Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/21-847/2019 от 12 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП К<...>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 022/05/21-847/2019

Решение изготовлено в полном объеме 12 ноября 2019г. г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель:

К<...>  – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

Б<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

К<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 022/05/21-847/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения по адресу г.Бийск, ул. Красноармейская, 79 наружной рекламы алкогольной продукции (пива), в которой усматриваются признаки нарушения п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя ИП К<...> (уведомлен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

03 октября 2019г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения и распространения по адресу: г.Бийск, ул. Красноармейская, 79, на фасаде жилого дома с административными помещениями наружной рекламы следующего содержания: «ALTAICRAFT пивоварня на Алтае VilleR хмель солод вода», выносного штендера с рекламной информацией: «ALTAICRAFT Пивоварня МиК крафтовые напитки», а также электронного табло, на котором транслируется реклама: «Бийское полутемное … БИЙСКОЕ… СВЕТЛОЕ».

14 октября 2019г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №022/05/21-847/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламораспространителя, ИП К<...>. Рассмотрение дела назначено на 06.11.2019г.

В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее-Правила рассмотрения антимонопольным органом дел), рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламораспространитель – ИП К<...>  на рассмотрение дела не явился (о месте и времени рассмотрения дела извещен). В адрес антимонопольного органа от ИП К<...> поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вхд. №1914268 от 28.10.2019г.).

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП К<...>

28.10.2019г. на определение о возбуждении дела № 022/05/21-847/2019 ИП К<...>. (вхд. №1914268) представил отзыв, в котором частично нарушение Федерального закона «О рекламе» признал, пояснив, что выносной штендер с информацией «ALTAICRAFT Пивоварня МиК крафтовые напитки», с изображением указателя в виде стрелки, не является рекламной информацией, рекламной конструкцией, а служит средством идентификации места осуществления предпринимательской деятельности. По состоянию на 21.10.2019г. информация на выносном штендере изменена на: «Пивоварня на Алтае Пивоварня МиК». Распространение рекламы: «ALTAICRAFT пивоварня на Алтае VilleR хмель солод вода», прекращено. Баннер демонтирован. В настоящее время размещен баннер с информацией: «Пивоварня на Алтае Пивоварня МиК». Электронное табло с рекламной информацией: «Бийское полутемное … БИЙСКОЕ… СВЕТЛОЕ», было размещено на момент приобретения нежилого помещения. В настоящее время распространение рекламной информации прекращено. В качестве доказательства ИП К<...> представлены фотографии, а также скриншоты гугл карты по состоянию на октябрь 2016г., декларации соответствия реализуемой продукции от 20.09.2017г., 17.04.2019г.

06.11.2019 Комиссия, рассмотрев материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к рекламируемой алкогольной продукции («бийское полутемное», «бийское светлое», «VilleR»), реализуемой в магазине «Пивоварня МиК», к производителю рекламируемого товара («ALTAICRAFT пивоварня на Алтае»), способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

В силу статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно Декларации о соответствии ЕАЭС №RU Д-RU.АЯ82.B. от 20.09.2017, представленной ИП К<...>, «VilleR» является алкогольной продукцией (пиво).

В рассматриваемой рекламе содержится информация: «…ALTAICRAFT пивоварня на Алтае VilleR…»; «ALTAICRAFT Пивоварня МиК крафтовые напитки»; «Бийское полутемное … БИЙСКОЕ… СВЕТЛОЕ», что указывает на то, что в магазине «Пивоварня МиК», реализуется алкогольная продукция (пиво) следующих марок: «бийское полутемное», «бийское светлое», а также пиво производства «ALTAICRAFT» - «VilleR».

Статьей 21 Федерального закона «О рекламе» установлены требования к рекламе алкогольной продукции.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений.

Исходя из положений статьи 19 Федерального закона «О рекламе» следует, что законодательство о рекламе не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в связи с чем, рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения.

Действие рассматриваемой рекламы направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы алкогольной продукции, посредством рекламной конструкции, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.

В соответствии с ч.4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе», специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения.

Согласно Письму ФАС России №АК/76734/18 от 24.09.2018г. «О применении статьи 21 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, содержащей сведения, формирующие интерес к пиву, как напитку, без указания на индивидуализирующие признаки товара, в частности, без конкретных наименований пива, объектом рекламирования алкогольная продукция не выступает.

Однако указание сведений, формирующих интерес к пиву, как напитку, в рекламе, объектом рекламирования которой выступает продавец товаров, позволяет сделать однозначный вывод о том, что объектом рекламирования выступает деятельность такого лица по продаже алкогольной продукции, представляющей собой пиво и напитки, изготовляемые на основе пива.

Учитывая изложенное, рассматриваемая наружная реклама алкогольной продукции (пива) распространяется ИП К<...> с нарушением требований п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».

Довод ИП К<...> о том, что выносной штендер с рекламной информацией: «ALTAICRAFT Пивоварня МиК крафтовые напитки», с изображением указателя в виде стрелки, не является рекламной информацией, а служит средством для идентификации места осуществления предпринимательской деятельности, Комиссия отклоняет в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2, 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно Письму ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» с учетом положений пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения, в том числе в случае размещения такой информации на конструкциях, представляющих собой электронное табло с "бегущей строкой" или подсветкой.

Вместе с тем, законодательство, в том числе статья 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках.

Следовательно, конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации.

В соответствии с п.2 Письма ФАС России от 27.12.2017 №АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.

Антимонопольным органом установлено, что выносной штендер с рекламной информацией: «ALTAICRAFT Пивоварня МиК крафтовые напитки», размещался и распространялся рядом со входом в здание, расположенном по адресу: г.Бийск, ул. Красноармейская, 79 ( магазин «Пивоварня МиК»).

При этом, информация, раскрытие и распространение которой для потребителей является обязательным, в силу требования Закона РФ «О защите потребителей», размещена ИП К<...>  рядом с входной дверью, а также над входом в магазин, и содержит следующую информацию: «Пивоварня МиК», «ИП К<...> ИНН… ОГРН… РЕЖИМ РАБОТЫ 10-21 ЕЖЕДНЕВНО».

Рассматриваемый выносной штендер: «ALTAICRAFT Пивоварня МиК крафтовые напитки», с учетом размещенной на нем информацией, а также её доступности неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним лицам, является наружной рекламой, на которую требования Федерального закона «О рекламе» распространяются.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно информации, размещенной на вывеске торгового объекта, предпринимательскую деятельность в магазине «Пивоварня МиК», расположенном по адресу: г.Бийск, ул. Красноармейская, д.79, осуществляет ИП К<...> (ИНН<...>).

Антимонопольным органом установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП К<...> (ИНН <...>).

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ИП К<...>  п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе», что выражается в распространении наружной рекламы алкогольной продукции (пива).

В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссией установлено, что ИП К<...>  представлены доказательства, подтверждающие прекращение распространения в г.Бийск по адресу: ул. Красноармейская, 79, рассматриваемой наружной рекламы алкогольной продукции (пива).

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 44, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рассматриваемую наружную рекламу алкогольной продукции: «ALTAICRAFT пивоварня на Алтае VilleR хмель солод вода», «ALTAICRAFT Пивоварня МиК крафтовые напитки», «Бийское полутемное … БИЙСКОЕ… СВЕТЛОЕ», распространенную по адресу: г.Бийск, ул. Красноармейская, 79, ненадлежащей, так как при ее распространении нарушены требования п.5 ч.2 ст.21 Федерального закона «О рекламе».

2.Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ИП К<...>  дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:  К<...>

Члены Комиссии: Б<...>

 К<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны