Решение б/н Решение и предписание по делу №13-ФАС22-АМ/05-18 о нарушении... от 28 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е №13-ФАС22-АМ/05-18
 
Резолютивная часть решения оглашена «17» июля 2018г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено «19» июля 2018г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С<…> – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
В<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
Б<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
Ш<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
рассмотрев дело №13-ФАС22-АМ/05-18 по признакам нарушения СНТ «Пригородное» (ул.Мамонтова, д.54, с.Власиха,г.Барнаул) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившегося в препятствовании перетоку электрической энергии на объект Г<…> , расположенный по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, южная часть кадастрового квартала 22:61:021401, участок №64,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В управление ФАС по Алтайскому краю поступило письменное обращение Г<…> (вх.№ 182510 от 12.03.2018) в отношении СНТ «Пригородное» по поводу препятствования перетоку электрической энергии на объект, расположенный по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, южная часть кадастрового плана 22:61:021401, участок №64.
Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган по рассматриваемому заявлению, следует, что Г<…> является собственником земельного участка и дома по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, южная часть кадастрового плана 22:61:021401, участок №64, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.03.2010 №22АВ163240 и от 02.04.2010 №22АВ180137.
В октябре 2017 года СНТ «Пригородное» произвело отключение электрической энергии в жилом доме Г<…> , расположенном по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, южная часть кадастрового плана 22:61:021401, участок №64.
Из пояснения СНТ «Пригородное» (вх.№ 183810 от 06.04.2018), представленного в антимонопольный орган, следует, что между СНТ «Пригородное» и АО «Алтайэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения №0716 от 01.09.2014г., в связи с тем, что у СНТ «Пригородное» сложилась задолженность по электроэнергии перед АО «Алтайэнергосбыт», членами правления СНТ «Пригородное» было принято решение об отключении электроэнергии членам СНТ «Пригородное», у которых имеется задолженность, в том числе и участок №64, принадлежащей Г<…> .
Согласно Протоколу заседания членов правления СНТ «Пригородное» от 11.10.2017 задолженность у Г<…> за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии составила 4076 рублей, в связи с чем, принято решение о вручении уведомления о погашении задолженности и предупреждения об отключении электрической энергии.
При этом, из Протокола заседания членов правления СНТ «Пригородное» от 23.10.2017 задолженность СНТ «Пригородное» перед АО «Алтайэнергосбыт» составила 230 000 рублей, при этом задолженность следующих участков составила - участок №4 долг 1854 рубля; участок №72 долг 1073 рублей; участок №311 долг 3978 рублей; участок №64 долг 4076 рублей (оплачен частично 3076 рублей) остаток долга 1305 рублей, в связи с чем, принято решение об отключении электрической энергии на данные участки.
Из документов, представленных в антимонопольный орган Г<…> (вх.№183731 от 04.04.2018) следует, что с июля 2017 года дом подключен к сетям СНТ «Пригородное». Оплату электрической энергии производил в СНТ «Пригородное», так по квитанции от 11.08.2017 оплачено 1000 рублей, и по квитанции от 20.10.2017 оплачено 3076 рублей.
Действительно, из документов, представленных в антимонопольный орган следует, что между АО «Алтайэнергосбыт» (Продавец) и СНТ «Пригородное» (Потребитель) заключен договор энергоснабжения №0716 от 01.09.2014г. в соответствии с которым Продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Продавец несет обязательства по поставке электрической энергии (мощности) перед Потребителем в пределах договорных величин потребления электрической энергии (мощности) (пункт 4.1 договора энергоснабжения).
При этом, в соответствии с пунктом 4.3 договора энергоснабжения фактическое количество поставляемой по настоящему договору электрической энергии (мощности) определяется приборами учета, указанными в Приложении №3 «Перечень приборов коммерческого учета электрической энергии» к настоящему договору. Порядок определения лица, ответственного за эксплуатацию прибора учета, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Если для определения объемов потребления электрической энергии (мощности) по настоящему договору подлежит использованию более чем 1 прибор учета, то совокупный объем потребления электрической энергии по настоящему договору определяется путем суммирования (вычитания) объемов потребления электрической энергии, определенных в порядке, предусмотренном настоящим договором и Основными положениями, исходя из направлений перетоков электрической энергии по каждой точке поставки в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств Потребителя и мест расположения приборов учета по отношения к соответствующим точкам поставки.
Согласно пункта 8.4 договора энергоснабжения Продавец (АО «Алтайэнергосбыт») вправе инициировать полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) (приостановить исполнения обязательств по настоящему договору) после предварительного предупреждения Потребителя в порядке установленном действующим законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение Потребителем обязательств по оплате поставляемой электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергии (мощности) Потребителя, возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными в п.6.6 настоящего договора сроками платежа;
- выявления фактов безучетного потребления электрической энергии (мощности) Потребителем;
-в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Присутствующие в заседании Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю представители СНТ «Пригородное» сообщили, что жилой дом, расположенный по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, южная часть кадастрового плана 22:61:021401, участок №64 имеет опосредованное присоединение к электрическим сетям сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» через объекты электросетевого хозяйства СНТ «Пригородное».
Ограничение электроснабжения в жилом доме, расположенном по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, южная часть кадастрового плана 22:61:021401, участок №64, произведено СНТ «Пригородное», в связи с наличием задолженности за поставленную электрическую энергию, при этом уведомления о введения режима ограничения электрической энергии в адрес Г<…> не направлялось.
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела №13-ФАС22-АМ/05-18 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с абзацем 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Основаниями для прекращения электроснабжения в соответствии со статьями 26, 38 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» являются: факт ненадлежащего технологического присоединения к электрическим сетям; аварийная ситуация на объектах электроэнергетики; ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.
Иных оснований прекращения электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту — Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
В соответствии со ст. 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
В данном случае энергоснабжающей организацией, осуществляющей поставку электрической энергии в СНТ «Пригородное» на момент отключения энергии на участке Г<…> , является АО «Алтайэнергосбыт».
В свою очередь, письмом от 09.04.2018 за №08/513, направленным в адрес Г<…> АО «Алтайэнергосбыт» проинформировало, что не инициировало введение ограничения режима потребления электрической энергии на участке №64 в СНТ «Пригородное».
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон №66) член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан, в том числе нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи; выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения.
В силу ст. 8 Закона №66 граждане вправе также вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату и на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В случае неуплаты установленных договором взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В данном случае, Г<…> договор на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом СНТ «Пригородное» не заключался.
СНТ «Пригородное» не является энергоснабжающей и сетевой организацией, а положениями ст. ст. 21, 22 Закона №66 не предусмотрено право общего собрания либо правления принимать какие-либо решения по отключению (прекращению подачи) электроэнергии.
В соответствии с п.117 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила №354)исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
На основании 118 Правил №354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
При этом, исходя из представленных документов, не следует, что задолженность за потребленную электрическую энергию Г<…> превышает сумму 2 месячных размеров платы за данную услугу.
В силу пункта 3 Правил недискриминационного доступа, СНТ «Пригородное» обязано обеспечить недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии независимо от правовых отношений с потребителем электроэнергии, а также с энергосбытовыми и сетевыми организациями.
Следовательно, СНТ «Пригородное» как владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
В данном случае поставка электрической энергии на объект Г<…> осуществляется через объекты электросетевого хозяйства СНТ «Пригородное».
СНТ «Пригородное» является владельцем объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» энергоснабжающие устройства членов садоводства и граждан, заключивших договор на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом СНТ «Пригородное».
То есть энергоснабжающие устройства Г<…> опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» через объекты электросетевого хозяйства СНТ «Пригородное».
В данном случае наличие установленного технологического присоединения энергопринимающих устройств Г<…> к сетям сетевой организации (ПАО «МРСК Сибири») через объекты электросетевого хозяйства (СНТ «Пригородное»), в силу части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 6 Правил недискриминационного доступа обязывает СНТ «Пригородное» не препятствовать свободному перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства СНТ «Пригородное» для Г<…> .
Таким образом, действия СНТ «Пригородное», выразившиеся в препятствовании с октября 2017 года перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства СНТ «Пригородное» на объект Г<…> , нарушают часть 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункты 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать действия СНТ «Пригородное», выразившиеся в препятствовании с октября 2017 года перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства СНТ «Пригородное» на объект Г<…> , расположенный по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, южная часть кадастрового плана 22:61:021401, участок №64, нарушающими часть 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункты 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
2. Выдать СНТ «Пригородное» предписание о прекращении нарушения законодательства об электроэнергетике и устранении его последствий, а именно СНТ «Пригородное» не препятствовать перетоку электрической энергии на объект Г<…> , расположенный по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, южная часть кадастрового плана 22:61:021401, участок №64, путем восстановления перетока электрической энергии от объектов электросетевого хозяйства СНТ Пригородное» на объект Г<…> .
 
 
 
Председатель Комиссии С<…>
 
Члены Комиссии В<…>
Б<…>
 
Ш<…>
 
 
Решение и предписание Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения и предписания. Также решение и предписание Комиссии может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е №13-ФАС 22-АМ /05-18
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
 
 
Резолютивная часть предписания оглашена «17 » июля 2018г. г. Барнаул
В полном объеме предписание изготовлено «19» июля 2018г.
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С<…> – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
В<…> – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
Б<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
Ш<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 19.07.2018г. (резолютивная часть решения оглашена 17.07.2018) по делу №13-ФАС22-АМ/05-18 о нарушении СНТ «Пригородное» (ул.Мамонтова, д.54, с.Власиха,г.Барнаул) части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861,
 
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
СНТ «Пригородное» в срок до 10.08.2018 прекратить нарушение пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившееся в препятствовании с октября 2017 года перетоку электрической энергии на объект Г<…> , расположенный по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, южная часть кадастрового плана 22:61:021401, участок №64.
СНТ «Пригородное» восстановить переток электрической энергии от объектов электросетевого хозяйства СНТ Пригородное» на объект Г<…> , расположенный по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, южная часть кадастрового плана 22:61:021401, участок №64.
О выполнении предписания письменно сообщить в УФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением копий подтверждающих документов.
 
Председатель Комиссии С<…>
 
Члены Комиссии В<…>
 
Б<…>
Ш<…>
 
 
 
Предписание Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия предписания. Также предписание Комиссии может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны