Решение б/н Решение по делу № 18-ФАС22-АМ/06-15 от 3 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 18-ФАС22-АМ/06-15

Резолютивная часть решения оглашена «14» октября 2015г.                                          г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «23» октября  2015г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело № 18-ФАС22-(АМ)/06-15  по  признакам  нарушения  ИП Адам <…>, ИП Хлыстовой <…>, ИП Чунаревым <…>, ИП Шкляевым <…>, ООО «Предгорье Алтая» (634517, Томская область, Томский район, д. Нелюбино, ул. Дорожная, 30), ИП Васильевым <…>, ИП Засухиным <…>, ИП Семкиным <…> пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, приводящего к установлению и поддержанию закупочных цен на услугу по закупу сырого коровьего молока в Краснощековском  районе Алтайского края в период с декабря 2014г.,   

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение заявления жителей Краснощековского района Алтайского края (вх. № 154388 от 17.04.2015, вх. №154641 от 22.04.2015, вх.№157206 от 15.06.2015, вх.№158257 от 07.07.2015, вх.№158811 от 20.07.2015, вх.№158934 от 21.07.2015, вх.№158983 от 21.07.2015) по вопросу законности и обоснованности снижения закупочных цен на молоко, сдаваемое молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.

Из информации, представленной в антимонопольный орган администрацией Краснощековского  района Алтайского края  по рассматриваемому вопросу, следует, что услугу по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Краснощековского района Алтайского края оказывают  следующие хозяйствующие субъекты  (продавцы):  ИП Адам, ИП Хлыстова, ИП Чунарев, ИП Шкляев, ООО «Предгорье Алтая».

Согласно документам, представленным ООО «Предгорье Алтая» в управление ФАС по Алтайскому краю, между ООО «Предгорье Алтая» и ИП Семкиным заключен агентский договор на совершение сделок по приобретению товаров для комитента  от 01.02.2014г., на основании которого Общество обязуется по поручению ИП Семкина за вознаграждение приобрести от своего имени, но за  его счет товар-молоко коровье. При этом,  цены, по которым ООО «Предгорье Алтая» закупает сырое коровье молоко у населения, устанавливает ИП Семкин, поэтому ИП Семкин привлечен в качестве ответчика по настоящему делу.

Также установлено, что ИП  Адам осуществляет деятельность по оказанию транспортных услуг по доставке груза (молоко), о чем свидетельствует договор по перевозке грузов автомобильным транспортом от 01.01.2014, заключенный между ИП Адам и ИП Засухиным, при этом цену на  услугу по закупу сырого коровьего молока в  Краснощековском   районе Алтайского края устанавливает ИП Засухин.

Из заявления Ивановой Н. (вх.№ 158983 от 21.07.2015) следует, что услугу по закупу сырого коровьего молока в  Краснощековском   районе Алтайского края  оказывает также ИП Васильев.    Поэтому ИП Засухин и ИП Васильев привлечены к участию в деле №18-ФАС22-АМ/06-15 также в качестве ответчиков.

Согласно документам, представленным ИП Засухиным в управление ФАС по Алтайскому краю, установлено, что между ООО «Предгорье Алтая» и ИП Засухиным заключен агентский договор от 01.10.2014г. на совершение сделок по приобретению товаров. При этом цены, по которым ИП Засухиным закупает сырое коровье молоко у населения, устанавливает ООО «Предгорье Алтая».

Также, согласно документам, представленным ООО «Предгорье Алтая» установлено, что между ООО «Предгорье Алтая» и ИП Логачевой, ИП Аверкиным, ИП Рыжковой (фамилии которых, были указаны в поступивших обращениях жителей Краснощековского района) заключены агентские договора от 01.09.2014г. на совершение сделок по приобретению товаров, следовательно, самостоятельную деятельность указанные хозяйствующие субъекты не осуществляют.

В отношении ИП Васильева управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю возбуждено производство по делу об административном правонарушении  по факту непредставления в антимонопольный орган сведений (информации), в соответствии со ст. 19.8 КоАП РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Краснощековского района Алтайского края, установлено, что услуги по закупу сырого коровьего молока у населения с декабря 2014г. оказывались по цене 18 рублей за 1 л. сырого коровьего молока у ИП Хлыстовой, ИП Шкляева и ИП Семкина.

ИП Чунарев осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока в декабре 2014 года по цене от 18 до 19 руб. за 1 литр молока.

В период с  января 2015 года по 15 марта 2015 года цена на услугу по закупу сырого коровьего молока была установлена ИП Хлыстовой, ИП Шкляевым и ИП Семкиным в размере 19,0 руб.

ИП Чунарев оказывал услугу по закупу сырого коровьего молока в этот же период 2015 года по цене от 19,5 руб. за 1 литр молока со снижением к концу периода до 19-18 рублей.

С 16.03.2015г. цена на услугу по закупу сырого коровьего молока в размере 18,0 руб. сложилась у ИП Хлыстовой, ИП Шкляева и ИП Семкина.

С 01.04.2015г. услуги по закупу сырого коровьего молока населению Краснощековского района оказывались  ИП Хлыстовой, ИП Шкляевым, ИП Семкиным по цене 16 рублей за 1 литр молока, ИП Чунаревым в течение всего апреля 2015 года – от 14 до 15 рублей за 1 литр молока.

С 16.04.2015г. цена на услугу по закупу сырого коровьего молока у населения в размере 14,0 руб. установлена у ИП Хлыстовой, ИП Шкляева и ИП Семкина.

С 01.05.2015г. по 03.05.2015г. снижение цены на услугу по закупу сырого коровьего молока до 12 рублей за 1 литр произошло у ИП Хлыстовой, ИП Шкляева и  ИП Семкина, а с 16.05.2015г. эти же хозяйствующие субъекты начали оказывать услугу по закупу сырого коровьего молока у населения по цене 10 руб. за 1 литр молока.

 ИП Чунарев в мае 2015 года осуществлял услугу по закупу сырого коровьего молока по цене от 14,1 руб. до 10,7 рублей за 1 литр.

 В июне и июле 2015 года ИП Хлыстова, ИП Шкляев, ИП Чунарев и ИП Семкин оказывали услуги по закупу сырого коровьего молока населению Краснощековского района по цене 10 рублей за 1 литр молока.

По информации ИП Семкина, представленной в антимонопольный орган (вх.№1512497 от 14.10.2015) между ИП Семкиным и ООО «Предгорье Алтая» 1 августа 2015 года  заключено соглашение о расторжении агентского договора на совершение сделок по приобретению товаров от 01.02.2014г., на основании которого Общество за вознаграждение приобретало от своего имени, но за  счет ИП Семкина товар-молоко коровье.

Таким образом, ««Предгорье Алтая» с 01.08.2015 г. начало самостоятельно оказывать услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Краснощековского района Алтайского края  и  устанавливать цену на услугу по закупу сырого коровьего молока.

Так, в августе 2015 года цена на услугу по закупу сырого коровьего молока у ИП Хлыстовой, ИП Шкляева, ИП Чунарева и ООО «Предгорье Алтая» для населения Краснощековского района была установлена в размере 11 руб. за 1 литр молока, а с сентября - 13 руб. за 1 литр молока.

Покупателями услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Краснощековского  района Алтайского края являются владельцы личных подсобных хозяйств,  производящие сырое коровье молоко, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Краснощековском   районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района.

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на услуги по закупу сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Присутствующие в ходе заседания Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю по  рассмотрению настоящего дела представители хозяйствующих субъектов пояснили, что основными причинами снижения цен на услугу по закупу сырого коровьего молока  с марта 2015 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями (переработчиками), с которыми заключены договоры на дальнейшую поставку.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

ИП Хлыстова, ИП Чунарев, ИП Шкляев, ИП Семкин, а впоследствии ООО «Предгорье Алтая»  осуществляют свою деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в Краснощековском районе  Алтайского края, то есть являются конкурентами, поэтому на них распространяются запреты, установленные в пункте 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рассматриваемой ситуации, действительно, имело место снижение цен предприятиями-переработчиками молока, с которыми заключены договоры на поставку.

Однако, из представленных документов и материалов, следует, что рассматриваемые хозяйствующие субъекты в последующем осуществляют поставку молока разным предприятиям и по разным фактическим  ценам, о чем свидетельствуют копии договоров поставки и приложений к ним.

ИП Семкин сдавал молоко по договору переработки от 01.02.2014г. с ООО «Молочный завод «Краснощеково». ИП Хлыстова и ИП Чунарев оказывает услуги по закупу сырого коровьего без посредников, в дальнейшем осуществляют поставку молока для ИП Поплевко по различным ценам. ИП Шкляев оказывает услуги по закупу сырого коровьего без посредников, в дальнейшем осуществлял поставку молока для ООО «Сибиряк», с 01.07.2015г. для ИП Киричек.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что все хозяйствующие субъекты несут различные издержки по закупу сырого коровьего молока, т.к. различным является объем затрат на его закуп с учетом стоимости одного литра молока, различное «плечо доставки», хозяйствующие субъекты имеют различный парк автомобилей, несут различные затраты на ГСМ. 

Таким образом, вышеизложенное дает основание отрицать наличие объективных условий, в равной степени влияющих на  ИП Хлыстову, ИП Чунарева, ИП Шкляева, ИП Семкина и ООО «Предгорье Алтая», для установления в краткосрочном временном периоде и поддержания одинакового уровня цен на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Краснощековского района Алтайского края.

При установлении в течение краткосрочного периода времени и поддержании лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, одинакового уровня цен,  достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке услуг по закупку сырого молока.

Необходимо также принять во внимание, что установление и поддержание одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока выгодно предпринимателям, т.к. отсутствие конкурентного соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания покупателей услуг, предложения новых форм сервиса и т.д.

Только заключенные соглашения между лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, приводящие  к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, создают ситуацию, когда покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, оказывающих данную услугу, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет.

Доказательством наличия соглашения заключенного между:

- ИП Хлыстовой,  ИП Шкляевым, ИП Семкиным, направленного на установление и поддержание одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с декабря 2014г. по май 2015г.,

- ИП Хлыстовой,  ИП Шкляевым, ИП Чунаревым, ИП Семкиным, направленного на установление и поддержание одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с июня 2015г. по июль 2015г.,

- ИП Хлыстовой, ИП Чунаревым, ИП Шкляевым, ООО «Предгорье Алтая», направленного на установление и поддержание одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с августа 2015г.,

является фактическое поведение  данных хозяйствующих субъектов, которое  приводит к отказу от соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Поведение ИП Хлыстовой,  ИП Шкляева, ИП Семкина, выразившееся в установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с декабря 2014 года по май 2015 года на территории Краснощековского района Алтайского края, поведение ИП Хлыстовой,  ИП Шкляева, ИП Чунарева, ИП Семкина, выразившееся в установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с июня 2015 года по июль 2015 года на территории Краснощековского района Алтайского края, поведение ИП Хлыстовой,  ИП Шкляева, ИП Чунарева, ООО «Предгорье Алтая», выразившееся в установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с августа 2015 года на территории Краснощековского района Алтайского края, является результатом устной договоренности (заключения соглашения) и противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать ИП Хлыстову, ИП Шкляева, ИП Семкина, нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу  сырого коровьего молока в Краснощековском районе Алтайского края с декабря 2014 года по май 2015 года.
  2. Признать ИП Хлыстову, ИП Чунарева, ИП Шкляева, ИП Семкина, нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу  сырого коровьего молока в Краснощековском районе Алтайского края с июня 2015 года по июль 2015 года.
  3. Признать ИП Хлыстову, ИП Чунарева, ИП Шкляева, ООО «Предгорье Алтая», нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу  сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края с августа 2015 года.
  4. Выдать ИП Хлыстовой, ИП Чунареву, ИП Шкляеву, ООО «Предгорье Алтая» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения самостоятельной ценовой политики при формировании цены на услугу по закупу сырого коровьего молока в Краснощековском районе Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.
  5. Предписание ИП Семкину не  выдавать в связи с прекращением оказания услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Краснощековского района Алтайского края с 01.08.2015г., что подтверждается документами, представленными в материалы дела № 18-ФАС22-АМ/06-15.
  6. Дело № 18-ФАС22-АМ/06-15 в отношении  ИП Адам, ИП Васильева, ИП Засухина прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях хозяйствующих субъектов.

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

П Р Е Д П И С А Н И Е № 18-ФАС 22-АМ /06-15

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

23  октября 2015г.                                                                                                                    г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения  от 23.10.2015г. (резолютивная часть решения оглашена 14.10.2015г.) по делу № 18-ФАС 22-АМ/06-15 о нарушении ИП Хлыстовой <…>, ИП Чунаревым <…>, ИП Шкляевым <…>, ООО «Предгорье Алтая»  пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ИП Хлыстовой<…>, ИП Чунареву <…>, ИП Шкляеву <…>, ООО «Предгорье Алтая» в срок до 15 ноября 2015 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в  заключении устного  соглашения, приводящего к  установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу  сырого коровьего молока в Краснощековском районе Алтайского края в периоды, указанные в пунктах 1-3 резолютивной части решения УФАС по Алтайскому краю № 18-ФАС 22-АМ /06-15 от 23.10.2015.

ИП Хлыстовой<…>, ИП Чунареву <…>, ИП Шкляеву <…>, ООО «Предгорье Алтая» проводить самостоятельную ценовую политику при формировании цены на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Краснощековского  района Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.

О выполнении предписания письменно сообщить в УФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением копий подтверждающих документов.

<…>                                                                                                                     

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.        

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны