Решение №№ 1458/7 РЕШЕНИЕ по делу № 022/05/5-216/2023 от 28 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

ОГРНИП 321420500084461

 

ООО «T2»

Орджоникидзе ул., <...>

(Центральный район)

г.Новокузнецк, 654007

Кемеровская область - Кузбасс

Дело № 022/05/5-216/2023

РЕШЕНИЕ

Решение принято 21 марта 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 марта 2023 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио заместителя руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/5-216/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на телевидении рекламы списания долгов граждан, в которой усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодателя ИП <...>, ОГРНИП 321420500084461 (извещена надлежащим образом),

заинтересованного лица - ООО «Т2», ОГРН 1114217013019, 654007, Кемеровская область-Кузбасс, г. Новокузнецк, Орджоникидзе ул., <...>, Центральный район (извещено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело № 022/05/5-216/2023 возбуждено по факту распространения на телеканале «Россия-1» рекламы о списании долгов граждан следующего содержания: «Занимаюсь строительным бизнесом. Взял два кредита. Не стало заказов, пошли просрочки. Обратился в Единый центр защиты, прошел процедуру банкротства, списали все долги. Благодарю за помощь!».

В конце ролика реклама сопровождается словами «Помогли им, поможем и вам! Барнаул, 99-22-33», а также информацией в нижней части экрана: «ИП Кискина М.И. ОГРНИП 321420500084461 оказывает консультационные услуги юридического характера. На основании Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин может быть признан несостоятельным (банкротом). В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина».

В рассматриваемой рекламе усмотрены признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), поскольку реклама создает впечатление гарантии полного освобождения от исполнения обязательств перед кредиторами, а также о том, что процедура банкротства не влечет для гражданина никаких последствий.

Лицом, в действиях которого усмотрены признаки нарушения законодательства о рекламе, признано лицо, оказывающее консультационные услуги юридического характера - ИП <...>, ОГРНИП 321420500084461, о чем имеется информация в рекламе; заинтересованным лицом - ООО «Т2», ОГРН 1114217013019, с которым у индивидуального предпринимателя заключен договор возмездного оказания услуг рекламы и маркетинга.

Рассмотрение дела назначено на 21 марта 2023 года.

15 марта 2023 года ООО «Т2» представлен отзыв на определение о возбуждении дела, согласно которому рассматриваемая реклама распространена на основании договора возмездного оказания услуг рекламы и маркетинга от 27.05.2022г., заключенного между ИП <...> и ООО «Т2». При этом, как указывает Общество, индивидуальный предприниматель самостоятельно занимался разработкой рекламных материалов, дизайн-макетов всей рекламной продукции; в договоре ИП <...> гарантирует соблюдение законодательства о рекламе. Вместе с тем, отмечает Общество, сразу были приняты меры о снятии спорного рекламного ролика с эфира.

Письменная позиция индивидуального предпринимателя по делу поступила в антимонопольный орган 16 марта 2023 года. ИП <...> с определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе не согласна в полном объеме, поскольку считает, что в рекламном ролике имеется указание на Федеральный закон «О банкротстве (несостоятельности)», списать долги возможно в рамках процедуры банкротства физических лиц, это процедура законная и позволяющая в полной мере освободить гражданина, оказавшегося в трудной финансовой ситуации, от долговых обязательств. Все последствия, указывает индивидуальный предприниматель, прописаны в Федеральном законе «О банкротстве (несостоятельности)»; при заключении договора каждый клиент получает консультацию и памятку, в которой отражены все последствия процедуры банкротства. Предприниматель считает, что отсутствие информации о последствиях не является нарушением Закона о рекламе, последствия могут быть у любого действия и Закон о рекламе не требует их указания; вся информация в рекламе читаема, текст выделен черным цветом, занимает 1/5 экрана, визуально заставляет обращать на себя внимание. Вместе с тем, отмечает, что данный рекламный ролик снят с эфира.

21 марта 2023 года представители лиц, признанных участвующими в деле, на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела от указанных лиц не поступали, что в силу пункта 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила), не является препятствием для рассмотрения Комиссией дела в данном заседании по имеющимся в деле документам и материалам, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Алтайским краевым УФАС России 14 января 2023 года в 18 часов 20 минут на телеканале «Россия-1» установлен факт распространения Единым центром защиты информации о списании долгов граждан следующего содержания: «​​Занимаюсь строительным бизнесом. Взял два кредита. Не стало заказов, пошли просрочки. Обратился в Единый центр защиты, прошел процедуру банкротства, списали все долги. Благодарю за помощь!» (текст читает мужчина - клиент Единого центра защиты, сумма списанного долга которого составила 1 879 194 рубля).

С 12 секунды ролика информация сопровождается словами «Помогли им, поможем и вам! Барнаул, 99-22-33», с 14 секунды – информацией в нижней части экрана: «ИП Кискина М.И. ОГРНИП 321420500084461 оказывает консультационные услуги юридического характера. На основании Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин может быть признан несостоятельным (банкротом). В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина». Данная информация присутствует на экране на протяжении 5 секунд.

Продолжительность всего ролика составила 19 секунд.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

потребители рекламы – лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Рассматриваемая информация подпадает под определение понятия рекламы и содержит все ее признаки: адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к компании «Единый центр защиты» и к процедуре банкротства физических лиц, призвана формировать и поддерживать интерес к указанным объектам рекламирования, способствует их продвижению на рынке.

Закон о рекламе предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама преследует цель привлечения внимания потребителей к процедуре банкротства физических лиц. При этом, использование в рекламе фраз «взял два кредита…», «пошли просрочки…», «прошёл процедуру банкротства», «списали все долги» в совокупности с манерой подачи рекламной информации создает впечатление о гарантированном освобождении от долгов без указания на последствия процедуры банкротства.

Реклама на телеканале «Россия-1», потребителями которой являются представители самых разных слоев общества, социального положения, образования и возраста, позиционируется как беспроблемное освобождение от долгов.

Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) освобождение от долгов и требований кредиторов возможно только после завершения расчетов с кредиторами.

При этом, все имущество гражданина, признанного судом банкротом, включается в конкурсную массу для его последующей реализации и расчетов с кредиторами, гражданин не вправе распоряжаться своим имуществом лично.

Кроме того, последствием признания гражданина банкротом может быть ограничение его права на выезд из Российской Федерации, должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства, в течение пяти лет с даты завершения процедуры банкротства гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства, в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры банкротства он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Индивидуальный предприниматель с момента принятия решения о признании его банкротом утрачивает статус индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Решение о введении в отношении гражданина процедуры банкротства в соответствии с положениями Закона о банкротстве принимает суд, который также может и отказать во введении такой процедуры. Однако, рассматриваемая реклама создает впечатление, что, подав на банкротство, гражданин гарантировано освобождается от долгов без каких-либо расчетов с кредиторами и без каких-либо последствий.

Основные понятия, используемые в Законе о банкротстве, закреплены в статье 2 Закона, где:

должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей;

реструктуризация долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

реализация имущества гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов.

Согласно части 2 статьи 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

В части 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве указаны последствия введения реструктуризации долгов гражданина, закреплено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, в том числе прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.

Признание безнадежной задолженности гражданина перед кредитором (кредитной организацией) - это только часть последствий признания гражданина банкротом, указанная в части 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве.

Присутствующая в рассматриваемой рекламе фраза «В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина» не дают потребителю достоверной и полной информации о возможном результате прохождения процедуры банкротства.

Действительно согласно части 8 статьи 213.6 Закона о банкротстве, по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.

Однако в соответствии с частью 4 статьи 213.8 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:

- вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;

- гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;

- доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.

Также согласно части 5 статьи 213.8 Закона о банкротстве, требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После завершения реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные настоящим пунктом и включенные в реестр требований кредиторов, арбитражный суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы.

Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что признание гражданина банкротом не влечет за собой автоматически освобождение от долгов. Рассмотрение вопроса отнесено исключительно к компетенции судебной инстанции (например, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 22.12.2015 по делу № А45-24580/2015, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.02.2021 № Ф01-495/2021 по делу № А29-3530/2018, которым оставлено в силе определение о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение тех требований банка, которые не были удовлетворены в ходе процедуры реализации имущества гражданина (должника), и пр.).

Таким образом, признанный банкротом гражданин не освобождается автоматически от долгов, в том числе кредитного, поэтому использованная в рассматриваемой рекламе формулировка «прошел процедуру банкротства, списали все долги» вводит потребителей в заблуждение и не может восприниматься как достоверная, даже в том случае, что приведенный в рекламе пример об освобождении гражданина (персонажа рекламного ролика) от дальнейшего исполнения требований кредиторов на сумму 1 879 194 рублей является реальным.

Исходя из анализа положений Закона о рекламе, целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон о рекламе обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Комиссией установлено, что в рекламе Единого центра защиты присутствует информация о том, что гражданин может быть признан несостоятельным (банкротом) на основании Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; в ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина, но данная информация присутствует на экране в течение 5 секунд, что делает практически невозможным её восприятие, прочтение, и вводит в заблуждение потребителей рекламы. При таких обстоятельствах Комиссия отмечает, что текст рекламного ролика, включая тот позитивный контекст, в котором реклама подается, свидетельствует об искажении смысла информации и введении в заблуждение потребителей рекламы.

В данном случае существенность информации в рекламе определяется с учетом ее фактического содержания, которое прямо влияет на намерение потребителя воспользоваться рекламируемым предложением.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Поэтому, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

При этом оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Именно поэтому в настоящем деле в части избранного рекламодателем способа донесения информации, сочетающего в себе текстовое и звуковое сопровождение, рассматривается воспринимаемость достоверно и целиком информации в рекламе с позиции обычного потребителя.

Формулировки «гражданин может быть признан банкротом на основании 127-ФЗ...» и «...в ходе банкротства предусмотрена реструктуризация долгов и реализация имущества» в тексте ролика словесно не дают обычному потребителю, который не обладает специальными познаниями, воспринимать информацию о том, что не у каждого, имеющего кредитный долг, есть возможность (право) его списать. Для этого необходимо пройти процедуру банкротства, но и эта процедура не является гарантией того, что кредитный долг может быть списан. Об этом рекламодатель умалчивает.

Комиссия отмечает, что реклама наводит на мысль, что банкротство легкий инструмент списания долгов, а не сложная юридическая процедура, которая имеет свои условия и последствия. Потребитель вводится в заблуждение, что может привести к ситуации, когда гражданин будет набирать обязательства, руководствуясь мыслью, что спишет их без ущерба для своего материального состояния.

Внимание потребителя сконцентрировано не на тексте в конце рекламного ролика, содержание которого чрезвычайно важно в данном случае, а на звуковом сопровождении истории клиента Единого центра защиты о списании кредитного долга, и обещанием компании помочь с долгами. В свою очередь, текст никакие цветовые и шрифтовые акценты не ставит, содержание такого текста воспринимается с трудом, поскольку, скорее всего, потребителю придется не один раз вчитываться в него (его продолжительность присутствия на экране 5 секунд), чтобы понять, осмыслить и соотнести с содержанием первой части. Следовательно, реклама недоступна для восприятия в полном объеме и может вводить потребителей в заблуждение относительно рекламируемой услуги.

Учитывая изложенное, указанная реклама распространялась с нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 настоящего Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 настоящего Федерального закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>, ОГРНИП 32142050008446, оказывающая консультационные услуги юридического характера, о чем прямо указано в рекламе, и что следует из условий договора возмездного оказания услуг рекламы и маркетинга от 27.05.2022г., заключенного между ИП <...> и ООО «Т2».

Реклама размещена на телеканале «Россия-1» на основании договора №22/2021/0235 от 22.08.2022г., заключенного между ООО «Т2», ОГРН 1114217013019, 654007, Кемеровская область-Кузбасс, г.Новокузнецк, Орджоникидзе ул. (Центральный район), 33-101) и ООО «Прайм Сибирь».

В соответствии с приложением № 14 от 23.12.2022г. к указанному договору, а также счет-фактурой № 129 от 31.01.2023г., рассматриваемая рекламная информация размещалась, в том числе и на телеканалах «Домашний», «Петербург – 5 канал», «ТВ-3 Россия», «ТВ Центр – Москва».

Руководствуясь статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 49 Правил, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание антимонопольного органа, исходя из положений Закона о рекламе, является способом защиты общественных отношений, а также законных прав потребителей и иных заинтересованных лиц, направлено на устранение выявленных при рассмотрении дела нарушений и не является мерой ответственности стороны.

Исходя из имеющихся в материалах дела пояснений ИП <...>, размещение рассматриваемой рекламы снято с эфира, вместе с тем доказательств этому, включая отсутствия трансляции рассматриваемой рекламы на иных каналах, не представлено.

При изложенных обстоятельствах Комиссия считает необходимым в целях принятия мер по устранению выявленного нарушения требований Закона о рекламе выдать соответствующее предписание. Нарушение законодательства о рекламе может быть устранено любым лицом, которое может прекратить распространение рекламы.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать распространенную в региональном эфире телеканала «Россия-1» рекламу «​​Занимаюсь строительным бизнесом. Взял два кредита. Не стало заказов, пошли просрочки. Обратился в Единый центр защиты, прошел процедуру банкротства, списали все долги. Благодарю за помощь!», которая с 12 секунды сопровождается словами «Помогли им, поможем и вам! Барнаул, 99-22-33», с 14 секунды – информацией: «ИП Кискина М.И. ОГРНИП 321420500084461 оказывает консультационные услуги юридического характера. На основании Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин может быть признан несостоятельным (банкротом). В ходе процедуры банкротства может быть предусмотрена реструктуризация долга, а также реализация имущества гражданина», ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <...> предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны