руководствуется Федеральным законом «О рекламе» и Федеральным законом «О средствах массовой информации». К существенной информации относятся условия, влияющие на окончательную сумму доходов вкладчика. В рассматриваемой рекламе, согласно Федеральному закону «О рекламе», указаны все условия: проценты, срок размещения, сумма и прочие условия, связанные с расходами денежных средств, которые могут понести потенциальные потребители. Указанная правовая норма не отличается конкретностью формулировок, что предоставляет широкие возможности для субъективного подхода при оценке условий вклада в качестве существенных. Информация о том, что ООО МКК « Априори Лекс», как микрокредитная компания, принимает денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании, относится к Федеральному закону «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Указанная информация должна отражаться рекламодателем при обращении в макете рекламы, а именно: в пункте «индивидуальные условия». Использование в рекламе слова «вклад» не несет злого и корыстного умысла со стороны рекламораспространителя, так как Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» ООО «Время идей» при осуществлении деятельности не руководствуется. Позиция Сибирского главного управления ЦБ РФ, по мнению Общества, носит рекомендательный характер. Рекламная информация в настоящее время не распространяется.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителей ООО МКК «Априори Лекс» и ООО «Время идей», дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, формирует интерес неопределенного круга лиц к ООО МКК «Априори Лекс» и к оказываемым им финансовым услугам по принятию вкладов.
Микрофинансовой организацией является юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании (пункт 2 части 1 статьи 2 Закона N 151-ФЗ).
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая организация вправе привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.3 ст. 12 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрокредитная компания помимо ограничений, установленных частью 1 настоящей статьи, не вправе: привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании.
В силу ч.1 ст.5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно п.1.4. раздела 1 «Правил по привлечению денежных средств в виде займов и (или) кредитов ООО МКК «Априори Лекс», утвержденных генеральным директором ООО МКК «Априори Лекс» И<…> от 03.09.2018г. (вхд. №19461 от 11.01.2019г.) , денежные средства принимаются Обществом только от физических лиц, являющихся учредителями Общества.
Материалами дела установлено, что ООО МКК «Априори Лекс» (ОГРН 1122223014869) приобрело статус микрофинансовой организации 29.01.2016г.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО МКК «Априори Лекс» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю 11.12.2012г. Единственным учредителем (участником) юридического лица с момента регистрации Общества и на дату рассмотрения дела является И<…> (ИНН 224500200420).
Таким образом, ООО МКК «Априори Лекс», являясь микрокредитной компанией, не может размещать рекламу о принятии денежных средств, без указания существенных условий о привлечении денежных средств физических и юридических лиц.
Из рассматриваемой рекламы: «Априори Лекс микрокредитная компания Срок от 6 месяц до года. Индивидуальные условия. ООО МКК «Априори Лекс» ПРИНИМАЕМ ВКЛАДЫ от 30 000 до 1 000 000 рублей от 20% до 24% годовых ул. Попова, 198, офис 13, т. 8-962-814-1777», следует, ООО МКК «Априори Лекс» принимает денежные средства неопределенного круга лиц, как физических, так и юридических лиц.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации о том, что ООО МКК «Априори Лекс», как микрокредитная компания, принимает денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании, что может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
Кроме того, в рассматриваемой рекламе финансовых услуг о принятии денежных средств неопределенного круга лиц ООО МКК «Априори Лекс» использует словосочетание «принимаем вклады».
Согласно ст. 835 Гражданского кодекса российской Федерации право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.
На запрос антимонопольного органа Сибирское главное управление Центрального Банка Российской Федерации пояснило (вхд. №1815149 от 11.12.2018г.), что ООО МКК «Априори Лекс» (адрес местонахождения: 656067, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Попова, д.198, оф.13, ИНН 2222809276, ОГРН 1122223014869) приобрело статус микрофинансовой организации 29.01.2016г. и в настоящее время имеет право на осуществление микрофинансовой деятельности.
Согласно п.1 ч.1 ст.5 и ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады является банковской операцией и требует наличия соответствующей лицензии на осуществление банковской операции.
Согласно позиции Сибирского главного управление Центрального Банка Российской Федерации использование некредитными финансовыми организациями слова «вклад» в отношении привлекаемых денежных средств физических лиц может вводить потребителей финансовых услуг в заблуждение относительно статуса указанных организаций, а также потребительских свойств предлагаемых ими услуг, в том числе в части гарантирования возвратности денежных средств со стороны Агентства по страхованию вкладов.
Учитывая изложенное, использование ООО МКК «Априори Лекс» в рассматриваемой рекламе, в отношении привлекаемых денежных средств, слова «вклад» не допускается, так как данная деятельность допускается при наличии соответствующей лицензии на осуществление банковской операции.
В соответствии с п.7 ст.7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В соответствии с ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, рассматриваемая рекламе финансовых услуг (вкладов) ООО МКК «Априори Лекс», размещенная и распространенная в газете «Сегодня в продаже» № 41 (663) от 20.10.2018г., противоречит требованиям ч.7 ст.5, п.7 ст.7, ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5, п.7 ст.7, ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, ответственность за нарушение требований п.7 ст.7 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.
Согласно информации, представленной на запрос антимонопольного органа учредителем и издателем газеты «Сегодня в продаже» ООО «Наша газета» (вхд.№1813724 от 13.11.2018г.), рассматриваемая рекламная информация была размещена на основании договора об оказании услуг №13 от 20.03.2018г., заключенного между ООО «Время идей» и ООО МКК «Априори Лекс».
Таким образом, установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Априори Лекс», рекламораспространителем - ООО «Время идей».
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО МКК «Априори Лекс» ч.7 ст.5, п.7 ст.7, ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе», факт нарушения ООО «Время идей» п.7 ст.7 Федерального закона «О рекламе», что выражается в размещении ненадлежащей рекламы финансовых услуг.
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
ООО МКК «Априори Лекс» и ООО «Время идей» в антимонопольный орган доказательств, подтверждающих прекращение размещения и распространения в газете «Сегодня в продаже» ненадлежащей рекламы финансовых услуг, не представили.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу финансовых услуг следующего содержания: «Априори Лекс микрокредитная компания Срок от 6 месяц до года. Индивидуальные условия. ООО МКК «Априори Лекс» ПРИНИМАЕМ ВКЛАДЫ от 30 000 до 1 000 000 рублей от 20% до 24% годовых ул. Попова, 198, офис 13, т. 8-962-814-1777» , размещенную и распространенную в газете «Сегодня в продаже» № 41 (663) от 20.10.2018г, ненадлежащей.
2. Признать ООО МКК «Априори Лекс» нарушившим требования ч.7 ст.5, п.7 ст.7, ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
3. Признать ООО «Время идей» нарушившим требования п.7 ст.7 Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ООО МКК «Априори Лекс» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
Председатель Комиссии: К<…>
 
Члены Комиссии: Б<…>
 
К<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 4
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
 
23 января 2019 г. г. Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
К<…> – заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<…>– главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 23 января 2019г. по делу №110-ФАС22-Р/12-18 о признании ненадлежащей рекламной информации финансовых услуг ООО МКК «Априори Лекс», поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.7 ст.5, п.7 ст.7, ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
 
 
 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО МКК «Априори Лекс» в десятидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение и распространение рекламной информации финансовых услуг: «Априори Лекс микрокредитная компания Срок от 6 месяц до года. Индивидуальные условия. ООО МКК «Априори Лекс» ПРИНИМАЕМ ВКЛАДЫ от 30 000 до 1 000 000 рублей от 20% до 24% годовых ул. Попова, 198, офис 13, т. 8-962-814-1777», поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ч.7 ст.5, п.7 ст.7, ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
2. ООО МКК «Априори Лекс» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01 февраля 2019 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии К<…>
Члены Комиссии: Б<…>
К<…>
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны