Решение №4816/9 Решение по жалобе ООО "Чистоград Плюс" от 13 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/07/3-807/2020

 

 

08 октября 2020 г.                                                                                                                         г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – врио заместителя руководителя управления – начальник отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

<...>– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

<...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Чистоград Плюс» (ИНН 3811043280, ОГРН  1153850031642) не явились, уведомлены надлежащим образом;

от заказчика (закупочной комиссии) –  АО «Эко-Комплекс» (ИНН 2223592509, ОГРН 1132223004165) – <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Чистоград Плюс» (вх. № 2012179 от 30.09.2020) на действия заказчика (закупочной комиссии) АО «Эко-Комплекс» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32009484772), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Чистоград Плюс» (вх. № 2012179 от 30.09.2020) на действия заказчика (закупочной комиссии) АО «Эко-Комплекс» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32009484772).

Заявитель в своей жалобе указывает на нарушение заказчиком (закупочной комиссией) норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, ФЗ № 223-ФЗ), в части необоснованного предоставления преференции в рамках Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление Правительства РФ № 925) и как следствие нарушение пунктов 2 и 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседание Комиссии УФАС представители заявителя не явились, уведомлены надлежащим образом.

Представитель заказчика, член закупочной комиссии представила письменные возражения, документы и пояснила, что при принятии решения о предоставлении преференции при оценке заявок на участие в оспариваемой закупке закупочная комиссия руководствовалась письмом ФАС России исх. № ИА/102692/19 от 22.11.2019.

В составе заявки ООО «К1» содержалось предложение о цене договора и характеристиках товара, где страна происхождения на все виды товара указана «Российская Федерация», что и послужило основанием для применения закупочной комиссией Постановления Правительства РФ № 925.

Изучив имеющиеся материалы и заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с правилами ст. 18. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 1 ч. 10. ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется, среди прочего, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба ООО «Чистоград Плюс»» соответствует требованиям ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.

 

 

 

 

11.09.2020 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком размещено информационное сообщение № 32009484772 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.

Дата начала срока подачи заявок – 11.09.2020 (МСК+4).

Дата и время окончания подачи заявок – 21.09.2020 в 10:00 (МСК+4).

Дата рассмотрения заявок - 21.09.2020 (МСК+4).

Дата подведения итогов – 23.09.2020 (МСК+4).

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 21.09.2020 для участия в оспариваемой закупки подано 3 заявки ООО «К1», ООО «Чистоград Плюс» и ООО «РГ-Экотек», которые были признаны соответствующими требованиям закупочной документации.

Комиссией УФАС установлено, что в заявках указаны следующие ценовые предложения:

ООО «К1» - 2699000 рублей, страна происхождения товара – «Российская Федерация»;

ООО «Чистоград Плюс» - 2471940 рублей, страна происхождения товара – «Федеративная республика Германия», «Исламская республика Иран;

ООО «РГ-Экотрек» - 2700000 рублей, страна происхождения товара – «Германия», «Россия».

Согласно протоколу закупочной комиссии АО «Эко-Комплекс» об утверждении итогов конкурентной закупки: запрос котировок в электронной форме № 1866093 в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 23.09.2020 закупочной комиссией принято решение о присвоении итоговых позиций:

Первое место: ООО «К1» ценовое предложение с учетом Постановления Правительства РФ № 925 – 2294150 рублей;

Второе место: ООО «Чистоград Плюс»;

Третье место: ООО «РГ-Экотрек».

Закупочной комиссией принято решение о заключении договора по результатам оспариваемой закупки с ООО «К1».

Закупочная деятельность АО «Эко-Комплекс» регламентируется Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным о проведении запроса котировок и содержит наиболее низкую цену (Положение о закупочной деятельности АО «Эко-Комплекс»).

Применение заказчиками норм Постановления Правительства РФ № 925 является обязательным при проведении заказчиками закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Пунктом 11 извещения оспариваемой закупки установлены преимущества, предоставляемые поставщику (исполнителю, подрядчику), а именно: «Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых/оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым/оказываемым иностранными лицами в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №925:

а) участник закупки должен продекларировать в своем Предложении наименование страны происхождения поставляемых товаров. В случае закупки работ или услуг Участника закупки относят к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).

б) при осуществлении оценки заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, оценка производится по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов. При этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупочной процедуре.

в) в случае отсутствия в Предложении Участника указания страны происхождения поставляемого товара такое Предложение будет рассматриваться как содержащее предложение о поставке иностранных товаров.

г) страна происхождения поставляемого товара устанавливается Организатором закупки на основании сведений, содержащихся в Предложении Участника закупки, с которым заключается договор.

д) при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» от 16 сентября 2016 г. № 925 не допускается замена страны происхождения товаров или исполнителя по договору за исключением случая, когда в результате замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары или иностранные субподрядчики меняются на российских субподрядчиков.

е) в случае замены иностранного товара на российский товар качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) такого товара не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

ж) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

з) при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

и) при закупке радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки, при проведении которой цена договора снижена до нуля и которая проводится на право заключить договор, представлена заявка на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, увеличенной на 30 процентов от предложенной им цены договора.

к) при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.

л) при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.».

Кроме того, п. 11 извещения оспариваемой закупки установлено, что приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» не предоставляется в случаях, если:

      • закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
      • в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
      • в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
      • в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д.     в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.».

Довод заявителя о том, что закупочной комиссией при проведении оценки и сопоставлении заявок не учтены положения пункта 8 Постановления Правительства РФ N 925 не принимается Комиссией УФАС по следующим основаниям.

Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ N 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с письмом ФАС России от 22.11.2019 N ИА/102692/19 «О направлении разъяснений порядка применения положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», приоритет должен применяться в равной степени к:

1) товарам российского происхождения и товарам иностранного происхождения государства, являющегося страной - участницей Евразийского экономического союза;

2) работам/услугам, выполняемым/оказываемым российскими лицами, и работам/услугам, выполняемым/оказываемым иностранными лицами государства, являющегося страной - участницей Евразийского экономического союза.

Приоритет в отношении товаров/работ/услуг иных стран не предоставляется.

Учитывая, что происхождение товара, предлагаемого к поставке заявителем – Германия/Иран, ООО ««РГ-Экотрек» - Германия/Россия, закупочная комиссия правомерно предоставила приоритет заявке участника ООО «К1», предложившего товары только Российского производства.

Довод заявителя о том, что для предоставления приоритета в соответствии с Постановлением Правительства № 925 заказчику необходимо было отразить в закупочной документации сведения, предусмотренные п. 5 Постановления Правительства № 925, также не принимается Комиссией УФАС.

Согласно п. 5 Постановления Правительства № 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Разделом 8 Положения о закупочной деятельности АО «Эко-Комплекс» установлено, что при проведении закупок приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг выполняемых, оказываемых российскими лицами применяется в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

При этом, п. 5 Постановление Правительства РФ № 925 установлено требование о включении исключительно в документацию о закупке обязательных сведений.

Таким образом, Комиссией УФАС в действия закупочной комиссии при проведении оспариваемой закупки нарушений порядка проведения торгов, а также признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  не установлено.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Чистоград Плюс» (ИНН 3811043280, ОГРН  1153850031642)– необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены комиссии                                                                                                                  <...>

 

                                                                                                                                      <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны