Решение б/н Решение по делу №156-ФАС22-Р/12-15 от 1 марта 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №156-ФАС22-Р/12-15
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 января 2016 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>
рассмотрев дело №156-ФАС22-Р/12-15 по факту распространения рекламы финансовой услуги в газете «Сельский новатор» (№45 от 19.09.2015г.), в которой отсутствуют существенные условия выдачи кредитов,
УСТАНОВИЛА:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – рекламодатель ИП Риф <…>, заинтересованное лицо МАУ «Редакция газеты «Сельский новатор» на рассмотрение дела представителя не направили (о месте и времени рассмотрения дела извещены). В адрес антимонопольного органа поступило ходатайство ИП Риф <…> о рассмотрении дела в ее отсутствие (вхд.№16644 от 25.01.2016г.).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю, в целях осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе, в результате наблюдения рекламной продукции в выпуске газеты «Сельский новатор» (№45 от 19 сентября 2015г.) были выявлены признаки нарушения п.2 ч.2 ст.28, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее Федеральный закон «О рекламе»), в рекламе: «23 сентября в РДК с. Залесово с 9.00 до 17.00 Крупный производитель «Меховой Мир» и новосибирская компания «ГРАЦИЯ МЕХА» ПРОВОДИТ ЯРМАРКУ ДУБЛЕНОК, КОЖАНЫХ ПУХОВИКОВ, ШУБ из мутона, норки, бобра, нутрии от 36 по 64 размер. Мужских и женских ГОЛОВНЫХ УБОРОВ! Беспроцентный кредит до 3-х лет ОАО «Альфа Банк», ОАО «ОПТ Банк». Рассрочка 0%. Скидки до 50%. www.mehovoi-mir.ru».
Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования: меховой ярмарке, товарам, реализуемым им, а также к финансовой услуге по выдаче кредита, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Редакция газеты «Сельский новатор» сообщает, что ИП Риф прислали заявку на размещение рекламы по электронной почте.
На сайте www.mehovoi-mir.ru указано: «Кредит: от 3-х месяцев до 3-х лет; первоначальный взнос от 0% до 99%; для оформления требуется только паспорт и второй документ; Банки-партнеры: ОТП Банк (лицензия №2766), Альфа-Банк (лицензия №1326); Без посещения Банка. Рассрочка: Без переплаты; Первоначальный взнос -50% от стоимости изделия; до 3-х месяцев».
На запрос антимонопольного органа ИП Риф представила Договор №АП54010662 о сотрудничестве с торговой организацией от 15.07.2011г., заключенный между ООО «Альфа-Банк» (ОГРН 1027700067328) и ИП Малютиной (ОГРН 308540233600040). Согласно Дополнительному соглашению к данному договору стороны договорились о следующих условиях:
«Наименование кредитного предложения: GLA8_Индивидуальный_1% в мес. на 12 мес.; Размер первоначального взноса (в % от стоимости приобретаемого Товара): 0%-99% (от ноля до девяносто девяти); Тип Первоначального взноса (ПВ): минимальный ПВ (не менее размера, определенного в графе 3 настоящей таблицы); Процентная ставка за пользование Кредитом (в % годовых от суммы текущей задолженности по Кредиту): 21,5% (двадцать одна целая пять десятых)%; Срок кредита (в месяцах): 12; Размер комиссии за обслуживание Текущего кредитного счета (в % от первоначальной суммы Кредита): 0 (Ноль)%; Минимальная сумма покупки (в рублях): 4000.
Наименование кредитного предложения: GLA9_Эффективный; Размер первоначального взноса (в % от стоимости приобретаемого Товара): 0%-50% (от ноля до пятидесяти); Тип Первоначального взноса (ПВ): минимальный ПВ (не менее размера, определенного в графе 3 настоящей таблицы); Процентная ставка за пользование Кредитом (в % годовых от суммы текущей задолженности по Кредиту): 27% (двадцать семь)%; Срок кредита (в месяцах): 4-18; Размер комиссии за обслуживание Текущего кредитного счета (в % от первоначальной суммы Кредита): 0 (Ноль)%; Минимальная сумма покупки (в рублях): 4000.
Наименование кредитного предложения: GLA98_УВ_Индивидуальный Премиум; Размер первоначального взноса (в % от стоимости приобретаемого Товара): 0%-99% (от ноля до девяносто девяти); Тип Первоначального взноса (ПВ): минимальный ПВ (не менее размера, определенного в графе 3 настоящей таблицы); Процентная ставка за пользование Кредитом (в % годовых от суммы текущей задолженности по Кредиту): 25% (двадцать пять)%; Срок кредита (в месяцах): 3-18; Размер комиссии за обслуживание Текущего кредитного счета (в % от первоначальной суммы Кредита): 0 (Ноль)%; Минимальная сумма покупки (в рублях): 4000».
В рассматриваемой рекламе финансовой услуги по представлению кредита указаны следующие условия – «беспроцентный кредит до 3-х лет», остальные существенные условия, такие как процентная ставка, сумма, требования к заемщику и т.д. отсутствуют. Согласно представленным документам процентная ставка за пользование кредитом составляет 21,5-27%. Срок кредита от 3 до 18 месяцев.
Отсутствие сведений о всех условиях выдачи кредита при указании в рекламе одного условия может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
Согласно п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Таким образом, указанная реклама размещена с нарушением п.2 ч.2 ст.28, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается, согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей.
В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований установленных п.2, ч.2 ст.28, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рекламы, размещенной в газете «Сельский новатор» (№45 от 19.09.2015г.), является ИП Риф <…>.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ИП Риф п.2 ч.2 ст.28, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе», выразившегося в распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг, в которой отсутствует часть существенной информации по выдаче кредита.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу финансовой услуги по выдаче кредита, размещенную в газете «Сельский новатор», ненадлежащей.
2. Признать рекламодателя ИП Риф нарушившим п.2 ч.2 ст.28, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
3. Выдать ИП Риф предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ №10
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
28 января 2016 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<…>
на основании своего решения от 28 января 2016 г. по делу №156-ФАС22-Р/12-15 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг, размещенной в газете «Сельский новатор» (№45 от 19.09.2015г.), в которой отсутствует часть существенной информации по выдаче кредита, что нарушает требование п.2 ч.2 ст.28, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Риф в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение ненадлежащей рекламы в газете «Сельский новатор», по которой принято решение по делу.
2. ИП Риф представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 18 февраля 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
<…>