Решение б/н Решение по делу №№149-ФАС22-Р/11-13 в отношении ООО «Ломбард... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<…>,

члены Комиссии:

<…>

рассмотрев дело №149-ФАС22-Р/11-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Из рук в руки г. Барнаул» (№112 от 30.09.2013г.) рекламы ООО «Ломбард Сити», с признаками нарушения ч.7 ст.5, п.2 ч.2., ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО «Ломбард Сити» - С (доверенность от 25.11.13г.) и М (доверенность от 25.11.13г.),

 

УСТАНОВИЛА:

В газете «Из рук в руки г. Барнаул» размещена рекламная информация следующего содержания: «ЛОМБАРД сити. Ссуды под залог… Оформление кредита в день обращения…от 0,17% в день. Алтайский край, г. Барнаул, Павловский тракт, 60а, т. (3852) 46-87-45…ООО «Ломбард Сити». Свидетельство № <…> выд.ЗСГИПНРГПП».

Представители ООО «Ломбард Сити» на заседании комиссии пояснили, что при подаче заявки на рекламу в газету «Из рук в руки г. Барнаул» рекламораспространителю была предоставлена полная информация об условиях предоставления займов, но он ее не разместил. Доказательства, подтверждающие данную информацию отсутствуют. Применялся упрощенный порядок подачи заявки, поэтому макет рекламы не был согласован.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, заслушав доводы сторон и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услуге ломбарда, связанной с предоставлением ссуд под залог имущества, способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.

Рекламораспространителем является ООО «Пронто-Новосибирск» (ИНН <…>), рекламодателем - ООО «Ломбард Сити» (ИНН<…>).

ООО «Пронто-Новосибирск» выпускает газету «Из рук в руки. Барнаул» на основании свидетельства о регистрации СМИ ПИ № ТУ 22 – 0189 от 03 ноября 2010г., выданного управлением Роскомнадзора по Алтайскому краю.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Из рук в руки г. Барнаул» в соответствии с договор-счетом № 04621825 от 07.05.2013г., заключенным между ООО «Пронто-Новосибирск» и С, действующим по доверенности от имени ООО «Ломбард Сити». Даты публикации с 13.05-07.06.2013г. Оплата произведена путем внесения наличных денежных средств С. по приходному кассовому ордеру № 7931 от 21.05.2013г. в суме <…>.

Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Пронто-Новосибирск» (ИНН<…>), рекламодателем - ООО «Ломбард Сити» (ИНН <…>).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Ломбард Сити» является розничная торговля ювелирными изделиями, дополнительным – предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества.

Отношения, связанные с оказанием ломбардами услуг по выдаче займов под залог имущества регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 19.07.2007г. № 196-ФЗ «О ломбардах».

В соответствии со статьей 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами. Правила кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей устанавливаются законом о ломбардах в соответствии с Гражданским Кодексом.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ломбардах» по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»  финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), ломбард, лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Ломбард, как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции является финансовой организацией.

В Федеральном законе «О рекламе» (пункты 2 и 3 статьи 3) под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28 названного Закона предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий; если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Поскольку размещенная ООО «Ломбард Сити» реклама финансовой услуги ломбарда по предоставлению ссуд под залог имущества направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о предлагаемой ссуде приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Между тем, размещенная обществом реклама содержит сведения только о минимальной процентной ставке и в ней не указаны сумма займа и срок предоставления займа. Данная информация является существенной в силу ст.7 Федерального закона «О ломбардах».

Согласно информации, размещенной в рассматриваемой рекламе, ссуды под залог имущества выдаются под процентную ставку «от 0,17% в день», что предполагает возможность выдачи ссуды и под более высокий размер процентной ставки. При таких обстоятельствах, помимо нижних границ размера процентной ставки, под которые выдаются ссуды, существенными будут являться условия, предъявляемые к потенциальному заемщику при выдаче ссуды под самый низкий размер процентной ставки.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама размещена с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается, согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей. 

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований установленных, в том числе ч.7 ст.5, п.2 ч.2., ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем является ООО «Ломбард Сити».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу ООО «Ломбард Сити», размещенную в газете «Из рук в руки г. Барнаул» (№112 от 30.09.2013г.), ненадлежащей.

2.Признать рекламодателя ООО «Ломбард Сити»  нарушившим требования ч.7 ст.5, п.2 ч.2., ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

3.Выдать ООО «Ломбард Сити» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4.Срок исполнения предписания 10 дней со дня вынесения.

5.Об исполнении предписания проинформировать управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в срок до16 декабря 2013г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны