Решение б/н Решение по делу № 17-ФАС22-НК/10-14 от 22 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 ноября 2014г.

В полном объеме решение изготовлено 09 декабря 2014г.                                                       г. Барнаул

 

            Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы  по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства  в составе:

            председатель Комиссии:

            П <…>,

            члены Комиссии:

            Б<…>

К<…>

В<…>

Б<…>

рассмотрев дело № 17-ФАС22-НК/10-14, возбужденное в отношении ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» (Алтайский край, г. Барнаул, Бриллиантовая ул., 2) по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

с участием представителей заявителя – ОАО «Алтайский завод агрегатов» Ч<…> по доверенности от 10.11.2014г., Ш<…> по доверенности от 10.11.2014г.,

с участием представителей ответчика – ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» С<…> по доверенности от 22.09.2014г. № 69, Л <…> по доверенности № 32 от 10.11.2014г.,

в отсутствии представителей администрации города Барнаула, управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом),

в присутствии слушателя Ч<…>,

УСТАНОВИЛА:

05 августа 2014 года в Алтайское краевое УФАС России с заявлением на недобросовестные действия ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» (далее – ОАО «БТСК») на рынке теплоснабжения потребителей 17 микрорайона города Барнаула обратилось ОАО «Алтайский завод агрегатов» (далее – ОАО «АЗА»).

Заявитель указывает, что на фоне ситуации по отключению теплоснабжения потребителям 17 микрорайона города Барнаула ОАО «БТСК» осуществлены действия по рассылке указанным потребителя писем, в которых содержится недостоверная информация о ситуации, связанной с обеспечением жителей горячей водой. В письмах указано, что руководители ряда жилищных организаций целенаправленно препятствуют подключению горячей воды в дома. Однако, как указывает ОАО «АЗА», в данном микрорайоне в период с 10.07.2014г. по 28.07.2014г. горячей воды не было в связи с плановой остановкой работы котельной теплоснабжающей организации – ОАО «АЗА» для подготовки к отопительному сезону. Кроме того, в письмах указано, что по договору, заключенному в марте 2014 года, администрация города доверила снабжение жителей микрорайона № 17 Обществу как крупному поставщику тепловой энергии и пара. Данная информация, по мнению заявителя, является ложной, поскольку администрацией города с ОАО «БТСК» заключен договор аренды центральных тепловых пунктов, тепловых сетей и тепловых камер 17-го микрорайона с целью обеспечения сохранности указанного имущества и качественной, бесперебойной передачи теплоносителя потребителям микрорайона; оборудование, которое передано ОАО «БТСК» по вышеуказанному договору аренды, может быть использовано только для распределения и транспортировки тепловой энергии от теплоснабжающей организации до потребителей 17 микрорайона. ОАО «АЗА» считает, что указанная в письме информация о надежности подачи тепловой энергии от ТЭЦ-3, является искажением действительности, поскольку теплоснабжение данного микрорайона к 2007 году вызывало много жалоб, так как ОАО «Кузбассэнерго» (правопредшественник ОАО «БТСК»), поставляющие тепловую энергию данным потребителям, не могло обеспечить их теплооносителем, отвечающим предъявленным к нему требованиям (копия письма № 95/12-05/602 от 08.04.2010г.). Именно поэтому администрация г. Барнаула предложила ОАО «АЗА» подключить жителей 17 микрорайона к своей котельной.

Кроме того, ОАО «БТСК» в июне 2014 года абонентам 17 микрорайона направлена официальная оферта с предложением заключения договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, в которых в качестве теплоснабжающей организации указано ОАО «БТСК».

ОАО «АЗА» просит устранить нарушение антимонопольного законодательства и привлечь ОАО «БТСК» к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ.

ОАО «БТСК» в ответе на запрос антимонопольного органа указывает, что в силу статей 548, 539-547 ГК РФ,   пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» обладает всеми признаками энергоснабжающей организации, которая через присоединенную сеть в место исполнения поставляет ресурс конечному потребителю, на основании установленного тарифа на тепловую энергию; тепловую энергию приобретает у ОАО «Барнаульская генерация», которую вырабатывает Баранаульская ТЭЦ-2, и у ОАО «Барнаульская ТЭЦ-3», которую вырабатывает Барнаульская ТЭЦ-3, в целях поставки ее конечным потребителям. ОАО «БТСК» указывает, что 09.06.2014г. в адрес 58 потребителей 17 микрорайона города, теплопотребляющие установки которых непосредственно присоединены к тепловым сетям ОАО «БТСК», была направлена официальная оферта о заключении договора теплоснабжения; в период с 18.07.2014г. по 12.08.2014г. со стороны потребителей добровольно совершены действия по принятию тепловой энергии от источника теплоты Барнаульская ТЭЦ-3, что подтверждается двусторонними актами.

Общество считает, что достоверность сведений, изложенных в обращении к жителям микрорайона № 17, в части размера тарифа на тепловую энергию подтверждена нормативно-правовыми актами, принятыми органами государственного регулирования в виде соответствующих решений, а право владения – соответственно договором аренды. ОАО «БТСК» указывает на то, что указанные действия им совершены в пределах реализации своих прав и обязанностей и регламентированы императивными нормами права: нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» со стороны Общества не допущено.

Антимонопольным органом в результате рассмотрения поступившего заявления в отношении ОАО «БТСК» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», о чем 10 октября 2014 года издан соответствующий приказ и вынесено определение; к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечено ОАО «АЗА», в качестве ответчика – ОАО «БТСК», в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечены администрация города Барнаула, управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.

Рассмотрение дела назначено на 11 ноября 2014 года.

Присутствующие на заседании Комиссии представители ОАО «АЗА» Ч<…>, Ш<…> доводы, изложенные в заявлении, поддержали, на заявленных требованиях настаивали.

Представитель администрации города Барнаула  - заместитель главы администрации по городскому хозяйству А<…> пояснил, что главной причиной переключения потребителей Центрального района города на котельную ОАО «АЗА» - неспособность ОАО «Кузбассэнерго» обеспечивать нормативный режим теплоснабжения; действия ОАО «БТСК» по переключению потребителей 17 микрорайона с котельной ОАО «АЗА» на ТЭЦ-3 самовольные, поскольку с администрацией города не согласованы, нарушают интересы жителей, так как никаких расчетов, аргументов о качестве и надежности такого теплоснабжения ОАО «БТСК» представлено не было. Кроме того, представитель администрации города пояснил, что действия ОАО «БТСК» по установке запорной арматуры в ТК-243/2 для переключения потребителей 17 микрорайона на контур ТЭЦ-3, признаны управлением Ростехнадзора по Алтайскому краю незаконными, обществу выдано предписание, которое исполнено.          

Представители ОАО «БТСК» С<…>, <…> с нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» не согласились, ссылаясь на отсутствие между ОАО «АЗА» и ОАО «БТСК» конкурентных отношений, на недоказанность заявителем и материалами дела факта распространения Обществом среди абонентов 17 микрорайона рассматриваемых писем, а также на отсутствие причинно-следственной связи между распространением рассматриваемых писем и возможности причинения убытков ОАО «АЗА» в результате их распространения.

11 ноября 2014 года рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств факта распространения ОАО «БТСК» рассматриваемых писем. Рассмотрение дела состоялось 27 ноября 2014 года.

Стороны поддержали доводы, изложенные в предыдущем заседании Комиссии. Кроме того, представители ОАО «АЗА» в качестве доказательств распространения среди потребителей 17 микрорайона рассматриваемых писем, просили заслушать пояснения председателя ТОС 17 микрорайона Ш<…>, которая факт распространения по почтовым ящикам жителей 17 микрорайона писем ОАО «БТСК» подтвердила, пояснила, что указанная в письмах информация об экономической эффективности теплоснабжения от ТЭЦ-3 является недостоверной, поскольку потребители разницу в стоимости тарифов не ощущают, поскольку она компенсируется не только за счет субсидий, но и за счет качества оказываемых ОАО «АЗА» услуг, в частности за счет уменьшения расхода горячего водоснабжения в связи с достаточной температурой теплоносителя; кроме того, указала, что качество теплоснабжения от котельной завода «АЗА» потребителей 17 микрорайона полностью устраивает.     

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, заслушав мнения сторон и лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ ОАО «АЗА» зарегистрировано 17.06.1993г., юридический адрес: 656008, г. Барнаул, Гоголя ул., д. 187, основной вид деятельности – обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов (код ОКВЭД 28.52), дополнительный – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код по ОКВЭД – 40.30.14), передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД – 40.30.2). Согласно Выписке из ЕГРЮЛ ОАО «БТСК» создано 28.04.2012г., юридический адрес: 656037, г. Барнаул, Бриллиантовая ул., 2; основной вид деятельности - передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД – 40.30.2), дополнительный - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код по ОКВЭД – 40.30.14).

Следовательно, указанные хозяйствующие субъекты являются потенциальными конкурентами на рынке производства и передачи пара и горячей воды (тепловой энергии) в пределах одних географических границ – границы территории муниципального образования – город Барнаул.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; под теплоснабжающей организацией – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 03.04.2002г. ОАО «АЗА» на праве собственности принадлежит котельная, являющаяся сложной вещью единого функционального назначения и состоящая из здания котельной, здания углеподачи по адресу: г. Барнаул, Гоголя ул., д. 187.

Обществом с Главным управлением имущественных отношений Алтайского края 09.08.2011г. заключен договор № 2835-з аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Согласно договору, арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер <...> :63:0:280, местоположение: Алтайский край, г. Барнаул, Гоголя ул., д. 187тс. Участок предоставляется для строительства теплосети от котельной ОАО «АЗА» до ЦТП № 243 по ул. Партизанской, 134а и ЦТП № 242 по пр. Красноармейскому, 61а в микрорайоне 17 г. Барнаула.

В соответствии с Распоряжением администрации г. Барнаула № 102 от 23.03.2007г. «О строительстве тепломагистрали от котельной ОАО «АЗА» до микрорайона  № 17» Обществом построена тепловая сеть от котельной ОАО «АЗА» до микрорайона № 17, которая принята в эксплуатацию на основании акта от 21.11.2008г.

В соответствии с распоряжением Администрации города Барнаула № 241 от 02.10.2009г. в целях обеспечения необходимых параметров теплоснабжения в центральной части г.Барнаула, тепловая нагрузка микрорайона № 17 была переключена с БФ ОАО «Кузбассэнерго» на котельную ОАО «АЗА». Перед этим была утверждена программа перевода нагрузки микрорайона от 02.10.2009г. от контура ТЭЦ-3 по магистрали М-34 на котельную ОАО «АЗА», по результатам выполнения которой составлен акт о переводе потребителей тепловой энергии микрорайона № 17 на котельную ОАО «АЗА». С этого момента теплоснабжение 17 микрорайона осуществляется ОАО «АЗА» через присоединенную сеть, эксплуатируемую ОАО «АКС».

Причина принятия администрацией города Барнаула вышеуказанных распоряжений – оптимизация организации теплоснабжения населения Центрального района г. Барнаула.

В соответствии с трехсторонними соглашениями о внесении изменений в договора на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде, подписанными Барнаульским филиалом ОАО «Кузбассэнерго», ОАО «АЗА» и абонентами, ОАО «АЗА» приняло на себя права и обязанности Энергоснабжающей организации (далее ЭСО) по договорам теплоснабжения абонентов. В дальнейшем были заключены прямые договора на теплоснабжение между ОАО «АЗА» и абонентами.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона «О теплоснабжении» потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Согласно условиям договоров теплоснабжения, обязательства ОАО «АЗА» считаются исполненными при подаче тепловой энергии непосредственно до энергопринимающих устройств потребителя, однако энергопринимающие устройства потребителей тепловой энергии в 17-м микрорайоне не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям ОАО «Алтайский завод агрегатов». Между тепловыми сетями ОАО «Алтайский завод агрегатов» и энергопринимающими устройствами потребителей находятся сети, эксплуатируемые с 2014 года ОАО «БТСК».

Согласно части 6 статьи 13 Федерального закона «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона.

ОАО «БТСК» образовано 01.03.2012 г. в форме выделения в результате реорганизации ОАО «Кузбассэнерго», к основной производственной деятельности в сфере теплоснабжения потребителей города Барнаула (поставка тепловой энергии) приступило с 01.01.2013г.

По результатам проведения торгов на право заключения договора аренды в соответствии с протоколом конкурсной Комиссии № 5 от 18.02.2014г. между Городским округом – город Барнаул Алтайского края, действующий через уполномоченный орган – комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула и ОАО «БТСК» заключен договор аренды № 203 от 01.03.2014г. центральных тепловых пунктов, тепловых сетей и тепловых камер 17-го микрорайона с целью обеспечения сохранности указанного имущества и качественной, бесперебойной передачи теплоносителя потребителям микрорайона.

Передача тепловой энергии по сетям ОАО «БТСК» является неотъемлемой частью процесса поставки тепловой энергии абонентам ОАО «АЗА», по другому исполнять свои обязательства по договорам теплоснабжения со своими абонентами ОАО «АЗА» не может, другой организации, оказывающей услуги по транспортировке тепловой энергии в 17 микрорайоне, нет.

Согласно материалам дела, ОАО «БТСК» приобретает тепловую энергию у ОАО «Барнаульская генерация», которую вырабатывает Баранаульская ТЭЦ-2, и у ОАО «Барнаульская ТЭЦ-3», которую вырабатывает Барнаульская ТЭЦ-3, в целях поставки ее конечным потребителям, на основании соответствующих договоров.

ОАО «БТСК» в материалы дела представлена копия договора теплоснабжения и поставки горячей воды, заключенного с потребителем 17 микрорайона ИП Бухарчиковым, согласно которому, Общество обязуется поставить потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, а потребитель обязуется оплачивать принятую энергию и горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии и горячей воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии и горячей воды. Согласно пункту 1.2 договора, отпуск энергии и горячей воды на объект потребителя производится ОАО «БТСК» в точке поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки, и тепловой сети потребителя, и тепловой сети Общества или теплосетевой организации либо в точке подключении к бесхозной тепловой сети. Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности указываются в Акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Из указанного Акта разграничения следует, что ОАО «БТСК» приобретает тепловую энергию в целях поставки потребителю ИП Бухарчикову у ОАО «Барнаульская ТЭЦ-3».

Из анализа учредительных документов ОАО «БТСК» и ОАО «Барнаульская ТЭЦ-3», а также ОАО «Барнаульская генерация», следует, что указанные хозяйствующие субъекты образуют группу лиц по причине наличия единой управляющей организации – ООО «Сибирская генерирующая компания», г. Москва. Причем, ОАО «Барнаульская генерация», ОАО «Барнаульская ТЭЦ-3» осуществляют один и тот же вид деятельности – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями (код по ОКВЭД – 40.30.11).

Как указано выше, ОАО «БТСК» приобретает тепловую энергию у ОАО «Барнаульская генерация», которую вырабатывает Баранаульская ТЭЦ-2, и у ОАО «Барнаульская ТЭЦ-3», которую вырабатывает Барнаульская ТЭЦ-3, в целях поставки ее конечным потребителям.

Таким образом, ОАО «АЗА» и ОАО «БТСК» являются конкурентами на рынке теплоснабжения в части поставки тепловой энергии в географических границах  17 микрорайона города Барнаула, в связи с чем, добросовестная конкуренция, как фактор ведения указанными хозяйствующими субъектами конкурентной борьбы на началах добросовестности, разумности и справедливости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не создавая препятствий друг другу, заведомо предполагается.

Кроме того,  ОАО «БТСК» в адрес потребителей 17 микрорайона г. Барнаула направлена официальная оферта  с предложением заключить договор теплоснабжения с надежным поставщиком тепловой энергии – ОАО «БТСК» со ссылкой на то, что Общество владеет технической возможностью самостоятельно осуществлять поставку тепловой энергии. Данный факт также свидетельствует о наличии конкурентных отношений между ОАО «АЗА» и ОАО «БТСК» на рынке теплоснабжения в части поставки тепловой энергии в границах 17 микрорайона г. Барнаула.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера и способа производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из законодательно закрепленного понятия «недобросовестной конкуренции» являются:

            -наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами

-наличие действия хозяйствующего субъекта;

            -направленность действий на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

            -противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

            -способность причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту вследствие осуществления указанных действий, либо нанести вред его деловой репутации.

Согласно материалам дела, в июле 2014 года ОАО «БТСК» по почтовым ящикам абонентов 17 микрорайона города Барнаула распространило письма, содержащие информацию о ситуации, связанной с горячим водоснабжением микрорайона, а также в адрес абонентов указанного микрорайона направило предложения (официальная оферта) о заключении договора теплоснабжения.

Комиссией Алтайского краевого УФАС России установлено, что содержащаяся в указанных письмах информация является ложной, неточной и искаженной в силу следующего.

В первом абзаце письма указано, что причиной отсутствия у потребителей 17 микрорайона горячей воды является целенаправленное препятствие руководителей ряда жилищных организаций подключению горячей воды в дома. Данная информация является искаженной.

Из материалов дела следует, что в 17 микрорайоне в период с 10.07.2014г. по 28.07.2014г. горячее водоснабжение отсутствовало в связи с плановой остановкой работы котельной теплоснабжающей организации – ОАО «АЗА» для подготовки к отопительному сезону 2014-1015гг. В указанный период ремонтные работы по подготовке к отопительному сезону необходимо было произвести не только ОАО «АЗА», но и ОАО «БТСК» как теплосетевой организации.

12-13 июля 2014 года в период приостановки теплоносителя с целью проведения ремонтных работ, ОАО «БТСК» выполнило работы по установке запорной арматуры в ТК-243/2 на подающем и обратном трубопроводе отопления Д530мм для переключения потребителей 17 микрорайона на контур ТЭЦ-3, то есть отключило ОАО «АЗА» от эксплуатируемых ОАО «БТСК» в 17 микрорайоне тепловых сетей и подключило к трубопроводу, через который тепловая энергия абонентам 17 микрорайона подается от ТЭЦ-3. Данный факт подтверждается актом осмотра тепловой камеры ТК 243/2 от 18.07.2014г и ответчиком по делу не оспаривается. После выполнения ОАО «БТСК» работ по установке указанной выше арматуры горячее водоснабжение по контуру 17 микрорайона возобновилось, но не от котельной ОАО «АЗА»: изъявившие желание потребители 17 микрорайона стали получать горячую воду от ТЭЦ-3, о чем в материалах дела имеются соответствующие акты между ОАО «БТСК» и потребителями.

Согласно статье 2 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ потребитель тепловой энергии – лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Между ОАО «АЗА» и потребителями 17 микрорайона города Барнаула заключены договоры теплоснабжения, согласно условиям которых, обязательства ОАО «АЗА» считаются исполненными при подаче тепловой энергии непосредственно до энергопринимающих устройств потребителя, однако энергопринимающие устройства потребителей тепловой энергии в 17-м микрорайоне не имеют непосредственного присоединения к тепловым сетям ОАО «Алтайский завод агрегатов». Между тепловыми сетями ОАО «Алтайский завод агрегатов» и энергопринимающими устройствами потребителей находятся сети, эксплуатируемые ОАО «БТСК» на основании договора аренды № 203 от 01.03.2014г. центральных тепловых пунктов, тепловых сетей и тепловых камер 17-го микрорайона.

ОАО «БТСК» в материалы дела не представлено доказательств того, что руководители ряда жилищных организаций указанного микрорайона целенаправленно препятствовали подключению горячего водоснабжения в жилые дома микрорайона, обслуживаемого ОАО «АЗА».

Во втором абзаце рассматриваемого Комиссией антимонопольного органа письма ОАО «БТСК» указывает, что в марте 2014 года администрация города, заключив с ОАО «БТСК» договор владения и пользования, доверила снабжение жителей микрорайона № 17 именно этой компании как крупному поставщику тепловой энергии и горячей воды.

По результатам проведения торгов на право заключения договора аренды в соответствии с протоколом конкурсной Комиссии № 5 от 18.02.2014г. между Городским округом – город Барнаул Алтайского края, действующий через уполномоченный орган – комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула и ОАО «БТСК» действительно заключен договор аренды № 203 от 01.03.2014г. центральных тепловых пунктов, тепловых сетей и тепловых камер 17-го микрорайона с целью обеспечения сохранности указанного имущества и качественной, бесперебойной передачи теплоносителя потребителям микрорайона.

Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 15.05.2014 № 30 ОАО «БТСК» установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии по контуру ОАО «АЗА» на 2014 год.

Согласно Федеральному закону «О теплоснабжении», передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Таким образом, договор аренды № 203 от 01.03.2014г. между ОАО «БТСК» и администрацией города Барнаула заключен с целью оказания Обществом услуг по передаче тепловой энергии от теплоисточника ОАО «АЗА» до потребителей 17 микрорайона; переданное по договору аренды оборудование может быть использовано только для распределения и транспортировки тепловой энергии от теплоснабжающей организации до потребителей микрорайона. Следовательно, доведенная до сведения потребителей 17 микрорайона информация о том, что администрация города доверила ОАО «БТСК» как крупному поставщику тепловой энергии и горячей воды теплоснабжение жителей микрорайона, признается Комиссией антимонопольного органа ложной, несоответствующей действительности.

В четвертом абзаце письма ОАО «БТСК» в пользу довода о неоспоримом преимуществе ТЭЦ-3 перед заводской котельной ОАО «АЗА» приводит аргумент – надежность. Данное утверждение является несоответствующим действительности, ложным, поскольку, как следует из материалов дела, теплоснабжение данного микрорайона вызывало много жалоб, так как ОАО «Кузбассэнерго» (правопредшественник ОАО «БТСК»), поставляющие тепловую энергию данным потребителям от ТЭЦ-3, не могло обеспечить их теплооносителем, отвечающим предъявленным к нему требования, именно поэтому администрация г. Барнаула предложила ОАО «АЗА» подключить жителей 17 микрорайона к своей котельной. Кроме того, присутствующий на заседании Комиссии заместитель главы администрации города Барнаула по городскому хозяйству А<…> относительно вопроса надежности теплоснабжения 17 микрорайона от ТЭЦ-3 пояснил, что о данном факте утверждать не приходится, поскольку в ходе опрессовки (весной 2014 года), а также в ходе отопительного сезона (октябрь 2014 года) главная магистраль города, проходящая от ТЭЦ-3 до центральной части города Барнаула, в частности до 17 микрорайона (магистраль № 34), имела повреждения; указал на то, что ТЭЦ-3 в соответствии с техническими условиями является резервным источником теплоснабжения по контуру ОАО «АЗА» в 17 микрорайоне.

Кроме того, ОАО «БТСК» в июне 2014 года в адреса 58 потребителей 17 микрорайона направило предложения (официальная оферта) о заключении договора теплоснабжения, в которых, наряду с информацией о наличии у Общества технической возможности самостоятельно осуществлять поставку тепловой энергии со ссылкой на договор аренды от 01.03.2014г. тепловых сетей и центральных тепловых пунктов, содержится информация о таком конкурентом преимуществе ОАО «БТСК» перед ОАО «АЗА», как неизменно высокое качество при сравнительно низкой цене.

Обществом в предложении о заключении договоров указано, что размер тарифа на тепловую энергию, установленный для ОАО «БТСК», существенно ниже, чем размер тарифа, установленный для конкурентов, оказывающих услуги теплоснабжения в рассматриваемом микрорайоне. В частности, для ОАО «АЗА» тариф на тепловую энергию установлен решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013г. № 520 и составляет на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 – 1 148,76 руб./Гкал (без учета НДС), на период с 01.07.2014 по 31.12.2014 – 1 199, 22 руб./Гкал.

Тариф на тепловую энергию для ОАО «БТСК» установлен решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013г. № 519 и составляет на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 – 977,51 руб./Гкал (без учета НДС), на период с 01.07.2014 по 31.12.2014 – 1 020, 46 руб./Гкал.

ОАО «БТСК», приводя сведения о разнице утвержденных для ОАО «БТСК» и ОАО «АЗА» тарифов на тепловую энергию и указывая себе в преимущество на наличие существенной экономической выгоды при оплате гражданами коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, не информирует потребителей о субсидировании администрацией города потребителям 17 микрорайона разницы в указанных тарифах. Кроме того, присутствующая на заседании Комиссии Ш<…>, являющаяся председателем ТОС 17 микрорайона, указала на то, что потребители разницу в стоимости тарифов не ощущают, поскольку она компенсируется не только за счет субсидий, но и за счет качества оказываемых ОАО «АЗА» услуг, в частности за счет уменьшения расхода горячего водоснабжения в связи с достаточной температурой теплоносителя.

Содержащаяся в предложениях о заключении договоров теплоснабжения информация об экономической выгоде оказываемых ОАО «БТСК» услуг по теплоснабжению, является искаженной.

Доведенная ОАО «БТСК» до сведения потребителей 17 микрорайона информация о преимуществах Общества как крупного поставщика тепловой энергии и горячей воды в городе, услуги которого по теплоснабжению обладают рядом неоспоримых преимуществ в части экономии денежных средств и надежности теплоснабжения, является несоответствующей действительности (ложной, искаженной), вводит в заблуждение потребителей, в данном случае потребителей 17 микрорайона, относительно качества, характера и возможности оказания ОАО «АЗА» услуг теплоснабжения.

Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках.

В частности частью 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера и способа производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Важнейшим источником правового регулирования конкурентных отношений является Конституция Российской Федерации, которая, с одной стороны, закрепляет право каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а с другой, устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно статье 34 Конституции  Российской Федерации, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 10 Гражданского кодекса РФ предусматривает пределы осуществления гражданских прав, в частности не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии со статьей 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883г. актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Довод представителей ОАО «БТСК» о том, что ни заявителем, ни материалами дела факт распространения указанных писем ОАО «БТСК» не доказан и не установлен, Комиссией антимонопольного органа признается не состоятельным в силу следующего.

Под распространением информации в данном случае следует считать любые действия в результате, которых информация стала известна третьим лицам, при этом форма распространения значения не имеет; определяющим является то, что в результате совершения таких действий информация появляется у другого лица.

Факт распространения именно ОАО «БТСК» рассматриваемой информации посредством писем, доставленных в почтовые ящики потребителей, подтверждается имеющейся на официальном сайте Общества новостной информацией за 31.07.2014г. с заголовком «БТСК направила разъяснительные письма в адрес потребителей микрорайона №17», за 04.08.2014г. с заголовком «Обращение барнаульской теплосетевой компании к жителям микрорайона №17». Содержание письма, размещенного на сайте ОАО «БТСК», аналогично содержанию письма, рассматриваемого в заседании Комиссии. Кроме того, факт распространения указанных писем по почтовым ящикам абонентов 17 микрорайона подтвердила присутствующая на заседании Комиссии Ш<…>, председатель ТОС 17 микрорайона.        

Таким образом, действия ОАО «БТСК» по распространению среди потребителей 17 микрорайона несоответствующей действительности информации о ситуации, связанной с горячим водоснабжением потребителей 17 микрорайона, направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности на рынке теплоснабжения. Данные действия порочат деловую репутацию заявителя, нарушают требования статьи 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, устанавливающей запрет на ложные утверждения, способные дискредитировать продукты конкурента, противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, а также законодательству Российской Федерации.

 Тем самым, Комиссией антимонопольного органа установлены следующие обстоятельства:

1. Установлен факт распространения ОАО «БТСК» по почтовым ящикам абонентов 17 микрорайона посредством писем, а также посредством направления оферт, несоответствующей действительности (ложной, искаженной) информации о преимуществах Общества как крупного поставщика тепловой энергии и горячей воды в городе, услуги которого по теплоснабжению обладают рядом неоспоримых преимуществ в части экономии денежных средств и надежности теплоснабжения.

2. Данная информация вводит в заблуждение потребителей, в данном случае потребителей 17 микрорайона, относительно качества, характера и возможности оказания ОАО «АЗА» услуг теплоснабжения в данном микрорайоне.

3. У ОАО «БТСК» в результате осуществления действий по распространению среди потребителей 17 микрорайона несоответствующей действительности появляется возможность получения преимуществ при оказании услуг по теплоснабжению перед ОАО «АЗА».

4. Распространение данной информации создает угрозу причинения ОАО «АЗА» убытков в виде упущенной выгоды из-за оттока уже существующих потребителей. В качестве доказательств возможного причинения ОАО «АЗА» убытков Обществом на заседание Комиссии представлены копии писем контрагентов с просьбой расторгнуть договоры теплоснабжения в связи со сменой поставщика тепловой энергии (письма датированы 27.06.2014г., 09.09.2014г.).        

Рассматриваемые действия ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» являются актом недобросовестной конкуренции по отношению к ОАО «Алтайский завод агрегатов», что указывает на нарушение пунктов 1, 2  части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

            В результате данных действий ОАО «БТСК», будучи крупным поставщиком тепловой энергии на территории города Барнаула, занимающим доминирующее положение на рынке с долей 100%, и как следствие, способным оказывать непосредственное влияние на конкуренцию на рынке теплоснабжения, приобретает необоснованные преимущества на указанном рынке, которые создают угрозу оттока клиентов ОАО «АЗА», следовательно, возможность причинения убытков последнему.       

   В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 40 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия правомочна рассматривать дело о нарушении антимонопольного законодательства, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов комиссии, но не менее чем три члена комиссии.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 6 статьи 40, частями 1 - 4 статьи 41, п.1 ч.1, ч.2 ст. 48, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать актом недобросовестной конкуренции действия ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» по распространению по почтовым ящикам жителей 17 микрорайона города Барнаула писем, содержащих несоответствующие действительности (ложные, искаженные) сведения о преимуществах Общества как крупного поставщика тепловой энергии и горячей воды в городе, услуги которого по теплоснабжению обладают рядом неоспоримых преимуществ в части экономии денежных средств и надежности теплоснабжения, и вводящих в заблуждение потребителей, в данном случае потребителей 17 микрорайона, относительно качества, характера и возможности оказания ОАО «АЗА» услуг теплоснабжения, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2014 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать актом недобросовестной конкуренции действия ОАО «Барнаульская теплосетевая компания», выразившиеся в направлении потребителям 17 микрорайона официальной оферты с предложением заключить договоры теплоснабжения, в которой содержится несоответствующая действительности (искаженная) информация о преимуществах Общества как крупного поставщика тепловой энергии и горячей воды в городе, услуги которого по теплоснабжению обладают неоспоримым преимуществом в части экономии денежных средств, и вводящих в заблуждение потребителей, в данном случае потребителей 17 микрорайона, относительно качества оказываемых ОАО «АЗА» услуг теплоснабжения, что является нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2014 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

3. Выдать ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» предписание о прекращении нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 14  Федерального закона «О защите конкуренции».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

<…>

 

Решение  может быть обжаловано  в течение трех месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 12

09 декабря 2014г.                                                                                                                                                          г. Барнаул

 

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы  по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства  в составе:

председатель Комиссии:

П<…>,

члены Комиссии:

Б<…>

К<…>

В<…>

Б<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 6 статьи 40, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 10 декабря 2014 года по делу № 17-ФАС22-НК/10-14 о нарушении ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» (Алтайский край, 656037, г. Барнаул, Бриллиантовая ул., д. 2) пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» (Алтайский край, 656037, г.Барнаул, Бриллиантовая ул., д. 2) в срок до 31 декабря 2014 года прекратить нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. ОАО «Барнаульская теплосетевая компания» (Алтайский край, 656037, г.Барнаул, Бриллиантовая ул., д. 2) направить в адреса жителей и потребителей 17 микрорайона города Барнаула письма, содержащие опровержения направленной ранее информации, признанной антимонопольным органом несоответствующей действительности, и вводящей в заблуждение относительно качества, характера и возможности оказания ОАО «АЗА» услуг теплоснабжения.

3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 12 января 2015 года.

 

 

<…>

Предписание может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны