Определение б/н Определение о прекращении производства по делу от 23 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк»

ул. Амурская, д. 225

г. Благовещенск,

Амурская область, 675000

atb@atb.su

​Профинтерна, 38а,

г.Барнаул, 656002

ООО «Финмедиа»

ул.Смолячкова,

д.19, литер.А, оф.208,

г.Санкт-Петербург, 194044

Заявителю

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №022/05/18-610/2020

23 сентября 2020г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления,

члены Комиссии:

<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев материалы дела №022/05/18-610/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламной информации на абонентский номер заявителя посредством звонка без предварительного согласия, в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст.18, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламораспространителя – ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (далее - ПАО «АТБ»), в лице представителя по доверенности <...>.

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/18-610/2020 возбуждено по факту поступления на мобильный телефон заявителя <...> звонка с нежелательной рекламой финансовой услуги от ПАО «АТБ».

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 31.07.2020г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ПАО «АТБ». Рассмотрение дела назначено на 19.08.2020г.

На заседании Комиссии представитель ПАО «АТБ» <...> с признаками нарушения законодательства о рекламе не согласилась. Сообщила, что 02.03.2020 и 12.04.2020 года заявитель оставлял заявки на кредит в сети Интернет, номер телефона был указан как контактный номер для связи.

12.04.2020г. на основании оставленной заявителем в сети Интернет заявки на кредит, как указывает представитель Банка, сотрудником, на его контактный номер был осуществлен звонок для уточнения данных по заявке согласно действующего скрипта. Кроме того, 23.09.2015 года заявитель дал согласие Банку на получение рекламы, иной информации от Банка, в том числе посредством сетей электросвязи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, прочих видов связи) в форме смс-сообщений, голосового сообщения, сообщения по электронной почте и прочих. Однако в подтверждение этого, Банк не может предоставить заявление в связи с истечением срока давности хранения документа, но при этом Банк сообщает, что указанные в заявке данные и согласия хранятся в электронном виде в программном обеспечении Банка.

По информации, предоставленной Банку, ООО «Финмедиа» в рамках заключенного договора об оказании услуг от 14 июля 2017 года обязуется оказать услуги, выраженные в привлечении пользователей сети Интернет, потенциально заинтересованных в пользовании услуг Банка для совершения действия (далее-услуги), в объеме, указанном в приложениях к настоящему договору. Также ООО «Финмедиа» сообщило, что в информационной системе Общества содержатся сведения, что данные были введены пользователем в интернете на сайте http://zaimus.ru/zayavka.html. Данный сайт спрограммирован таким образом, что при оформлении и отправке анкеты обязательным для передачи персональных данных является проставление галки рядом с чекбоксом «я согласен на обработку и передачу персональных данных».

19.08.2020г. Комиссия, в связи с необходимостью получение дополнительных доказательств, на основании п.34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила), определила рассмотрение дела отложить до 23.09.2020г.

В указанную дату заявитель на рассмотрение дела не явился, о дате и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом, что в силу п.30 Правил не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

ПАО «АТБ» во исполнение определения об отложении представлены пояснения и документы, согласно которым заявитель – <...> 12.04.2020г. привлечен в рамках договора оказания услуг №14-07/17-LdG-772 от 14.07.2017г. Исполнителем которого является ООО «Финмедиа» под брендом LeadGid.

В рамках данного договора и приложений к нему ООО «Финмедиа» оказывает услуги, выраженные в привлечении пользователей сети интернет, потенциально заинтересованных в пользовании услуг Банка для совершения действия, в объеме, указанном в приложении к договору.

02.03.20020г. и 12.04.2020г. <...> оставлял заявки на кредитв сети интернет на сайте https://zaimus.ru/zayavka.html., номер телефона 89132744671 был указан им как контактный номер для связи. Данная информация в рамках действия Договора оказания услуг №14-07/17-LdG-772 от 14.07.2017г. была передана ООО «Финмедиа» Банку.

С целью отработки данной заявки и предоставления по ней информации 12.04.2020г. сотрудником Банка был осуществлен звонок <...> на указанный им в заявке номер телефона. Оператор конкретно обращается к <...> по имени и отчеству.

Заполняя заявку на сайте <...> в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» дал добровольное согласие интернет-ресурсу на обработку персональных данных, в том числе их передачу кредитным учреждениям, брокерам и другим третьим лицам для подбора персональных предложений по кредитованию и другим финансовым продуктам.

Таким образом, звонок <...> сделан сотрудником Банка не с целью рекламы, а с целью уточнения заявки <...> на получения кредита, оставленной им на сайте организации, с которой у Банка заключен Договор.

Банком не нарушены требования ч.3 ст.28, ч.7 ст.5, ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе», так как информация, полученная <...> от сотрудника Банка рекламой не является. Действия Банка соответствуют требованиям действующего законодательства о банковской деятельности, звонок <...> совершен в рамках полномочий Банка на информирование клиента по его заявке.

При заполнении заявления на банковское обслуживание и предоставления иных услуг в «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) <...> дал согласие Банку на получение рекламы, иной информации от Банка, в том числе посредством сетей электросвязи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, прочих видов связи) в форме смс-сообщений, голосового сообщения, сообщения по электронной почте и пр. (подпункт «г» пункта 4.3. Заявления). Заявление сохранено в базе данных Банка в электронном формате.

Комиссия, изучив документы и материалы, а также заслушав представителя ПАО «АТБ», пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела на абонентский номер заявителя <...> поступил звонок с рекламой акции от банка, о возможности оформления кредита по сниженной процентной ставке от 8,8% годовых без предварительного согласия заявителя. Звонок поступил 12.04.2020г. в 17:00 с номера 964-405-57-00.

Заявителем представлена запись телефонного разговора, а также детализация абонентского номера, которыми подтверждается поступление вышеуказанного звонка.

Антимонопольный орган, проанализировав запись звонка, представленную заявителем, установила следующее.

Из диалога следует, что представителя Банка зовут «Екатерина», которая сообщает: «здравствуйте, вас приветствует «Азиатско-Тихоокеанский банк» кредитный менеджер Екатерина. <...>?», заявитель отвечает: «Я вас слушаю», оператора продолжает: «В рамках акции в нашем Банке вы можете оформить кредит по сниженной процентной ставке 8,8 годовых, есть несколько вопросов, если будете соответствовать требованиям банка, я расскажу, как воспользоваться нашим предложением, хорошо?» заявитель отвечает: «Плохо!», оператор продолжает: «Вас интересует кредитование?», заявитель отвечает «Нет», оператор продолжает: «Подумайте, обращайтесь, до 1 миллиона рублей, решение в течение часа, по паспорту, на любые ваши цели, максимально сумма выдается до 10 миллионов рублей», заявитель отвечает: «А что так мало?», оператор: «Всего доброго до свидания».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 1 ст.18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, абонентский номер <...> -405-57-00 принадлежит оператору ПАО «ВымпелКом».

По информации, предоставленной ПАО «ВымпелКом» следует, что абонентский номер <...> обслуживается с 26.11.2019 года ПАО «ВымпелКом» по договору об оказании услуг связи Билайн №658261829 от 26.06.2017г. с абонентом –ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ИНН 2801023444, Адрес: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, улица Амурская, владение 255).

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», направлена на привлечение внимания к оказываемой финансовой услуге, а именно предоставление кредита по сниженной процентной ставке от 8,8%.

Финансовой услугой, в соответствии с законодательством Российской Федерации, признается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических и юридических лиц.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования; кредитор - предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.

Статьей 28 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Из Письма ФАС России от 31.07.2014 №АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В материалы дела ПАО «АТБ» представлено заявление на банковское обслуживание и предоставления иных услуг в «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) поданное <...> 23.09.2015г., в котором указаны следующие сведения: ФИО, дата и место рождения, паспортные данные, адрес регистрации, место работы, а также номер телефона, также заявление содержит фотографию заявителя.

Согласно подпункту «г» пункта 4.3. указанного Заявления<...> дал согласие Банку на получение рекламы, иной информации от Банка, в том числе посредством сетей электросвязи (телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, прочих видов связи) в форме смс-сообщений, голосового сообщения, сообщения по электронной почте и пр.

Из записи телефонного звонка, представленной заявителем, следует, что оператор сообщает: «…в рамках акции вы можете оформить кредит по сниженной процентной ставке от 8,8% годовых», далее оператор уточняет, что если заявитель будет соответствовать требованиям банка, то можно будет прослушать информацию о том как можно воспользоваться предложением.

Также ПАО «АТБ» представлена информация, согласно которой рекламируемые условия кредита являются условиями тарифного плана «Доступный», где базовая процентная ставка от 8,8 до 23,9 процентов годовых, на любые потребительские цены, ставка для каждого заёмщика определяется индивидуально по итогам анализа заявки.

Комиссия, проанализировав все представленные документы, приходит к выводу, что звонок, совершенный оператором заявителю, содержит рекламную информацию, распространение которой должно соответствовать ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе», однако Банком представлено согласие заявителя на получение рекламы, что указывает на отсутствие признаков нарушения ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе».

С учетом изложенного, факт нарушения ч.3 ст.28, ч.7 ст.5, ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе» в действиях ПАО «АТБ» не подтвердился.

Согласно абзацу а) п.36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года N 508, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, на основании изложенного и руководствуясь абз. а) п.36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия УФАС по Алтайскому краю

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Производство по делу №022/05/18-610/2020 в отношении – ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» прекратить, в связи с отсутствием в его действиях нарушения ч.3 ст.28, ч.7 ст.5, ч.1 ст.18 Федерального закона «О рекламе».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:<...>

Члены Комиссии:<...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны