Заключение №5903/9 Дело о нарушении Министерством транспорта Алтайского края ч.... от 7 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

ДЕЛА № 022/01/15-842/2020

 

«03»декабря 2020 года                                                                                                       г. Барнаул

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее – УФАС по Алтайскому краю) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

            О<...> – врио заместителя руководителя управления,

Члены Комиссии:

Б<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

            Д<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 022/01/15-842/2020 по признакам нарушения Министерством транспорта Алтайского края ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в непроведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров на межмуниципальных маршрутах № 205 и № 134,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявления материалов прокуратуры Алтайского края (вх. № 204029 от 31.03.2020) и заявления ООО «Транс Лайн» установлено, 11.03.2010 между управлением Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи и ООО «Трансмагистраль» заключен договор № 10 об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах (маршрут № 205 «г.Новоалтайск – г. Барнаул»). Срок действия договора – с момента подписания по 31.12.2010.

Дополнительным соглашением № 18 от 11.01.2015 срок действия договора был продлен по 31.12.2015, дополнительным соглашением № 26 от 16.12.2015 срок действия договора продлен по 31.12.2017, дополнительным соглашением № 30 от 26.05.2017 между министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Трансмагистраль» срок действия договора изменен «с момента подписания договора по 30.06.2017».

01 июля 2017 министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок ООО «Трансмагистраль» сроком с 01.07.2017 по 30.06.2047.

31.12.2009 между управлением Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи и ООО «Новоалтайское Пассажирское Предприятие» заключен договор № 4/10 об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах (маршрут № 134 (г. Новоалтайск – г.Барнаул»). Срок действия договора по 31.12.2010г.

Дополнительным соглашением № 18 от 19.12.2014 срок действия договора продлен до 31.12.2015, дополнительным соглашением № 24 от 22.12.2015 срок действия договора продлен по 31.12.2017, дополнительным соглашением № 40 от 05.05.2017 между министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Новоалтайское Пассажирское Предприятие» срок действия договора изменен «с момента подписания договора по 31.05.2017».

01 июля 2017 министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок ООО «Новоалтайское Пассажирское Предприятие» сроком с 01.07.2017 по 30.06.2047.

На основании вышеуказанных договоров в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ») сведения о перевозчиках были включены в реестр (перечень) предприятий, осуществляющих деятельность в сфере перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Алтайского края. Свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выданы ООО «Трансмагистраль» и ООО «Новоалтайское Пассажирское Предприятие» на основании частей 3, 4 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (письмо Министерства транспорта Алтайского края (вх. № 205693 от 30.04.2020).

На момент заключения и продления оспариваемых договоров организация транспортного обслуживания населения являлась предметом регулирования Закона Алтайского края от 12.09.2007 № 91-ЗС «Об организации транспортно обслуживания населения в Алтайском крае» и постановления администрации Алтайского края от 22.03.2010 № 103 «О порядке и условиях проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах».

Анализ норм Закона Алтайского края от 12.09.2007 № 91-ЗС «Об организации транспортно обслуживания населения в Алтайском крае» в совокупности с нормами Порядка проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах позволяет сделать вывод о том, что право осуществления перевозок по маршрутам транспорта общего пользования предоставлялось перевозчику на основании конкурсного отбора в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края; основанием для конкурса являлось, среди прочего, окончание срока действия договора об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа.

Управлением ФАС по Алтайскому краю установлено (Министерством транспорта Алтайского края не представлено документов, подтверждающих обратное), что договор № 10 об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах от 11.03.2010 и договор № 4/10 об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах от 31.12.2009, как и дополнительные соглашения к указанным договорам, предусматривающие продление срока действия договоров, заключены без проведения конкурса.

Частью 1 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Федеральным законом № 220-ФЗ предусмотрены обстоятельства выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок и без проведения открытого конкурса (ч. 2 и ч. 3 ст. 19).

Из пояснений Министерства транспорта Алтайского края (вх. № 206968 от 29.05.2020) следует, что свидетельства об осуществлении перевозок межмуниципальными маршрутами регулярных перевозок выданы ООО «Трансмагистраль» и ООО «Новоалтайское Пассажирское Предприятие» в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ.

Так, п. 1 ч. 4 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.

Частью 3 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Совокупность установленных обстоятельств: договор № 10 об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах от 11.03.2010 и договор № 4/10 об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах от 31.12.2009, как и дополнительные соглашения к указанным договорам, предусматривающие продление срока действия договоров, заключены без проведения конкурса позволяет сделать вывод, что положения ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 220-ФЗ не распространяются на ООО «Новоалтайское Пассажирское Предприятие» и ООО «Трансмагистраль», в связи с чем, действия по включению указанных маршрутов в реестр (перечень) предприятий, осуществляющих деятельность в сфере перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Алтайского края; выдача временных карт маршрутов; выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок сроком действия до 30.06.2047 (за пределами срока действия временных карт) нарушают нормы Федерального закона № 220-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Выдача свидетельств об осуществлении регулярных перевозок ООО «Новоалтайское Пассажирское Предприятие» и ООО «Трансмагистраль», осуществляющим деятельность по оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных маршрутах № 205 и № 134 без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок ведут к созданию преимущественных условий для  ООО «Новоалтайское Пассажирское Предприятие» и ООО «Трансмагистраль» по сравнению с иными хозяйствующими субъектами – конкурентами.

На момент рассмотрения материалов прокуратуры Алтайского края (вх. № 204029 от 31.03.2020), заявления ООО «Транс-Лайн» (вх. № 205295 от 22.04.2020) и настоящего дела уполномоченным органом в сфере обеспечения организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и легковым такси является Министерство транспорта Алтайского края.

С учетом вышеизложенных обстоятельств и норм права, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела 022/01/15-842/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать бездействие Министерства транспорта Алтайского края, выразившееся в непроведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров на межмуниципальных маршрутах № 205 и № 134 по абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                                            <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                            <...>

 

                                                                                                                                         <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны