Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №165-ФАС22-Р/12-16 от 3 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №165-ФАС22-Р/12-16

Решение изготовлено в полном объеме 01 февраля 2017 года.                                                           г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<…>

рассмотрев дело №165-ФАС22-Р/12-16 по факту распространения по почтовым ящикам жилых многоквартирных домов г.Бийска персональных извещений Единой городской службы по учету водоснабжения о необходимости проведения метрологической поверки приборов учета воды, в которой усматриваются признаки нарушения п.20 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе»,

в отсутствии заявителя,

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Бухгалтерский центр»,

в отсутствии заинтересованного лица УФПС Алтайского края – филиала ФГУП «Почта России»,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Бухгалтерский центр», УФПС Алтайского края – филиала ФГУП «Почта России», заявитель своевременно и надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, не является препятствием для рассмотрения дела отсутствие сторон, если имеются данные о своевременном извещении о времени и месте рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

На основании изложенного, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ООО «Бухгалтерский центр», УФПС Алтайского края – филиала ФГУП «Почта России».

В управлении Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрении находится заявление жителя г.Бийска (вхд.№1612498 от 02.11.2016г.) по факту распространения по почтовым ящикам жилых многоквартирных домов г.Бийска персональных извещений Единой городской службы по учету водоснабжения о необходимости проведения метрологической поверки приборов учета воды, в которой содержатся признаки нарушения п.20 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

По мнению заявителя,  распространяемые среди жителей города Бийска извещения указывают на  необходимость установки приборов учета воды, носят официальный характер, напоминают требование государственных органов, побуждающее к совершению определенных действий.

В качестве доказательства распространения заявителем представлено извещение, выполненное следующим образом: левое поле имеет надпись ИЗВЕЩЕНИЕ, под которой размещена стрелка вниз; вверху правого поля помещена имитация штрих-кода с надписью ПЕРСОНАЛЬНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ  и стрелкой вниз, а также имеются сведения об организации (Единая городская служба по учету водоснабжения, телефон <…>). Текст извещения начинается с обращения «Уважаемый абонент!», далее по тексту «… Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем Ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в Вашем доме. Работы по поверке будут проводиться с 3 октября по 3 ноября 2016 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации, предлагаем Вам обратиться для оформления заявки на процедуру поверки по телефону <…>. Напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а так же Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а так же в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону <…>».

На заседании Комиссии, состоявшемся 26 января 2017г., Комиссия, заслушав доклад члена Комиссии, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствие со ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услуге по проведению метрологической поверке приборов учета воды, к лицам ее оказывающим «Единая городская служба по учету водоснабжения», способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Информация доведена до неопределенного круга лиц посредством персональных извещений.

Согласно п.3 ст.3 Федерального закона «О рекламе», под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Федеральный закон «О рекламе» предъявляет общие требования к рекламе: «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

В соответствии с п.20 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Согласно ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В качестве контакта в рекламе указан номер телефона <...>, который, согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, принадлежит ПАО «Мобильные ТелеСистемы».

По информации, представленной ПАО «Мобильные ТелеСистемы», номер телефона <…>, указанный в извещении, выделен в пользование ООО «Бухгалтерский центр» (185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Гоголя, 1-51) на основании заявления на переоформление договора на оказание услуг связи от 20.10.2016г. и договора на оказание услуг связи, заключенного между ПАО «МТС» и ООО «Бухгалтерский центр» 20.10.2016г.

Согласно заявлению на переоформление договора на оказание услуг связи от 20.10.2016г., абонентские номера переоформлены с ООО «РусЭнергоУчет» на ООО «Бухгалтерский учет» (185035, г.Петрозаводск, ул.Гоголя, 1-51).

По информации, размещенной на сайте egrul.nalog.ru (Единый государственный реестр юридических лиц), 28.10.2016г. внесена запись о том, что ООО «РусЭнергоУчет» (ОГРН 1131001005574, ИНН 1001269609) находится в стадии ликвидации.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, размещенной на сайте egrul.nalog.ru (Единый государственный реестр юридических лиц), основным видом деятельности ООО «Бухгалтерский центр» (ОГРН 1051000003834) является деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию (код ОКВЭД – 69.20), дополнительными – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (код ОКВЭД - 70.22), деятельность в области права (код ОКВЭД – 69.10).

На запрос антимонопольного органа ООО «Бухгалтерский центр» пояснило, что не занимается распространением персональных извещений по почтовым ящикам жилых многоквартирных домов г.Бийска о необходимости проведения метрологической поверки приборов учета воды, не оказывает услуги по метрологической поверки и установки индивидуальных приборов учета воды. Компания оказывает услуги call – центра третьим лицам. Представило договор на оказание услуг центра обработки вызовов от 22.10.2016г., заключенный между ООО «Бухгалтерский центр» (Исполнитель) и ИП Калачевым (Заказчик). Согласно п.1.1 Договора, Исполнитель обязуется по поручению Заказчика оказать, а Заказчик обязуется оплатить услуги Центра обработки вызовов (call-центра) – обработку телефонных вызовов, телефонные опросы, актуализация данных, телефонные презентации товаров и услуг Заказчика, ввод данных, аппаратно-программное и прочее техническое обеспечение указанной деятельности, а также передача Заказчику результата обработки вызова. Согласно приложению №4 к договору от 22 октября 2016г., определен перечень телефонных номеров выделяемых Заказчику по Алтайскому краю для оказания услуг call-центр: <…>. Также пояснило, что ООО «Бухгалтерский центр» не заключало какие-либо договоры с ООО «Городская сервисная служба». Телефонные номера, по которым предоставляются услуги call-центра были переоформлены с ООО «РусЭнергоУчет» на ООО «Бухгалтерский центр» 20 октября 2016г.

Согласно выписке из ЕГРИП, размещенной на сайте egrul.nalog.ru (Единый государственный реестр юридических лиц), основным видом деятельности ИП Калачева И.Д. (ОГРНИП 314100106300057, ИНН 100108866278) является производство санитарно- технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (код ОКВЭД – 43.22).

УФПС Алтайского края – филиала ФГУП «Почта России» на запрос антимонопольного органа представило договор №ПР/16/736-14 на оказание услуг по распространению рекламно-информационных материалов от 01.06.2014г., заключенный между ООО «РусЭнергоУчет» (Заказчик) и ФГУП «Почта России» (Исполнитель). Согласно п.2.1 Договора, Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию Рекламных услуг в сроки, предусмотренные настоящим договором. В соответствии с п.7.1, срок действия договора определен до 31 декабря 2015г. Дополнительным соглашением №1 к договору №ПР/16/736-14 от 01.06.2014г. на оказание услуг по распространению рекламно-информационных материалов от 30.12.2015г., срок действия договора установлен до 31 декабря 2017г.

УФПС Алтайского края – филиала ФГУП «Почта России» также представило Заказ на оказание рекламных услуг по Заявке от 09.03.2016г. №54 по договору № ПР/16/736-14 от 01.06.2014г., заключенный между ООО «РусЭнергоУчет» и ФГУП «Почта России». Согласно Заказу, установлены условия оказания рекламных услуг: безадресное распространение РИМ по абонентским почтовым ящикам населения.

В распространенных по почтовым ящикам жителей многоквартирных домов в городе Бийск персональных извещениях со ссылкой на Федеральный закон №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, содержится информация (руководство к действию) о необходимости обязательного проведения метрологической поверки приборов учета воды, без проведения которой индивидуальные приборы считаются непригодными для учета водопотребления и необходимости согласования даты и времени процедуры поверки приборов учета воды по телефону<…>.

Из текста рассматриваемой  рекламы следует, что потребитель, позвонив по номеру телефона <…>, может воспользоваться услугой по проведению метрологической поверки приборов учета воды, которую оказывает Единая городская служба по учету водоснабжения.

Между тем, Единая городская служба по учету водоснабжения не является организацией, объединяющей иные хозяйствующие субъекты (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей), оказывающие аналогичные услуги  в г. Бийск и на территории Алтайского края.

Заявитель указывает, что организация, разославшая извещения называется ООО «Городская сервисная служба».

На территории Алтайского края ООО «Городская сервисная служба», организация с фирменным наименованием «Единая городская служба по учету водоснабжения» не зарегистрированы, что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru).

Распространяемая по почтовым ящикам жилых многоквартирных домов реклама содержит недостоверную информацию о том, что по указанному в тексте рекламы телефону потребитель услуг по метрологической поверке приборов учета воды может воспользоваться некой единой, общей, объединенной службой по установке приборов учета воды в г.Бийск. Такой объединенной, единой службы по установке приборов учета воды в г.Бийск не существует.

При этом как установлено, услугу по поверке приборов учета воды оказывает ИП Калачев, о чем информация в рекламных листовках также отсутствует.

Таким образом, такая форма и содержание рекламы вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно исполнителя услуг, формирует у потребителей рекламы неверное мнение по поводу организации, производящей поверку счетчиков воды, а также срочности и необходимости такой поверки только у «Единой городской службы по учету водоснабжения», а отсутствие в тексте рекламы указания на непосредственного исполнителя (ИП Калачев) и условиях проведения поверки, с одновременным указанием в качестве исполнителя «Единая городская служба по учету водоснабжения», искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Кроме того, согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Согласно сведениям, внесенным в Реестр аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений, находящегося в открытом доступе (сайт Федеральной службы по аккредитации http://188.254.71.82/fsa_raoei_pub/register/3/table), ООО  «Бухгалтерский центр»  (ОГРН 1051000003834, ИНН 1001161267), ИП Калачев (ОГРНИП 314100106300057, ИНН 100108866278) в реестре аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений не значатся.

В соответствии с ч.7 ст.7 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Следовательно, рассматриваемая реклама распространена с нарушением требований ч.7 ст.7 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, антимонопольный орган с учетом формы и содержания разосланных извещений приходит к выводу о наличии в рекламной информации  нарушения п.20 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5, ч.7 ст.7 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных п.20 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Ответственность за нарушение требований установленных, в том числе ч.7 ст.7 Федерального закона «О рекламе», несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Номер телефона <…>указанный в распространенных по почтовым ящикам жилых многоквартирных домов г.Бийска персональных извещениях принадлежит ООО «Бухгалтерский центр», однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО «Бухгалтерский центр» является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Исходя из информации, полученной от ООО «Бухгалтерский центр», рекламодателем рассматриваемой информации является ИП Калачев.

На основании изложенного, Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы приходит к выводу о неподтверждении в ходе рассмотрения дела факта нарушения ООО «Бухгалтерский центр» п.20 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5, ч.7 ст.7 Федерального закона «О рекламе», также признала необходимым выделить из данного дела в отдельное производство дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в части документов и материалов, относящихся к ИП Калачеву с целью полного, всестороннего и объективного рассмотрения.

В соответствии с абзацем а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с которым производство по делу может быть прекращено в случае: неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе», антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе выдается виновному в нарушении лицу, а также участвующим в рассмотрении дела лицам, причастным к распространению ненадлежащей рекламы и способным прекратить ее распространение.

Заинтересованное лицо УФПС Алтайского края – филиала ФГУП «Почта России», являющееся рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, способно прекратить распространение рекламы с нарушением требований п.20 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «ИЗВЕЩЕНИЕ Единая городская служба по учету водоснабжения телефон: <…>…», распространенную по почтовым ящикам жилых многоквартирных домов г.Бийска, ненадлежащей.

2. Выделить из дела №165-ФАС22-Р/12-16  в отдельное производство дело в отношении ИП Калачева по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Направить дело, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в отношении ИП Калачева, для рассмотрения по подведомственности в Карельское УФАС России.

4. Выдать УФПС Алтайского края – филиала ФГУП «Почта России» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, как лицу, способному устранить нарушение.

5. Производство по делу в отношении ООО «Бухгалтерский центр» прекратить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.    

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ  №7

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

01 февраля 2017 г.                                                                                            г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

         <…>

на основании своего решения от 01 февраля 2017г. по делу №165-ФАС22-Р/12-16 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной по почтовым ящикам жилых многоквартирных домов г.Бийска посредством персональных извещений следующего содержания: «...Единая городская служба по учету водоснабжения, телефон <…>… Доводим до Вашего сведения, что приборы учета воды, установленные в Вашей квартире, имеют межповерочный интервал и нуждаются в метрологической поверке... Вам необходимо согласовать дату и время процедуры поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону <…>», так как при ее распространении нарушены требования п.20 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5, ч.7 ст.7 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. УФПС Алтайского края – филиала ФГУП «Почта России» в  десятидневный срок со дня вынесения предписания, как лицу способному прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, прекратить распространение ненадлежащей рекламы, по которой принято решение по делу.

2. УФПС Алтайского края – филиала ФГУП «Почта России» представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 21 февраля 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны