Решение б/н Решение по делу № 148/17 о нарушении законодательства о конт... от 13 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № 148/17

о нарушении законодательства о контрактной системе

«24» марта 2017г.                                                                                                          г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Интерфарм» - Б<…>, П<…>;

от уполномоченного учреждения –  КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» - Ж<…>;

от КГБУЗ «Центральная городская больница, г. Бийск» – М<…>, С<…>;

рассмотрев жалобу ООО «ИнтерФарм» на положения документации о закупке № 0817200000317000316 «Поставка дезинфицирующих средств на 2017г.», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

28.02.2017г. уполномоченным учреждением - КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края»  было размещено  извещение о проведении электронного аукциона «Поставка дезинфицирующих средств на 2017г.».

Заявитель в жалобе указывает, что положения документации нарушают требования ст. 33 Закона о контрактной системе.

Так по п. 5 технического задания установлены требования, которые являются не объективными и ограничивающими количество участников закупки. Количество таблеток в упаковке не влияет на функциональные, качественные характеристики товара, однако отсутствует возможность поставки товара с меньшим количеством таблеток в упаковке.

Совокупность требований к количеству таблеток в упаковке дезинфицирующего средства «не менее 310 шт.» и наличие «вкладыша-иглосъемника» указывает на единственного производителя товара «Дез-хлор 310».

По п. 8 технического задания установлено следующее требование: «Официальное подтверждение производителя эндоскопов о возможности использования дезинфицирующего средства для обработки оборудования в требуемых режимах- ДВУ и Стерилизация». Указанное требование так же нарушает положения Закона о контрактной системе, поскольку содержание инструкций к аппаратам Olympus свидетельствует об отсутствии такого требования к дезинфецирующим средствам к аппаратам.

Кроме того заявитель указал, что включение в состав лота дезинфицирующих средств различных по своему назначению является неправомерным.

По п. 9 технического задания заявителем указано на неправомерность установления требований к материалу изготовления флаконов и  сроку использования раствора не менее 30 суток.

Совокупность установленных требований в техническом задании не носит объективного характера, преследует цель получения товара определенного производителя.

На основании изложенного  заявитель просит приостановить осуществление закупки; признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Представитель уполномоченного учреждения предоставил письменные объяснения, по доводам жалобы пояснил, что считает ее необоснованной.  В качестве подтвержения существования товаров различных производителей по п. 5 предоставил скрин-шоты на товары» Дез-Хлор» и «Люир-Хлор».

Представитель Заказчика также предоставил письменные объяснения.

В качестве обоснования правомерности установления требований к товару указал на наличие некой технологической потребности в поставке товара по п. 5 технического задания.

Кроме того, в качестве наличия на рынке товаров  различных производителей предоставил коммерческие предложения на товары «Жавель Абсолют № 320 с иглосъемниками», «Ника-Хлор № 315 с иглосъемниками», «Дез-хлор № 310, 330 с иглосъемниками», кроме того предоставил распечатки инструкций средств «Алодез-Хлор» и «Аква-Хлор».

По п. 8 указал на наличие оспариваемых положений в руководстве пользования аппарата Olympus.

По п. 9 полагал, что срок годности готового раствора более 30 суток является лучшей характеристикой, в отличии меньших сроков хранения растворов.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Из ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

 В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В техническом задании заказчиком установлены требования к объекту закупки по п. 5 «Дезинфецирующее средство (тип 5)».

Исходя из представленных доказательств и возражений на жалобу, а именно инструкцией по применению дезинфицирующих средств: Алодез-Хлор, Аква-Хлор, Ника-Хлор, Жавель Абсолют, Люир Хлор, Дез-хлор комиссией УФАС был проведен анализ соответствия возможных к поставке товаров техническому заданию.

Результаты сравнения по некоторым из показателей отражены в таблице №1.

Таблица №1.

 

Состав

Содержание ДВ: натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты

Вес таблетки

Содержание активного хлора

Количество таблеток в упаковке

Документация о закупке

натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты, адипиновая кислота, бикарбонат натрия, сульфанол

не более 84 и не менее 82

не менее 3,14 и не более 3,50

не менее 1,35 и не более 1,65

Не менее 310

Ника-Хлор

натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты

84%

3,32±0,18

(от 3,14 до 3,50)

1,52±0,12

(от 1,4 до 1,64)

100-300

Жавель Абсолют

натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты, карбонат и би- карбонат натрия

До 84%

3,4±0,3

(от 3,1 до 3,7)

1,5±0,15

(от 1,35 до 1,65)

100, 300, 320

Люир Хлор

натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты

99,8

3,20-3,50

1,35-1,65

320

Дез-хлор

натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты, адипиновая кислота, бикарбонат натрия, сульфанол

84%

3,25-3,50

1,35-1,65

10-330

Аква-хлор

натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты

84%

3,14 – 3,50

1,5 ±0,06

(от 1,44 до 1,56)

100,  300, 315, 320, 330

Алодез-хлор

натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты

Не указано

3,0 ± 1,0

 (от 2 до 4)

1,5 ± 0,2

(от 1,3 до 1,7)

5-350

Представленные данные указывают, что  доводы заказчика о наличии нескольких видов товара, соответствующего требованиям документации опровергаются, представленными самим заказчиком доказательствами. Подчеркнутые данные в таблице указывают на выявленные отклонения показателей от требуемых в документации, и указывают на соответствие единственного возможного к поставке товара.

В отношении доводов заявителя о неправомерном установлении требований к количеству таблеток в упаковки следует учитывать, что Заказчиком в материалы дела не было представлено письменных доказательств, что под требуемый товар с требуемыми характеристиками подпадает несколько разных производителей (эквивалентный указанным характеристикам), в том числе с количеством штук в упаковке.

На рассмотрении жалобы представитель Заказчика (пояснил, что потребность закупки товара в количестве не менее 310 шт. в упаковке, возникла в связи с неким технологическим процессом, о существе которого представитель заказчика пояснения дать затруднился.  Заказчиком не представлено доказательств необходимости использования таблеток не менее 310, и не представлено доказательств невозможности использования таблеток в количестве 300 шт.

В письме от 9 июня 2015 г. N АК/28644/15 ФАС России указала на следующие наиболее типичные примеры ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов, к которым относится указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе: - указание конкретных лекарственных форм препаратов, предназначенных для парентерального (инъекционного) введения ("лиофилизат", "порошок", "лиофилизированный порошок", "концентрат", "раствор", "суспензия" и т.д.); - описание формы введения лекарственного препарата (например, "раствор для инъекций") без возможности поставки эквивалентного препарата с регистрационными данными "раствор для внутривенного и подкожного введения"); - требование к поставке определенной дозировки лекарственного препарата (например, 500 мг) без возможности поставки аналогичного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, 2 таблетки по 250 мг); - предъявление требований к объему наполнения первичной упаковки, вместо требований к дозировке; - предъявление требований к составу вспомогательных веществ.

Применяя по аналогии выводы сделанные в указанном письме, Заказчик установив требование о поставке товара в определенной упаковке без указания на возможность иное наполнение упаковки, ограничил количество участников закупки и нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Аналогичные нарушения Закона допущены и при описании п. 9 Технического задания.

По доводу установления в п. 8 технического задания требование: «Официальное подтверждение производителя эндоскопов о возможности использования дезинфицирующего средства для обработки оборудования в требуемых режимах- ДВУ и Стерилизация» Заказчиком была сделана ссылка на руководство по эксплуатации аппарата Olympus. Однако в руководстве такое требование отсутствует, в связи с чем установленное требование не соответствует ст. 33 Закона о контрактной системе

Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Интерфарм» обоснованной.
  2. Признать положения документации об аукционе нарушающими требования ст. 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать уполномоченному учреждению, заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<...>

ПРЕДПИСАНИЕ № 21 (148/17)

об устранении нарушения в сфере контрактной системы

«24» марта 2017г.                                                                                                        г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:

<…>

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ИнтерФарм» на положения документации о закупке № 0817200000317000316 «Поставка дезинфицирующих средств на 2017г.», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), было установлено, что  положения документации нарушают требования  п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33  Закона о контрактной системе,

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Заказчику, уполномоченному учреждению– аннулировать закупку № 0817200000317000316, путем размещения на сайте www.zakupki.gov.ru информации об аннулировании закупки;

2.Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного Заказчику, уполномоченному учреждению – по аннулированию торгов;

3.Оператору электронной площадки, Заказчику, уполномоченному учреждению –исполнить предписание до «03» апреля 2017 года.

4. Оператору электронной площадки, Заказчику, уполномоченному учреждению – направить в управление ФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения пунктов 1,2,3 настоящего предписания в срок не позднее дня следующего за «03» апреля 2017 года.

В случае неисполнения настоящего предписания, управление ФАС по Алтайскому краю на основании части 25 статьи 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны