Решение б/н Решение по делу № 125-ФАС22-Р/10-13 в отношении ИП Блюм Н.А от 1 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

<…>,

Члены Комиссии:

<…>

рассмотрев дело № 125-ФАС22-Р/10-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в с.Алтайское, по ул.Ключевая, 45д рекламы ИП Блюм Н.А., в  которой усматриваются признаки нарушения ч.1 ст. 28 Федерального закона  от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»),

в присутствие лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламодателя – ИП Блюм Н.А., Б. (ИП Блюм Н.А. произведена аудиозапись заседания Комиссии),

            УСТАНОВИЛА:

В процессе осуществления государственного надзора в области рекламы, Алтайским краевым УФАС России выявлены признаки ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Антимонопольным органом установлено, что на фасаде магазина «Альянс» в с.Алтайское по ул.Ключевая, 45д, размещена реклама следующего содержания: «Сделай свой выбор: оденься всей семьей! Одежда, обувь, головные уборы, куртки, сумки и многое другое. Кредит. Скидки. Рассрочка».

Кроме того, около магазина установлена рекламная конструкция (раскладушка) с рекламой следующего содержания: «магазин Альянс Одежда Мужская Женская кредит обувь Головные уборы».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства  индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная рекламная информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования, одним из которых является кредит.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о лице, предоставляющем рекламируемую услугу кредитования, что является признаком нарушения ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Ответственность за нарушение требований ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем указанной рекламы является ИП Блюм Н.А.

Согласно письменному пояснению ИП Блюм Н.А. (вхд. № 7146 от 15.08.2013г.), договор и макет рекламы не сохранились, т.к. реклама была изготовлена несколько лет назад. Наименование банка, предоставляющего услуги, размещено на двери магазина, рядом с рекламой, в тамбуре и в магазине. На раскладушке имеется стрелка, которая указывает прямо на дверь магазина и на наименование банка, через который можно взять товар в кредит, на  табличку с реквизитами предпринимателя.

В настоящее время слово кредит из рекламы удалено.

На заседании Комиссии, ИП Блюм Н.А. не признала факт нарушения ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», пояснив, что указанная реклама сообщает о товарном кредите, который предоставляет ИП Блюм Н.А.

В качестве доказательств указанного в материалы дела представлены копии договоров кредита, заключенных ИП Блюм Н.А. в 2010, 2011, 2012г.

Кроме того, по мнению предпринимателя,  антимонопольным органом нарушены требования Федерального закона «О рекламе» при проведении проверки и осмотре данной рекламы.

Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы стороны, пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 33 Федерального закона «О рекламе», антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:

1)                 предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

2)                 возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольным органом в отношении ИП Блюм Н.А. проверка не проводилась.

Факт распространения рассматриваемой рекламы выявлен специалистами Алтайского краевого УФАС России в ходе наблюдения, которое не требовало взаимодействия с рекламодателем  - индивидуальным предпринимателем, в связи с тем, что реклама является общедоступной информацией, предназначенной для неопределенного круга лиц.

Запрос информации Алтайского краевого УФАС России (исх. № 3490/7 от 31.07.2013г.) направлен ИП Блюм Н.А. на основании статьи 34 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которой, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

Требования к рекламе финансовых услуг закреплены в ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Установлено, что одним из объектов рекламирования в рассматриваемой рекламе является кредит.

Согласно письму ФАС России № АК/21149 от 08.11.2007г., в случае если реклама указывает на предоставление финансовых услуг: «кредит», «автокредит», «лизинг»  или же такие словосочетания, как «продажа» в кредит», «предоставление кредита», «предоставление в лизинг», то такую рекламу следует рассматривать как рекламу финансовых услуг, и на нее распространяются требования ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно письменным пояснениям  ИП Блюм Н.А (вхд. № 7146 от 15.08.2013г.), наименование банка, предоставляющего услуги, размещено на двери магазина, рядом с рекламой, в тамбуре и в магазине несколько штук.

На представленных ИП Блюм Н.А. фотографиях (вхд. № 7146 от 15.08.2013г.) присутствуют изображения рекламных плакатов ОАО «ОТП Банк»: «ОТПбанк Банк, где любят отвечать ДА!», размещенных на дверях магазина.

Кроме того, предпринимателем представлен договор № ПК-Т 13379-09 от 14 декабря 2009г., заключенный с ОАО «ОТП Банк», которым определен порядок осуществления безналичных расчетов, связанных с продажей Предприятием (ИП Блюм Н.А.) клиентам товаров с оплатой их стоимости (части) за счет кредита, а также порядок сотрудничества при реализации программы кредитования на территории Российской Федерации.

42 глава Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует правоотношения в сфере кредитования.

В параграфе 2 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации дано понятие кредита, согласно которому, банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Товарный и коммерческий кредит выделены в отдельный параграф, в связи с тем, что они отличаются от кредитного договора  субъектным составом сторон.

В спорной рекламе объектом рекламирования является «кредит», а не «товарный кредит» или «коммерческий кредит».

Банковский кредит предоставляют коммерческие банки, иные кредитные организации, получившие в ЦБР лицензию на осуществление банковских операций.

Исходя из совокупности всех материалов дела, Комиссия не отрицает тот факт, что ИП Блюм Н.А. предоставляется, в том числе товарный кредит, однако относится критически к пояснениям рекламодателя о том, что в рассматриваемой рекламе рекламируется указанный товарный кредит, считает попыткой рекламодателя уйти от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, Комиссией установлено, что при размещении на фасаде магазина «Альянс» в  с.Алтайское по ул.Ключевая, 45д, а также около указанного магазина, наружной рекламы: «Сделай свой выбор: оденься всей семьей! Одежда, обувь, головные уборы, куртки, сумки и многое другое. Кредит. Скидки. Рассрочка», «магазин Альянс Одежда Мужская Женская кредит обувь Головные уборы»,  рекламодателем - ИП Блюм Н.А.  нарушены требования ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами  37 – 42  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.                  Признать ненадлежащей наружную рекламу: «Сделай свой выбор: оденься всей семьей! Одежда, обувь, головные уборы, куртки, сумки и многое другое. Кредит. Скидки. Рассрочка», размещенную на фасаде магазина «Альянс» в  с.Алтайское по ул.Ключевая, 45д, а также признать ненадлежащей наружную рекламу: «магазин Альянс Одежда Мужская Женская кредит обувь Головные уборы», размещенную около магазина «Альянс» по ул.Ключевая, 45д, поскольку при её размещении нарушены требования ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ИП Блюм Н.А. нарушившей требования  ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.

Связанные организации

Связанные организации не указаны