Решение б/н Решение по делу от 14 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

<...>

г. Ленинск-Кузнецкий, 652515

Кемеровская область

<...>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/28-481/2022

Решение изготовлено в полном объеме 14 июля 2022 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – врио руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/28-481/2022, возбужденное по результатам рассмотрения материалов Сибирского ГУ Банка России по факту распространения рекламы финансовых услуг в г.Бийске, в которой усматриваются признаки нарушения п.1 ч.3 ст.5, п.20 ч.3 ст.5, ч.13 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ИП <...> (извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/28-481/2022 возбуждено по результатам рассмотрения материалов Сибирского ГУ Банка России по факту распространения финансовых услуг в г.Бийске.

Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признан ИП <...>. Рассмотрение дела назначено на 14.07.2022г.

Антимонопольным органом у ИП <...> запрошена следующая информация:

- утвержденные для размещения рекламные макеты;

- договоры (заявки), платежные поручения и иные документы, на основании которых осуществлялось распространение вышеуказанной рекламы;

- данные о должностном лице, отвечающем за подготовку рекламной информации (должностная инструкция, приказ о приеме на работу и т.д.);

- доказательства (обоснования) того, что оценка (подразумевается оценка товаров клиентов, оставляемых в залог) является самой дорогой среди оценок иных комиссионных магазинов г. Бийска;

- разрешительные документы на размещение рассматриваемой наружной рекламы (рекламной конструкции), предусмотренные ст.19 Федерального закона «О рекламе», в г. Бийске по адресам: ул. Степана Разина, д.90/2; ул. Льнокомбинат, д.30;

- отзыв на определение о возбуждении дела.

На дату заседания Комиссии в материалах дела отсутствуют какие-либо документы и пояснения от ИП <...>.

14.07.2022г. ИП <...> на рассмотрение дела не явился, о дате и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела по имеющимся материалам в отсутствие ИП <...>.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 24.06.2022г. в Алтайское краевое УФАС России поступили материалы Сибирского ГУ Банка России о распространении рекламы в г. Бийске Алтайского края с признаками нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

Из материалов обращения следует, что ИП <...> под брендом «КомиссионТорг» осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов в г. Бийске по адресам: ул. Степана Разина, д.90/2; ул. Льнокомбинат, д.30. При этом свою деятельность ИП <...> сопровождает наружной рекламой следующего содержания: «Нужны деньги? Мы дадим! Под залог: • Ноутбуков • Телефонов • Недвижимости • Бытовой техники • Авто-, мототехники • Ювелирных изделий • Электроинструментов • Спортивного инвентаря • Туристического инвентаря»; «Нужны деньги? Мы дадим! Продажа │Обмен │ Залог <...> <картинки велосипеда, смартфона, автомобиля и др.> Под залог: • Ноутбуков • Телефонов • Недвижимости • Бытовой техники • Авто-, мототехники • Ювелирных изделий • Электроинструментов • Спортивного инвентаря • Туристического инвентаря САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ!»; «КомиссионТорг ЛОМБАРД <…>».

Распространение вышеуказанной рекламы подтверждается фотографиями, представленными Сибирским ГУ Банка России.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности сети комиссионных магазинов «КомиссионТорг».

Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рекламе используется словосочетания: «самая дорогая оценка в городе!».

Используемая в рекламе фраза «самая дорогая оценка в городе» однозначно указывает, что оценка (подразумевается оценка товаров клиентов, оставляемых в залог) является самой дорогой среди оценок иных комиссионных магазинов г. Бийска.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «самый вкусный», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе критерии, по которым осуществляется сравнение, отсутствуют.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

В соответствии с ч.8 ст.2.6 Федерального закона «О ломбардах», ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр ломбардов, и юридических лиц, намеревающихся приобрести статус ломбарда, не может использовать в своем полном наименовании (полном фирменном наименовании) и (при наличии) сокращенном наименовании (сокращенном фирменном наименовании) слово «ломбард» или слова и словосочетания, производные от слова «ломбард».

В рекламе «КомиссионТорг» используется слово «ломбард», однако согласно сведениям, размещенным в Государственном реестре ломбардов, ломбард с наименованием «КомиссионТорг» отсутствует.

В соответствии с п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Таким образом, использование в рекламе «КомиссионТорг» слова «ломбард» является недостоверным, поскольку ломбард с наименованием «КомиссионТорг» отсутствует в Государственном реестре ломбардов.

Финансовой услугой, в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических и юридических лиц.

В силу ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со ст.4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Наряду с кредитными организациями, осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению займов имеют право микрофинансовые организации (в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»), ломбарды (в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»), кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (в соответствии с Федеральными законами от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

В рассматриваемой рекламе используются слово «залог» в совокупности со словом «ломбард», однако по информации Сибирского ГУ Банка России ИП <...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов наделен ограниченный круг лиц, который установлен Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом «О ломбардах», Федеральными законами «О кредитной кооперации» и «О сельскохозяйственной кооперации», к которому ИП <...> не относится.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав представленные материалы, а также текст рассматриваемой рекламы и способ распространения рекламы в г. Бийске Алтайского края, приходит к выводу, что реклама: «Нужны деньги? Мы дадим! Под залог: • Ноутбуков • Телефонов • Недвижимости • Бытовой техники • Авто-, мототехники • Ювелирных изделий • Электроинструментов • Спортивного инвентаря • Туристического инвентаря»; «Нужны деньги? Мы дадим! Продажа │Обмен │ Залог <...> <картинки велосипеда, смартфона, автомобиля и др.> Под залог: • Ноутбуков • Телефонов • Недвижимости • Бытовой техники • Авто-, мототехники • Ювелирных изделий • Электроинструментов • Спортивного инвентаря • Туристического инвентаря САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ!»; «КомиссионТорг ЛОМБАРД <…>», распространена с нарушением п.1 ч.3 ст.5, п.20 ч.3 ст.5, ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение п.1 ч.3 ст.5, п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несёт рекламодатель, ответственность за нарушение ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В соответствии с представленными материалами, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...> (ИНН <...>).

В соответствии с п.1 ч.2 ст.33 Федерального закона «О рекламе», антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно п.49 Правил, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения рассматриваемой рекламы с нарушением п.1 ч.3 ст.5, п.20 ч.3 ст.5, ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе» указанным способом, в материалы дела не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу: «Нужны деньги? Мы дадим! Под залог: • Ноутбуков • Телефонов • Недвижимости • Бытовой техники • Авто-, мототехники • Ювелирных изделий • Электроинструментов • Спортивного инвентаря • Туристического инвентаря»; «Нужны деньги? Мы дадим! Продажа │Обмен │ Залог <...> <картинки велосипеда, смартфона, автомобиля и др.> Под залог: • Ноутбуков • Телефонов • Недвижимости • Бытовой техники • Авто-, мототехники • Ювелирных изделий • Электроинструментов • Спортивного инвентаря • Туристического инвентаря САМАЯ ДОРОГАЯ ОЦЕНКА В ГОРОДЕ!»; «КомиссионТорг ЛОМБАРД <…>», распространенную в г. Бийске по адресам: ул. Степана Разина, д.90/2; ул. Льнокомбинат, д.30, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.1 ч.3 ст.5, п.20 ч.3 ст.5, ч.13 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
  2. Вынести ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны