Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №158-ФАС22-Р/11-16 от 27 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №158-ФАС22-Р/11-16

Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря  2016 года                                  г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

         <…>

рассмотрев дело №158-ФАС22-Р/11-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в газете «Печки-лавочки» №44 (726) от 02 ноября 2016г. рекламы ООО «Губерния», в которой усматриваются признаки нарушения п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе»,              

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе»,  рекламодатель – ООО «Губерния» (уведомлен надлежащим образом),

в отсутствие заинтересованного лица, ООО «ИД «Алтапресс» (уведомлено надлежащим образом),

 УСТАНОВИЛА:

в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламодатель ООО «Губерния», а также заинтересованное лицо – рекламораспространитель ООО «ИД «Алтапресс»  на рассмотрение дела представителей не направили, при этом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ООО «Губерния» и ООО «ИД «Алтапресс».

Алтайским краевым УФАС России выявлен факт размещения и распространения в газете «Печки-лавочки» №44 (726) от 02 ноября 2016г. на странице №8 рекламного модуля следующего содержания: «Реализация материнский капитал на улучшение жилищных условий ООО «Губерния»…».

В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

25.11.2016г. возбуждено дело №158-ФАС22-Р/11-16 в отношении ООО «Губерния» (ОГРН 1030400730623).

На заседании, состоявшемся 13.12.2016г., Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация полностью соответствует определению понятия «реклама».

Указанная реклама содержит информацию о лице, оказывающем рекламируемые услуги – ООО «Губерния» (ОГРН 1030400730623).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является публичной, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к услуге реализации сертификата материнского капитала. Реклама способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению его на рынке.

Основным видом деятельности ООО «Губерния», согласно выписке из ЕГРЮЛ, является  деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.31), а также одним из видов дополнительной деятельности является предоставление займов и прочих видов кредита (ОКВЭД 64.92).

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ЦБ России (http://cbr.ru), ООО «Губерния» в государственном реестре Микрофинансовых организаций не состоит.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Согласно п.п. 2,3 ст.2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»  материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;  государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Из положений данного Федерального закона следует, что средства материнского (семейного) капитала имеют строго целевое назначение, расходуются в зависимости от направлений, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и достижения ребенком трехлетнего возраста. Право на дополнительные меры государственной поддержки подтверждается именным документом - государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал. 

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

- улучшение жилищных условий;

- получение образования ребенком (детьми);

- формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона,

- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Статья 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» регулирует основания и порядок  направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Согласно ч.7 ст.10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

2) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

3) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

В соответствии с  п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе. 

При этом под природой товара понимается совокупность естественных признаков и качеств, определяющих сущность и назначение товара/услуги и отграничивающих его от иных товаров/услуг.

В рассматриваемой рекламе содержится указание «реализация» материнского капитала, что представляет собой осуществление действий, противоречащих законодательству Российской Федерации. Исходя из видов деятельности ООО «Губерния», внесенных в ЕГРЮЛ, Общество, в том числе вправе осуществлять предоставление займов и прочих видов кредита.

Кроме того, ООО «Губерния» ранее представило в материалы дела №93-ФАС22-Р/07-16 документы, подтверждающие факт оказания Обществом финансовых услуг – выдача займов (договор целевого займа №84-06/16М от 22.06.2016г.) на приобретение жилого дома с условием обременения ипотекой (договор купли-продажи от 22.06.2016г.)

Следовательно, указанная реклама услуг ООО «Губерния» содержит нарушение п.2 ч.3 ст.5, так как содержится недостоверная информация о природе объекта рекламирования, а также нарушение ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», так как отсутствует часть существенной информации, а именно указание об обременении договоров займа ипотекой.

Согласно ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

ООО «Губерния» в материалы дела №158-ФАС22-Р/11-16 какие-либо пояснения и документы не представлены.

ООО «ИД «Алтапресс» представлен бланк заказа от 24.11.2016г. с макетом рекламы ООО «Губерния» содержания: «Консультации по использованию материнского капитала на улучшение жилищных условий не является финансовой услугой ООО «Губерния»…», какие-либо пояснения по  бланку заказа не представлены. Указанный бланк содержит информацию, что номерами выхода рекламы представленного макета являются номера газеты «Печки-Лавочки» – 16.049  16.050  16.051  16.052. На момент заседания Комиссии по рассмотрению дела №158-ФАС22-Р/11-16 вышел №49 от 07.12.2016г. газеты «Печки-Лавочки», в котором содержится  реклама ООО «Губерния»: «Реализация материнский капитал на улучшение жилищных условий…». Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что представленный бланк заказа от 24.11.2016г. с макетом рекламы не может учитываться как доказательство.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей признается реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно договору на оказание услуг № А/132/Р от 29.04.2016г., заключенному между ООО «Губерния» и ООО «ИД «Алтапресс», рекламораспространителем является ООО «ИД «Алтапресс», рекламодателем является ООО «Губерния».

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО «Губерния»   п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч.2 ст. 33 Федерального закона «О рекламе», антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе выдается виновному в нарушении лицу, а также участвующим в рассмотрении дела заинтересованным лицам, причастным к распространению ненадлежащей рекламы и способным прекратить ее распространение.

Ракламораспространитель ООО «ИД «Алтапресс» является лицом, способным устранить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу ООО «Губерния»,  распространенную в газете «Печки-лавочки» №44 (726) от 02 ноября 2016г. на странице №8: «Реализация материнский капитал на улучшение жилищных условий ООО «Губерния»…»,  ненадлежащей, поскольку в ней нарушено требование п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

2.Признать ООО «Губерния» нарушившим требования  ч.7 ст.5  Федерального закона «О рекламе».

3.Выдать ООО «Губерния» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4.Выдать ООО «Издательский дом «Алтапресс» как лицу, способному устранить нарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ №173

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

15 декабря 2016 г.                                                                                    г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

на основании своего решения от 15 декабря 2016г. по делу №158-ФАС22-Р/11-16 о признании ненадлежащей рекламы ООО «Губерния», размещенной в газете «Печки-лавочки» №44 (726) от 02 ноября 2016г., поскольку при ее размещении нарушены требования п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. ООО «Губерния» в  трехдневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить размещение ненадлежащей  рекламы  ООО  «Губерния» в газете «Печки-лавочки», в которой содержится недостоверная информация о природе рекламируемых услуг и отсутствует часть существенной информации.

2. ООО «Губерния» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 29 декабря 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 <…>

ПРЕДПИСАНИЕ  №174

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

15 декабря 2016г.                                                                                                 г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

         <…>

на основании своего решения от 15 декабря 2016г. по делу №158-ФАС22-Р/11-16 о признании ненадлежащей рекламы услуг ООО «Губерния», размещенной   в газете «Печки-лавочки» №44 (726) от 02 ноября 2016г., поскольку при ее размещении нарушены требования п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.ООО «Издательский дом «Алтапресс» в трехдневный срок со дня получения предписания, как лицу способному прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществить действия, способствующие прекращению размещения ООО «Губерния» в газете «Печки-Лавочки» рекламы, в которой содержится недостоверная информация о природе рекламируемых услуг и отсутствует часть существенной информации.

2.ООО «Издательский дом «Алтапресс» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 29 декабря 2016 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны