Решение б/н Решение и предписание по делу №156-ФАС22-Р/12-17 о нарушении... от 22 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №156-ФАС22-Р/12-17
 
Решение изготовлено в полном объеме 22 марта 2018г. г.Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К<…> – заместитель руководитель управления,
Члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело №156-ФАС22-Р/12-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г.Бийске по адресу: ул. Ильи Мухачева, д.230/2, рекламы медицинских услуг ООО «КАРДИС», в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя и рекламораспространителя - ООО «КАРДИС» (ОГРН 1062204036883, адрес: г.Бийск, ул. Ильи Мухачева, д. 230/2),
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламодатель и рекламораспространитель – ООО «КАРДИС» на рассмотрение дела не явилось (о месте и времени рассмотрения дела извещен).
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ООО «КАРДИС».
22 марта 2018г. Комиссия, рассмотрев материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
25 октября 2017г. Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения и распространения по адресу: г.Бийск, ул. Ильи Мухачева, д.230/2, наружной рекламы следующего содержания: «МЦ «Кардис» предлагает: лечение медицинскими пиявками при различных заболеваниях; лечение и диагностика кардиологических заболеваний; консультации кардиолога (ревматолога)», в которой усматриваются признаки нарушения п.7 ст.7, ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
28 декабря 2017г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №156-ФАС22-Р/12-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Кардис».
31 января 2018г. Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю принято определение об отложении рассмотрения дела № 156-ФАС22-Р/12-17 в связи с отсутствием доказательств надлежащего извещения ООО «Кардис» о дате, месте и времени рассмотрения дела.
26 февраля 2018г. на определение о возбуждении дела №156-ФАС22-Р/12-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе главный врач ООО «Кардис» Д<…> пояснил (вхд. №181869), что на входе в медицинских центр расположена не реклама, а вывеска, не содержащая сведений рекламного характера и расположенная в соответствии с обычаем делового оборота для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и виды оказываемых услуг. Вывеска является визитной карточкой, помогающей посетителю понять то, что находится внутри, не заходя в помещение. Лечение пиявками (гирудотерапия) и иглорефлексотерапия (акупунктура) разные методы лечения. Иглорефлексотерапия является медицинской специальностью, что нельзя сказать про гирудотерапию.
27 февраля 2018г. Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю принято определение об отложении рассмотрения дела № 156-ФАС22-Р/12-17 в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств относительно необходимости получения лицензии на оказание медицинской услуги: гирудотерапии.
На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Обозначенная информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, которым является медицинская услуга (лечение медицинскими пиявками (гирудотерапия), а также к лицу, их оказывающему (ООО «КАРДИС»), способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
В соответствии с ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В рассматриваемой рекламе: «МЦ «Кардис» предлагает: лечение медицинскими пиявками при различных заболеваниях…», отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, а также необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получение консультации специалистов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011г. №1664н, действовавшей на момент установления антимонопольным органом факта распространения рассматриваемой рекламы и возбуждения дела №156-ФАС22-Р/12-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, к медицинской услуге относится: постановка пиявок (A14.05.001).
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 №804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» утверждена новая номенклатура медицинских услуг. Данный Приказ вступил в силу 01.01.2018г.
В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава от 13.10.2017 №804н, к медицинской услуге относится: постановка пиявок (A14.05.001).
Учитывая изложенное, гирудотерапия (лечение медицинскими пиявками) относится к медицинской услуге.
Рассматриваемая реклама не содержит предусмотренного Федеральным законом «О рекламе» предупреждения о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалистов, что указывает на признаки нарушения требований ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
28.02.2018г. Алтайское краевое УФАС России направило в адрес Министерства здравоохранения Алтайского края запрос (исхд. №957/7) для разъяснения следующих вопросов: относится ли гирудотерапия к медицинской услуге и необходимо ли получение лицензии на оказание медицинской услуги: гирудотерапия.
Из информации, представленной на запрос антимонопольного органа Министерством здравоохранения Алтайского края (вхд. №183032 от 20.03.2018г.), следует, что постановка пиявок является медицинской услугой. Работы по постановке пиявок подлежат обязательному лицензированию в рамках медицинской деятельности как работы (услуги), оказываемой, например, по кардиологии, неврологии, акушерству и гинекологии и.т.д.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом в действиях ООО «Кардис» признаки нарушения п.7 ст.7 Федерального закона «О рекламе» не подтвердились.
На определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела №156-ФАС22-Р/12-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе главный врач ООО «Кардис» Д<…> пояснил (вхд. №182796 от 16.03.2018г.), что информация: лечение медицинскими пиявками при различных заболеваниях; лечение и диагностику кардиологических заболеваний; консультации кардиолога (ревматолога), расположенная при входе в «МЦ «Кардис», направлена не «на формирование и поддержание интереса» к предлагаем услугам, описывая какие либо особенные потребительские свойства и выделяет их среди других, а о месте выполнения конкретного перечня услуг. Согласно письму ФАС от 28.11.13г. №АК/47658/13, указание в месте нахождения организации профиля её деятельности (аптека, ресторан и.т.д.) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) также может быть признано обычаем делового оборота и на такие конструкции нормы ФЗ «О рекламе» не распространяются. Таким образом, информацию перед входом в медицинский центр можно охарактеризовать как ассортимент услуг медицинского центра и она не попадает под действие Федерального закона «О рекламе». Перед началом лечения в медицинском центре «Кардис» больные в обязательном порядке получают консультацию специалиста о возможности лечения. ООО «Кардис» готово разместить надпись о возможных противопоказаниях и необходимости консультации специалиста. Лечение пиявками может использоваться врачами разных специальностей (кардиологии, офтальмологии, гинекологии и др.) без рефлексотерапии. Таким образом, гирудотерапия в медицинском центре может использоваться без отдельной лицензии.
Комиссия довод ответчика со ссылкой на письмо ФАС от 28.11.13г. №АК/47658/13 о том, что рассматриваемая рекламная информация не является рекламой, а информирует потребителей о видах деятельности ООО «Кардис», а также профиле деятельности организации и видах оказываемых услуг, отклоняет.
Так, как согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Кардис» зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю (ОГРН 1062204036883) и осуществляет деятельность – по общей врачебной практике (ОКВЭД- 86.21 основной).
Кроме того, на основании лицензии №ЛО-22-01-002405 от 04.07.2014г., место действия лицензии: 659335, Алтайский край, г.Бийск, ул. Мухачева, д.230/2, ООО «Кардис» может осуществлять медицинскую деятельность по следующим направлениям, указанным в приложении №1 лицензии, а именно: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: организации здравоохранения и общественному здоровью, терапии: при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: кардиологии, неврологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, ревматологии. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе качества медицинской помощи.
Таким образом, видом деятельности ООО «Кардис» является: врачебная практика, кардиология, неврология, ревматология и.т.д.
Информация, указывающая на профиль деятельности ООО «Кардис» - «медицинский центр КАРДИС» размещена на конструкции над входом в помещение.
Кроме того, согласно письму ФАС России от 27.12.2017г. №АК/92163/17 рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования.
Рассматриваемая рекламная информация направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к конкретному объекту рекламирования, которым является медицинская услуга - лечение медицинскими пиявками (гирудотерапия), а также к лицу, их оказывающему (ООО «КАРДИС»), способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Таким образом, рассматриваемая наружная реклама медицинских услуг (гирудотерапии), размещенная и распространяемая в г.Бийске по адресу: ул. Ильи Мухачева, д.230/2, содержит признаки нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п.6 ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспротсранитель.
Установлено, что по указанному адресу деятельность осуществляет ООО «КАРДИС» (ОГРН 1062204036883).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Кардис» ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе», что выражается в ненадлежащем размещении наружной рекламы медицинских услуг (гирудотерапии).
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать наружную рекламу медицинских услуг (гирудотерапии) ООО «Кардис», распространенную в г.Бийске по адресу: ул. Ильи Мухачева, д.230/2, ненадлежащей.
2. Признать ООО «Кардис» нарушившим требование ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
3.Выдать ООО «Кардис» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии: К<…>
 
Члены Комиссии: Б<…>
К<…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 21
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
 
22 марта 2018 г. г. Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
К<…> – заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<…>– главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 22 марта 2018г. по делу № 156-ФАС22-Р/12-17 о признании ненадлежащей рекламы медицинских услуг ООО «Кардис», размещенной и распространенной в г.Бийске по адресу: ул. Ильи Мухачева, д.230/2, поскольку при ее распространении и размещении нарушены требования ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Кардис» в двадцатидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение и распространение в г.Бийске по адресу: ул. Ильи Мухачева, д.230/2, рекламы медицинских услуг ООО «Кардис», по которой вынесено решение, поскольку при ее распространении нарушены требования ч.7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».
2. ООО «Кардис» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 апреля 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии К<…>
 
Члены Комиссии: Б<…>
К<…>
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны