Решение б/н Решение по делу № 177-ФАС22-ОВ/12-13 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 26 февраля 2014 г.                                      

В полном объеме решение изготовлено 13 марта 2014 г.

 

 Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С <…>,

Члены Комиссии

Г <…>;

О <…>,

рассмотрев дело №177-ФАС22-ОВ/12-13 по признакам нарушения КГКУ «Алтайавтодор» и ГУП «Обской мост» части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта функцией по осуществлению весового контроля и осуществлении ГУП «Обской мост» данной функции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В УФАС по Алтайскому краю поступило заявление ООО «Изотех»  (вх.№ 10351 от 20.11.2013).

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что 23.07.2013 транспортные средства заявителя подверглись весовому контролю, который осуществляло ГУП  «Обской мост» (далее также Предприятие). Согласно письменным пояснениям КГКУ «Алтайавтодор», Предприятие осуществляет взвешивание транспортных средств на основании договора субподряда №63 от 28.12.2012 с генеральным подрядчиком ООО «Барнаульское ДСУ-4». Согласно пункту «м» Приложения №16 к государственному контракту №2011.66175 от 19.12.2011 в перечень выполняемых работ входит: поддержание в чистоте и порядке, замена и устранение повреждений элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, включая помещение и систему жизнеобеспечения, в том числе оплату коммунальных услуг и услуг связи, проведение метрологической проверки, техническое обслуживание весоизмерительного оборудования и оргтехники. Штамп «Весовой контроль» передан Предприятию с целью оформления актов о превышении транспортными средствами установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось в рамках исполнения договора.

На основании приказа УФАС по Алтайскому краю от 26.12.2013 года № 513, антимонопольным органом возбуждено дело №177-ФАС22-ОВ/12-13 по признакам нарушения КГКУ «Алтайавтодор» и ГУП  «Обской мост» части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

От ООО «Изотех» поступило ходатайство (вх. № 449 от 23.01.2014) о рассмотрении дела без участия представителей. Дополнительно ООО «Изотех» сообщило, что прокуратурой Центрального района г. Барнаула проведена проверка по жалобе заявителя на действия ГУП «Обской мост» и КГКУ «Алтайавтодор» при осуществлении весового контроля транспортных средств. По результатам проверки установлено, что передача ГУП «Обской мост» функций по взвешиванию транспортных средств противоречит действующему законодательству, так как деятельность по взвешиванию осуществляется на основании заключенного государственного контракта и договора субподряда с  ГУП «Обской мост», однако контракт не содержит условие о взвешивании транспортных средств. Перечень работ по содержанию не включает в себя производство взвешивания.      

На заседании Комиссии 23.01.2014 представитель КГКУ «Алтайавтодор» нарушение антимонопольного законодательства не признал и пояснил, что статьёй 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в качестве нарушения антимонопольного законодательства предусмотрено наделение хозяйствующего субъекта  функциями органа власти. Вместе с тем, КГКУ «Алтайавтодор» органом власти не является, функции указанного органа не осуществляет, в связи с чем не могло передать их ГУП «Обской мост». Приказом Минтранса от 27.04.2011 №125 установлено, что взвешивание транспортного средства осуществляет владелец дороги. Функции владельца дорог регионального и межмуниципального значения в Алтайском крае осуществляет Учреждение. КГКУ «Алтайавтодор» обеспечивает взвешивание транспортных средств посредством  ГУП «Обской мост», которое производит техническое сопровождение процедуры взвешивания транспортных средств – работа в качестве оператора весового оборудования, поддержание рабочего состояния оборудования ПВК, а также своевременная метрологическая поверка средств измерений, используемых при проведении взвешивания, на основании договора субподряда № 63 от 28.12.2012. Штамп «Весовой контроль» передан ГУП «Обской мост» и находится на стационарном посту весового контроля г. Барнаул, Правобережный тракт, 24 с целью оформления актов о превышении транспортными средствами установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось в рамках исполнения договора субподряда. Проставление штампа «Весовой контроль» осуществляет работник  ГУП «Обской мост».                                                                                                             

Представитель ГУП «Обской мост» поддержала позицию КГКУ «Алтайавтодор»  и пояснила, что оператор, который осуществляет ввод данных, полученных в результате взвешивания транспортного средства, является сотрудником Предприятия. Согласно письму Минтранса РФ от 26.07.2011 № 02-01/08/1208 функция обеспечения взвешивания владельцами дорог включает в себя: приобретение и эксплуатация пунктов весового контроля; взвешивание транспортных средств и фиксация результатов на бумажном носителе; передача сотрудникам ГИБДД результатов взвешивания для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении. ГУП «Обской мост» осуществляет взвешивание тяжеловесных транспортных средств, направляемых сотрудниками контрольных органов, техническое сопровождение процедуры взвешивания транспортных средств, работа в качестве оператора весового оборудования, поддержание рабочего состояния оборудования ПВК, а  также своевременную метрологическую поверку средств измерений, используемых при проведении взвешивания и содержания пункта весового контроля на основании заключенного договора субподряда (пункт 5.1.3 договора).

Транспортное средство останавливается и направляется на взвешивание сотрудником  ГИБДД. Возложение на ГУП «Обской мост» обязанности по выполнению определенных действий по обеспечению взвешивания транспортных средств не означает возложения на него контрольных функций. 

Представитель ООО «Барнаульское ДСУ-4» поддержал позицию ответчиков и пояснил, что 26.12.2013 заключен новый договор субподряда № 63.

Определением от 28.01.2014  № 261/9 рассмотрение дела №  177-ФАС22-ОВ/12-13  отложено на 26 февраля 2014.

На заседании комиссии 26.02.2014 представители КГКУ «Алтайавтодор», ГУП «Обской мост», ООО «Барнаульское ДСУ-4» поддержали вышеизложенную позицию.   

Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 13 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ

«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля.

В силу части 5 статьи 31 указанного Закона порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года № 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, пунктом 1 раздела 1 которого установлено, что Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.

Подпунктом 5.2.53.31 пункта 5 раздела 2 указанного Положения установлено, что к полномочиям Минтранса России отнесено принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

Таким образом, установление порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 № 125.

В соответствии с подпунктом 2.2.2.1.2 данного приказа на дорогах регионального или межмуниципального значения взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов в отношении всех групп перевозчиков осуществляется Госавтоинспекцией.

Аналогичное положение закреплено в пункте 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, согласно которому контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

В соответствии с п. 3 указанных Правил осуществление расчета, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает определенное правило - функции по организации и осуществлению весового контроля и взиманию платы в качестве компенсации ущерба, наносимого дорогам автомобильным транспортом, являются государственными (публично-властными) полномочиями.

Во исполнение Постановления Правительства от 16.11.2009 №934 администрацией Алтайского края издано постановление от 02.04.2010 №134 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения», которым установлено, что реализация полномочий по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, осуществляется краевым государственным учреждением «Управление автомобильных дорог Алтайского края».

Согласно уставу КГКУ «Алтайавтодор», утвержденному приказом управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи от 21.11.2011 № 125 (в ред. Приказа от07.05.2013 № 42-о), функциями Учреждения, среди прочего, являются: организация стационарных и передвижных пунктов весового контроля автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (п.3.4.7) и обеспечение взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов  (п.3.4.8).

В ГУП «Обской мост» утверждена должностная инструкция  инспектора оператора пункта весового контроля от 09.01.2014. Согласно пункту 2.1 должностной инструкции, инспектор-оператор пункта весового контроля обеспечивает сохранность региональных и межмуниципальных автомобильных дорог общего пользования путем выявления фактов несанкционированного проезда по ним транспортных средств, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось превышают ограничения, установленные соответствующими нормативами, включая временные ограничения, введенные в установленном порядке, и представления информации об указанных фактах сотрудникам соответствующих контролирующих органов.

Пунктом 2.2 указанной инструкции предусмотрено, что инспектор-оператор пункта весового контроля осуществляет на СПВК взвешивание весовых нагрузок транспортных средств.

Согласно пункту 2.4 инструкции установлено, что при несогласии водителя транспортного средства (лица, сопровождающего груз) с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, транспортное средство направляется инспектором-оператором СПВК на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания, показания которых являются окончательными при определении весовых параметров.

В соответствии с пунктом 2.5 должностной инструкции в случае отказа водителя транспортного средства (лица сопровождающего груз) устранить имеющиеся нарушения на месте инспектор-оператор СПВК составляет акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.   

Согласно ответу КГКУ «Алтайавтодор» (вх. № 1312 от 20.02.2014)  при процедуре оформления протокола результатов взвешивания оператор ГУП «Обской мост» вносит данные автотранспортного средства и его государственный регистрационный номер <...> При процедуре оформления акта о выявлении превышения транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось оператор  ГУП «Обской мост» вносит в акт дату и время, данные транспортного средства, государственный регистрационный номер <...> данные грузоперевозчика, характеристику груза, маршрут движения, расстояние между осями, приведенную полную массу и заполняет пункты 1,3,4,5,6,7,9,11,12,16 (размер нанесенного ущерба) акта.

 Акт о выявлении превышения транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось и протокол результатов взвешивания подписываются оператором СПВК ГУП «Обской мост», который ставит штамп «Весовой контроль».

Таким образом, указанные акт и протокол оформляются  оператором СПВК ГУП «Обской мост». 

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

ГУП «Обской мост» в силу статьи 113 Гражданского кодекса является коммерческой организацией и, соответственно, хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции. Следовательно, в данном случае функции государственного надзора по контролю за соблюдением допустимых весовых параметров транспортных средств и составлению актов, фактически возложены на лицо, которое не является органом государственной власти и не может реализовывать полномочия указанного органа.

Определение работниками ГУП «Обской мост» превышения значений предельно допустимой массы и осевых нагрузок транспортного средства (составление акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось), а также проставление штампа «Весовой контроль» являются частью механизма контроля за соблюдением весовых параметров и габаритов транспортных средств, которые не могут быть переданы хозяйствующему субъекту.

На основании изложенного, действия КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края», выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта функциями по осуществлению весового контроля, а именно: в передаче ГУП «Обской мост» штампа «Весовой контроль», в привлечении ГУП «Обской мост» к составлению акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось и протокола результатов взвешивания,  противоречат части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; действия ГУП «Обской мост» выразившиеся в исполнении функции по осуществлению весового контроля, а именно: в составлении акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось и протокола результатов взвешивания, а также в проставлении штампа «Весовой контроль» в указанных документах, противоречат части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

1.                  Признать действия КГКУ «Алтайавтодор», выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта функциями по осуществлению весового контроля, а именно:  передача ГУП «Обской мост» штампа «Весовой контроль», привлечение ГУП «Обской мост» к составлению акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось и протокола результатов взвешивания, противоречащими требованиям части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                  Признать действия ГУП «Обской мост», выразившиеся в осуществлении функции весового контроля, а именно: составление акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось и протокола результатов взвешивания, а также проставление штампа «Весовой контроль» в указанных документах, противоречащими требованиям части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.                  Выдать КГКУ «Алтайавтодор» и ГУП «Обской мост» предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

<…>

          

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны