Постановление б/н о назначении административного наказания по делу № 022/04/14... от 8 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 022/04/14.31-113/2021

об административном правонарушении

08.04.2021 года г. Барнаул

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - Алтайское краевое УФАС России) С.<……> (656068, г. Барнаул, ул. Пролетарская 65), рассмотрев протокол и материалы дела № 022/04/14.31-113/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица - МУП города Бийска «Водоканал» (<……>), в присутствии представителя МУП города Бийска «Водоканал» - В<……> И.В. (доверенность от 11.01.2021, сроком действия до 31.12.2021), в отсутствии представителя потерпевшего - ООО «Бийские промышленные воды», заявившим ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела,

УСТАНОВИЛ:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - Алтайское краевое УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение ООО «Бийскпромводы» в отношении МУП города Бийска «Водоканал» (вх. № 1914577 от 01.11.2019) по поводу отказа в выдаче технических условий на проектирование узла коммерческого учета транспортируемых сточных вод.

На основании приказа Алтайского краевого УФАС России от 20.12.2019 № 289 в отношении МУП города Бийска «Водоканал» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 022/01/10-1134/2019, создана Комиссия по его рассмотрению и вынесено определение о назначении дела к рассмотрению.

Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган установлено, что ООО «Бийскпромводы» владеет консольным водосбросом на правах аренды. Согласно договору № БПВ 4-50 от 28.08.2018 ООО «Бийский фильтровальный комплекс» (арендодатель) предоставляет ООО «Бийскпромводы» (арендатор) во временное владение и пользование имущество согласно приложению № 1, в том числе консольный водосброс 269,4 (кадастровый номер 22:65:017258:370). Согласно пункту 1,7 указанного договора, срок аренды консольного водосброса установлен с 01.04.2018 по 31.03.2024.

Ранее, 01.06.2007 между ЗАО «Бийскпромводы» (ООО «Бийскпромводы» -правопреемник) и МУП г. Бийска «Водоканал» был заключен договор на водоотведение № БПВ 8-51. Согласно предмету данного договора ЗАО «Бийскпромводы» обязуется осуществлять прием стоков и иные действия, предусмотренные договором, а МУП г. Бийска «Водоканал» обязуется сбрасывать стоки в систему канализации и своевременно оплачивает услуги ЗАО «Бийскпромводы».

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сторонами (приложение № 2 к данному договору) сточные воды от абонентов МУП г. Бийска «Водоканал» транспортируются через канализационные сети, принадлежащие ЗАО «Техобслуживание», далее через консольный водосброс заявителя сбрасываются в реку Бия. Согласно пункту 4.1 договора сторонами предусмотрена оплата за данные услуги согласно тарифу, установленному действующим законодательством.

Согласно представленным заявителем актам: № 82 от 31.03.2019, № 109 от 30.04.2019, № 136 от 31.05.2019, № 164 от 30.06.2019, № 184 от 31.07.2019, № 216 от 31.08.2019, ООО «Бийскпромводы» оказывает МУП г. Бийска «Водоканал» услуги, связанные с транспортировкой сточных вод, которые оплачиваются МУП г. Бийска «Водоканал» согласно действующему тарифу (на транспортировку сточных вод).

Со стороны МУП г. Бийска «Водоканал» указанные акты подписаны с разногласиями в части определения объема транспортируемых вод, а также с указанием на то, что данные отношения не предусмотрены договором № БПВ 8-51.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что ООО «Бийскпромводы» оказывает услуги для МУП г. Бийска «Водоканал» по транспортировке сточных вод от своих абонентов с городских очистных сооружений через указанный консольный водосброс в реку Бия.

С целью урегулирования разногласий по определению фактических объемов оказанных услуг, руководствуясь пунктом 29 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», ООО «Бийскпромводы» обратилось в МУП г. Бийска «Водоканал» с заявкой на выдачу технических условий на проектирование узла коммерческого учета транспортируемых сточных вод.

МУП г. Бийска «Водоканал» письмом от 25.10.2019 № 4246 было отказано в выдаче технических условий на проектирование узла коммерческого учета, поскольку между МУП г. Бийска «Водоканал» и ООО «Бийскпромводы» отсутствует договор на транспортировку сточных вод, что и послужило основанием для обращения последнего в антимонопольный орган.

МУП г. Бийска «Водоканал» в заседаниях Комиссии Алтайского краевого УФАС России по рассмотрению дела № 022/01/10-1134/2019 возражало относительно доводов ООО «Бийскпромводы» поскольку между ООО «Бийскпромводы» и МУП г. Бийска «Водоканал» сложились правоотношения по оказанию заявителем услуги именно по сбросу сточных вод в реку Бия через консольный водосброс, а не по их транспортировке. Отмечено, что актами оказанных услуг № 256 от 31.10.2019, № 287 от 30.11.2020, № 325 от 31.12.2019, № 12 от 31.01.2020, № 52 от 29.02.2020, № 64 от 31.03.2020, № 91 от 30.04.2020, МУП г. Бийска «Водоканал» подтверждает оказание услуг именно по сбросу сточных вод.

В обоснование своей позиции МУП города Бийска «Водоканал» сослался на уведомление от 18.03.2020 № 1026, адресованное ООО «Бийскпромводы», согласно которому ранее в платежных поручениях, подтверждающих оплату оказанных заявителем услуг (согласно перечню), указано неверное наименование платежа «Оплата услуг по транспортировке сточных вод», которое надлежит считать как «Оплата услуг по сбросу сточных вод»; а также на прекращение действия договора от 01.06.2007 № БПВ 8-51 на водоотведение, заключенного ранее между ЗАО «Бийскпромводы» и МУП г. Бийска «Водоканал».

Позиция МУП города Бийска «Водоканал» основана на том, что заявитель не является транспортирующей организацией для ответчика, поскольку исходя из норм действующего законодательства (пунктов 1 и 5 статьи 17 Закона о водоснабжении и водоотведении), а также Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», которым утверждены типовые формы договоров, в частности, договор транспортировки сточных вод, рассматриваемые отношения не подпадают под понятие «транспортировки», поскольку не соответствуют схеме: абонент - транзитная организация - организация водопроводно-канализационного хозяйства, которая сточные воды принимает и очищает.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для отказа в выдаче технических условий для установки прибора учета сточных вод от 25.10.2019 № 4246.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с водоотведением и транспортировкой воды и (или) сточных вод, а также учетом закреплены Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также иными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно пункту 28 вышеуказанной нормы, централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Транспортировка воды (сточных вод) - это перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (пункт 26 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Указанные в части 1 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 постановления администрации города Бийска от 12.07.2017 № 1240 «Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения водоотведения и установлении зон ее деятельности в границах муниципального образования город Бийск» ООО «Бийские промышленные воды» является гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Бийск.

Вместе с тем, применительно к рассматриваемым правоотношениям с МУП города Бийска «Водоканал», ООО «Бийские промышленные воды», несмотря на наличие статуса гарантирующей организации, выступает в роли организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоотведения.

В части 2 вышеуказанного постановления администрации города Бийска в числе прочих зон деятельности по водоотведению ООО «Бийские промышленные воды» является сооружение консольный водосброс - транспортировка сточных вод, точка сброса в реку Бия, сброс с городских очистных сооружений и промышленной зоны.

Таким образом, консольный водосброс, принадлежащий ООО «Бийскпромводы» на правах аренды, является инженерным сооружением, присоединенным к централизованной системе водоотведения, предназначенным для перемещения сточных вод, в том числе и от абонентов МУП города Бийска «Водоканал».

Указанные обстоятельства также подтверждены сведениями, представленными в антимонопольный орган управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (вх. № 201701 от 13.02.2020).

Решением № 401 от 04.12.2018 управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ООО «Бийскпромводы» установлен тариф на транспортировку сточных вод в сфере водоотведения потребителям муниципального образования города Бийска на 2019 - 2023 годы.

Согласно части 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В соответствии с Постановлением Администрации г. Бийска от 15 ноября 2013 № 3525 «Об определении гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения водоотведения и установлении зон ее деятельности в границах муниципального образования город Бийск» МУП города Бийска «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Бийск.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов № 403 от 04.12.2018 для МУП города Бийска «Водоканал» также установлен тариф на водоотведение. Несмотря на то, что МУП города Бийска «Водоканал» не включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем выявления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона о естественных монополиях.

Так, для установления факта осуществления хозяйствующим субъектом деятельности в условиях естественной монополии выявляется: наличие в собственности или на иных законных основаниях имущества, предназначенного для производства товаров (оказания услуг) в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях; фактическое осуществление хозяйствующим субъектом деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии.

МУП города Бийска «Водоканал» осуществляет хозяйственную деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры и имеет признаки, указанные в статье 3 Закона о естественных монополиях.

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с п. 4.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок) географические границы товарного рынка в сфере услуг субъектов естественных монополий определяются на основании технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

В целях проведения анализа на рынке оказания услуг по водоотведению в г. Бийске Алтайского края, географические границы товарного рынка оказания услуг по водоотведению в г. Бийске определены Алтайским краевым УФАС России в локальных границах территории расположения технологической инфраструктуры МУП города Бийска «Водоканал» (канализационные сети, очистные сооружения и т.д.), закрепленной за организацией водопроводно-канализационного хозяйства на праве хозяйственного ведения.

Учитывая вышеизложенное, а также положения части 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении, МУП города Бийска «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоотведению в г. Бийске Алтайского края, в границах расположения технологической инфраструктуры, а также является гарантирующей организацией, в том числе в разрезе правоотношений с ООО «Бийские промышленные воды».

Согласно части 4 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети (ООО «Бийскпромводы»), обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (МУП г. Бийска «Водоканал») обязуется оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

Позиция МУП города Бийска «Водоканал» об отсутствии обязанности по выдаче технических условий, поскольку рассматриваемые правоотношения не урегулированы соответствующим договором о транспортировке и не подпадают под понятие «транспортировки» (исходя из содержания типового договора), является несостоятельной, поскольку противоречит нормам действующего законодательства и Правил в их совокупном толковании.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с типовым договором по транспортировке сточных вод, утвержденным Правительством Российской от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Исходя из обстоятельств дела, рассматриваемые правоотношения между МУП г. Бийска «Водоканал» и ООО «Бийскпромводы» по своей сути не являются типичными, поскольку организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоотведения осуществляется сброс сточных вод в реку, а не их возврат гарантирующей организации. Вместе с тем, вышеуказанное не означает отсутствие услуги по транспортировке сточных вод исходя из понятийного аппарата Закона о водоснабжении и водоотведении, а также утвержденного тарифа на транспортировку сточных вод в сфере водоотведения, имеющегося в материалах дела. Соответственно, заключение каких-либо иных договоров между МУП города Бийска «Водоканал» и ООО «Бийскпромводы» об урегулировании сложившихся отношений не предусмотрено Законом о водоснабжении и водоотведении.

Учитывая изложенное, Комиссия по рассмотрению дела № 022/01/10-1134/2019 пришла к выводу, что между сторонами сложились фактические договорные отношения по транспортировке сточных вод, что обуславливает необходимость установки прибора учета транспортируемых ООО «Бийскпромводы» сточных вод, и порождает обязанность МУП города Бийска «Водоканал» выдать соответствующие технические условия.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (далее - Правила № 776) определен порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 2 Правил №776 коммерческому учету сточных вод подлежит количество (объем):

а) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

б) воды, транспортируемой организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей, по договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке холодной воды;

в) сточных вод, принятых от абонентов по договору водоотведения, в том числе единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

г) сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод;

д) воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договору по водоподготовке воды;

е) сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.

На основании пункта 4 Правил № 776 приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно пунктам 28, 29 Правил № 776 в случаях установки узлов учета на объектах капитального строительства, проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий на проектирование узла учета. Результатом проектирования узла учета является проектная документация на оборудование узла учета. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации на оборудование узла учета юридические или физические лица.

Технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).

В рамках рассматриваемых правоотношений МУП города Бийска «Водоканал» является организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, а ООО «Бийскпромводы» является транспортирующей организацией, в связи с чем, МУП города Бийска «Водоканал» обязано было выдать в установленный срок технические условия на проектирование узла учета с целью установления объема фактически оказанных услуг заявителем - ООО «Бийскпромводы».

Отказ в выдаче технических условий на проектирование узла учета транспортируемых сточных вод по консольному водосбросу, принадлежащему ООО «Бийскпромводы» на правах аренды, ущемляет интересы последнего в сфере предпринимательской деятельности, поскольку отсутствие узла учета не позволяет заявителю определить фактический объем оказанных услуг и получить за это оплату согласно установленному тарифу.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Действия МУП г. Бийска «Водоканал», выразившиеся в отказе (исх. № 4246 от 25.10.2019) в выдаче технических условий на проектирование узла учета транспортируемых ООО «Бийскпромводы» сточных вод, противоречат пунктам 28, 29 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», ущемляют интересы ООО «Бийскпромводы» в сфере предпринимательской деятельности и нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Такое поведение МУП г. Бийска «Водоканал» свидетельствует о выходе последнего за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, поскольку границы возможного поведения для организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение установлены в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в Постановлении Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Вышеуказанный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии Алтайского краевого УФАС России от 29.05.2020 № 022/01/10-1134/2019, на основании которого антимонопольным органом было выдано предписание (исх. № 2377/5 от 29.05.2020) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решением арбитражного суда Алтайского края от 14.10.2020, а также принятым постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу № А03-8428/2020, вышеуказанные решение и предписание антимонопольного органа признаны законными и обоснованными.

Таким образом, МУП г. Бийска «Водоканал» нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть «совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации».

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается протоколом по делу №022/04/14.31-113/2021 об административном правонарушении от 25.02.2021, а также и другими материалами дела.

Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от его требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у МУП г. Бийска «Водоканал» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

МУП г. Бийска «Водоканал» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выдать в октябре 2019 года технические условия на проектирование узла учета сточных вод на основании заявки ООО «Бийскпромводы», а также то, что предприятием были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Рассматриваемое правонарушение, совершенное МУП г. Бийска «Водоканал» представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в области водоотведения, а также повлекло нарушение прав ООО «Бийскпромводы» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку отсутствие узла учета не позволяет определить фактический объем оказанных услуг и получить за это оплату согласно установленному тарифу, соответственно не может быть признано малозначительным.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.31, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать МУП города Бийска «Водоканал» (<……>), виновным в совершении административного правонарушения, выразившиеся в отказе (исх. № 4246 от 25.10.2019) ООО «Бийскпромводы» в выдаче технических условий на проектирование узла учета транспортируемых ООО «Бийскпромводы» сточных вод, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Применить к МУП города Бийска «Водоканал» (<……>) меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 2 763 310,30 руб. (Два миллиона семьсот шестьдесят три тысячи триста десять рублей тридцать копеек).

 

Расчет суммы наложенного штрафа:

Санкция части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной: сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Сумма выручки МУП города Бийска «Водоканал» на рынке услуг по водоотведению в г. Бийске Алтайского края (согласно объемам, переданным ООО «Бийскпромводы» для сброса в реку Бия) за 2018 год составила 210 537 927,38 руб., совокупный размер суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) МУП города Бийска «Водоканал» на рынке услуг по водоотведению в г. Бийске Алтайского края в 2018 году составил 653 188 048,76 руб.

Информация о выручке МУП города Бийска «Водоканал» за указанный период получена из письменной информации предприятия, согласно уведомлению о составлении протокола Алтайского краевого УФАС России от 19.01.2021 № 171/5.

Административное правонарушение совершено МУП города Бийска «Водоканал» на рынке услуг по водоотведению, то есть на рынке оказания услуг по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Таким образом, расчет наложенного на МУП города Бийска «Водоканал» административного штрафа следующий:

минимальная сумма штрафа - 210 537 927,38 * 0,003 = 631 613,78 руб.

максимальная сумма штрафа - 210 537 927,38 * 0,03 = 6 316 137,82 руб., где:

- 210 537 927,38 руб. выручка МУП города Бийска «Водоканал» на рынке услуг по водоотведению в г. Бийске Алтайского края за 2018 год;

- 0,003 и 0,03 - коэффициенты кратности штрафа к сумме выручки МУП города Бийска «Водоканал» на рынке услуг по водоотведению в г. Бийске Алтайского края, сформированной в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации за 2018 г.

Согласно Примечанию 2 к статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в числе прочих признается добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Смягчающим административную ответственность обстоятельством, в данном случае, является добровольное (до вынесения постановления по делу об административном правонарушении) исполнение МУП г. Бийска «Водоканал» предписания от 29.05.2020 № 022/01/10-1134/2019 (исх. № 2377/5 от 29.05.2020) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства 29.12.2020 путем выдачи ООО «Бийскпромводы» технических условий на проектирование узла учета сточных вод.

В соответствии с Примечанием 4 к статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, с учетом применения Примечания 4 к статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма штрафа составит 2 763 310,30 руб., исходя из следующего расчета:

631 613,78+1/2*(6 316 137,82 - 631 613,78) - 1/8*(6 316 137,82 - 631 613,78) = 2 763 310,30.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В данном случае, оснований для применения части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении настоящего дела не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Получатель - управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)

ИНН: 2221022528

КПП: 222501001

ОКТМО: 01701000

Номер казначейского счета: 03100643000000011700

Единый казначейский счет: 40102810045370000009

Наименование Банка: Отделение Барнаул Банка России // УФК по Алтайскому краю г. Барнаул

БИК ТОФК 010173001

Код дохода: 161 1 16 01141 01 0031 140

УИН 16100500000000923860

Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу тел.8(3852) -24-68-81.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

На основании части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Дата вступления постановления в законную силу «____»________ 2021г.

Дата выдачи постановления «___» ____________ 2021г.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

Заместитель руководителя управления

Советник государственной

гражданской службы РФ 1 класса С<……>.

Копия постановления получена «_____» ________________2021г.

Копия постановления направлена «_____» ________________2021г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны