Решение б/н Решение по делу №162-ФАС22-ОВ/11-13 от 4 января 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 28 января  2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 10 февраля  2014 г.

 

 Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…..> ,

Члены Комиссии:

Г<…..>

О<…..>  ,

рассмотрев дело № 162-ФАС22-ОВ/11-13 по признакам нарушения управлением лесами Алтайского края и ИП Тихоновым В.А. абз.1 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения заявления Г<…..> было установлено, что 26 сентября 2012 года между ИП Тихоновым В.А. и управлением лесами Алтайского края без проведения торгов был заключен государственный контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на лесных участках Тогульского лесничества Алтайского края общей площадью 11,205 тыс. га на 2012 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины.

В связи с установленными признаками нарушения абзаца 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением ФАС по Алтайскому краю на основании приказа № 465 от 18.11.2013 в отношении управления лесами Алтайского края и ИП Тихонова В.А. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 162-ФАС22-ОВ/11-13.

На заседании Комиссии представитель Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края (управление лесами Алтайского края) нарушение не признала и пояснила, что заключение государственного контракта с ИП Тихоновым В.А. на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на лесных участках Тогульского лесничества Алтайского края общей площадью 11,205 тыс. га на 2012 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на основании пункта 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.20056 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не противоречит федеральному законодательству, так как указанный закон не запрещает размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в особые перечни, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а заказчик вправе выбрать любой из способов размещения заказа, предусмотренных частью 1 статьи 10 данного закона.

ИП Тихонов В.А. нарушение не признал, считает, что указанный государственный контракт был заключен в соответствии с действующим законодательством. 

Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

26 сентября 2012 года между ИП Тихоновым В.А. и управлением лесами Алтайского края без проведения торгов был заключен государственный контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на лесных участках Тогульского лесничества Алтайского края общей площадью 11,205 тыс. га на 2012 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Согласно частям 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ).

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства регионального развития от 05 июля 2010 года № 270 утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее - Приказ № 270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).

Согласно пункту 2 Приказа № 270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.

Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Законом №94-ФЗ должны быть указаны положения, определяющие:

а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;

б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.

Из системного толкования приведенных норм следует, что заготовка древесины неразрывно связана с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов, входит в состав данных работ, сведения об условиях продажи лесных насаждений для заготовки древесины включаются в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе. Само по себе требование о включении в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе сведений о размере платы за заготовку древесины означает, что такая плата должна учитываться при определении характеристик проводимых торгов.

Часть 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса.

При толковании условий указанных правовых норм следует принимать во внимание требования части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку иное толкование фактически допускает без проведения торгов одновременное заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений, что противоречит статьям 77, 19 Лесного кодекса РФ.

Кроме того, Приказ Минэкономразвития РФ от 05 июля 2010 года № 270, устанавливающий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ и являющийся специальным нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения по отношению к нормам Федерального закона № 94-ФЗ, также не предусматривает возможности заключения соответствующих договоров без соблюдения публичных процедур.

Из анализа приведенных норм в их совокупности и системной взаимосвязи следует, что контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами купли-продажи лесных насаждений может быть заключен только по результатам торгов в виде конкурса либо аукциона.

Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Непроведение торгов, в случае, когда необходимость их проведения предусмотрена законодательством, непосредственно оказывает влияние на конкуренцию, поскольку не позволяет установить всех потенциальных участников рынка, желающих получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, действия управления лесами Алтайского края и ИП Тихонова В.А. по заключению 26.09.2012 государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на лесных участках Тогульского лесничества Алтайского края общей площадью 11,205 тыс. га на 2012 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины без проведения торгов содержат нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем срок действия государственного контракта, установленный до 31 декабря 2012 года, истёк, в связи с чем, выдача предписания об устранении антимонопольного законодательства нецелесообразна.

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия управления лесами Алтайского края и ИП Тихонова В.А., выразившиеся 26.09.2012 государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на лесных участках Тогульского лесничества Алтайского края общей площадью 11,205 тыс. га на 2012 год с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины без проведения торгов,  противоречащими пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание не выдавать.

 

<…..>

Решение  может  быть  обжаловано  в арбитражный суд в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны