Постановление №022/04/14.32-794/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по д... от 28 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по делу № 022/04/14.32-794/2021 об административном правонарушении 28 октября 2021г. г. Барнаул Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656068, г. Барнаул, ул. Пролетарская 65), рассмотрев протокол и материалы дела № 022/04/14.32-794/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – АО «Барнаульский молочный комбинат» (Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Космонавтов, 63, ИНН 2223033980, ОГРН 1022201381696, КПП 222301001), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в присутствии представителя юридического лица К. по доверенности от 13.09.2021, в отсутствии потерпевших, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, УСТАНОВИЛ: В управление ФАС по Алтайскому краю мае 2020 года поступали на рассмотрение заявления жителей Курьинского района Алтайского края (вх. №206167 от 15.05.2020г., вх. № 206460 от 21.05.2020 г., вх. №206974 от 29.05.2020г., вх. №206850 от 28.05.2020г.) по вопросу снижения закупочных цен на сырое коровье молоко, сдаваемое владельцами личных подсобных хозяйств молокосборщикам. В связи с поступившими обращениями, антимонопольным органом проведен анализ действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих закуп сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств в Курьинском районе Алтайского края. При проведении анализа рынка закупа сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств в Курьинском районе Алтайского края были выявлены хозяйствующие субъекты, осуществляющие закуп сырого коровьего молока в Курьинском районе Алтайского края. Согласно информации, представленной администрацией Курьинского района закуп сырого коровьего молока у населения на территории Курьинского района Алтайского края осуществляли следующие хозяйствующие субъекты (покупатели): АО «Барнаульский молочный комбинат» (г. Барнаул, пр. Космонавтов, 63); ООО «Агротрейд-Катунь» (Михайловский район, с. Михайловское, Молодежная ул., 25б, офис 2); ООО «СМК» (Томская область, Томский район, с. Зоркальцево, Трактовая ул., 35, помещение 3). Из анализа представленных хозяйствующими субъектами документов следует, что в Курьинском районе Алтайского края цены на закупаемое сырое коровье молоко у населения этого же района Алтайского края установились в одинаковом размере 21 руб. в период с 01.01.2020 г. по 01.04.2020г. С 16 апреля 2020 г. началось снижение до 20 руб., с 01.05.2020 г. до 18 руб., с 16.05.2020 г. цена установилась в размере 17 руб. В единичных случаях, при сдаче молока более 100 литров в сутки, сборщики молока производили доплаты сдатчикам товара. АО «Барнаульский молочный комбинат» покупает сырое коровье молоко, как у владельцев подсобных хозяйств, так и юридических лиц, для его дальнейшей собственной переработки и выпуска готовой продукции. Прием молока от населения осуществляют сотрудники АО «Барнаульский молочный комбинат»: водители с обязанностями приемщика молока. Согласно закупочным ведомостям АО «Барнаульский молочный комбинат» закупало наибольший объем сырого коровьего молока в ЛПХ Курьинского района Алтайского края по ценам, аналогичным ценам, установленным другими закупщиками. Представленная Обществом информация (вх. №206828 от 27.05.2020 г.), указывает, что затраты Общества на заготовку и доставку молока в Курьинском молокоприемном пункте Алтайского края снизились с 11,65 руб/кг. в январе 2020 г. до 5,79 руб/кг. в апреле 2020 г. Снижение затрат составило 50,3%. ООО «Агротрейд-Катунь» поставляет закупленное молоко для ООО «СМК» по договору поставки сырья (сырое молоко) от 01.01.2020 г., для ИП С. по договору поставки сырья (сырое молоко) от 01.03.2020 г. Снижение затрат Общества на закуп сырого коровьего молока в период с января 2020 г. по апрель 2020 г. составило 54%. ООО «СМК» заключен договор переработки от 30.12.2019 г. с ООО «Молочный завод «Краснощеково». В соответствии с договором переработчик обязуется выполнять в соответствии с заданиями ООО «СМК» переработку предоставленного ООО «СМК» молочного сырья и передавать готовую продукцию ООО «СМК», а ООО «СМК» обязуется принимать эту продукцию и оплачивать ее в порядке, предусмотренном в договоре. Закуп сырого коровьего молока ООО «СМК» осуществляет через посредников путем заключения агентских договоров. Агентские договоры являются типовыми и идентичными по своим условиям. Согласно пункту 1.1 вышеуказанных агентских договоров, агент обязуется по поручению принципала – ООО «СМК» за вознаграждение приобретать от своего имени, но за счет принципала сырое коровье молоко. Пунктом 3.1.2. установлено, что агент обязуется приобретать товар по цене не выше, установленной принципалом. В соответствии с пунктом 4.3. вышеуказанных договоров, максимальная закупочная цена молока первого сорта сообщается принципалом в письменном или устном уведомлении. До получения агентом очередного уведомления действует цена, установленная предыдущим уведомлением. При этом, согласно текстам уведомлений ООО «СМК» агентам устанавливает минимальную цену за литр молока. Данная цена является рекомендуемой, исходя из сложившихся рыночных условий каждого отдельного населенного пункта. По мнению ООО «СМК», их агенты вправе увеличивать цены, в таком случае ООО «СМК» компенсирует более высокие цены. Таким образом, из документов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю, следует, что цены, по которым агенты закупают сырое коровье молоко у населения, устанавливает ООО «СМК». Согласно информации Общества, закупочная цена на молоко не связанна с затратами на его приобретение. Закуп осуществляется по цене не ниже, чем у конкурентов. В период с января по февраль 2020 гг. ООО «Агротрейд-Катунь» продавало сырое коровье молоко для дальнейшей переработки ООО «СМК» по цене 25 руб., с марта по апрель 2020 гг. ИП С. по цене 25 руб., с 01.05.2020 г. ИП С. по цене 24 руб., с 16.05.2020 г. ИП С. по цене 22 руб. То есть ООО «Агротрейд-Катунь» снижало закупочные цены на сырое коровье молоко для населения Курьинского района Алтайского края не соразмерно снижению цен, установленных организациями, оказывающими услуги по дальнейшему продвижению молока до переработки. Так, в период января 2020г. по май 2020г. закупочные цены у населения снизились на 4 руб. (на 19%), а закупочные цены, установленные для ООО «Агротрейд-Катунь» на 3 руб. (на 12%). А также, ООО «Агротрейд-Катунь» с 21.04.2020г. снизило закупочную цену с 21 руб. до 20 руб., продолжая реализовывать в течение всего апреля 2020г. молоко по ценам, установленным в январе 2020г., в размере 25 руб. Таким образом, в исследуемом периоде закупщиками сырого коровьего молока поддерживалась одинаковая цена, которая была наименьшей, наиболее невыгодной для владельцев личных подсобных хозяйств. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала. АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Агротрейд-Катунь», ООО «СМК» осуществляют свою деятельность на рынке закупа сырого коровьего молока в Курьинском районе Алтайского края, т.е. являются конкурентами, о чем свидетельствует проведенный УФАС по Алтайскому краю в Порядке, установленном Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Снижение цен на закупаемое в большинстве населенных пунктов Курьинского района сырое коровье молоко у АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Агротрейд-Катунь», ООО «СМК» в апреле-мае 2020 года происходило в одни и те же даты либо с незначительным временным интервалом с установлением одинаковых цен на сырое коровье молоко. В соответствии с абзацем 3 пункта 20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – постановление Пленума Верховного суда РФ № 2) достигнутые между хозяйствующими субъектами договоренности (соглашения), согласованные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках (часть 2 статьи 1, пункты 7 и 18 статьи 4 Закона). Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке и др. В рассматриваемой ситуации АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Агротрейд-Катунь», ООО «СМК» отказались от самостоятельных действий на товарном рынке. На основании пункта 21 постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения. В этом случае необходимо учитывать, имелись ли иные причины для избранного хозяйствующими субъектами поведения, например, если оно соответствует сформировавшимся (изменившимся) на рынке условиям деятельности, обусловлено одинаковой оценкой ситуации на рынке со стороны хозяйствующих субъектов. Из представленных в материалы дела документов следует, что после закупа сырого коровьего молока у населения Курьинского района Алтайского края дальнейший оборот товара у хозяйствующих субъектов разный: АО «Барнаульский молочный комбинат» самостоятельно перерабатывает молоко, ООО «СМК» сдает товар на переработку третьему лицу, ООО «Агротрейд-Катунь» в последующем реализует товар оптом. Т.е. АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Агротрейд-Катунь», ООО «СМК» находятся в различных экономических условиях, что свидетельствует о наличии у них возможности установления различных закупочных цен на сырое коровье молоко. Хозяйствующие субъекты не представили каких-либо документов, материалов и доводов, свидетельствующих о наличии объективных условий, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов, для установления в краткосрочном временном периоде и поддержания одинакового уровня цен на закупаемое сырое коровье молоко на территории Курьинского района Алтайского края. При одномоментном снижении цен на сырое коровье молоко лицами, закупающими сырое коровье молоко, до одинакового уровня достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке сырого молока. Необходимо также принять во внимание, что установление и поддержание одинаковых цен на закупаемое сырое коровье молоко выгодно хозяйствующим субъектам, т.к. отсутствие конкурентного соперничества на рынке закупа сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания сдатчиков молока, предложения новых форм сервиса и т.д. Только заключенные соглашения между лицами, закупающими сырое коровье молоко, приводящие к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, создают ситуацию, когда сдатчики сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, закупающих аналогичный товар, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет. Доказательством наличия соглашения между АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Агротрейд-Катунь», ООО «СМК», направленного на установление и поддержание цен на закупаемое сырое коровье молоко, является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое приводит к отказу от соперничества посредством одномоментного совершения одинаковых действий по установлению и поддержанию закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин. Установление и поддержание АО «Барнаульский молочный комбинат», ООО «Агротрейд-Катунь», ООО «СМК» одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в период с января 2020 года по май 2020 года при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех субъектов товарного рынка, является результатом устной договоренности (заключения соглашения) и противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вышеназванный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от 19.11.2020 № 022/01/11-427/2020. Таким образом, АО «Барнаульский молочный комбинат» заключило соглашение с ООО «СМК», ООО «АгроТрейд-Катунь» и участвовало в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в Курьинском районе Алтайского края с января по май 2020 года, тем самым нарушив запрет, установленный пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть «заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, либо участие в нем». Срок давности привлечения АО «Барнаульский молочный комбинат» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ об административных правонарушениях за нарушение административного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек. Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Исходя из имеющегося в антимонопольном органе бухгалтерского баланса АО «Барнаульский молочный комбинат», не усматривается затруднительное финансовое и имущественное положение. Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств нет. Основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Руководствуясь частью 1 статьи 14.32, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ: Признать юридическое лицо – АО «Барнаульский молочный комбинат» (Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Космонавтов, 63, ИНН 2223033980, ОГРН 1022201381696) виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в заключении соглашения с ООО «СМК», ООО «Агротрейд-Катунь» и участия в нем, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в Курьинском районе Алтайского края с января по май 2020 года, и применить к АО «Барнаульский молочный комбинат» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей. Расчет суммы наложенного штрафа. Санкция части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей. На основании части 4 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Учитывая, что ООО «СМК» не осуществляло деятельность по закупу молока в 2019 году, для расчета размера штрафа используются данные хозяйствующих субъектов за 2020 год. Так, сумма расходов АО «Барнаульский молочный комбинат» на приобретение сырого коровьего молока в Курьинском районе Алтайского края в соответствующий период 2020 года составила 19 013,6 тыс.руб., а совокупный размер выручки АО «Барнаульский молочный комбинат» от реализации всех товаров – 1 377,7 тыс.руб. Информация о сумме расходов АО «Барнаульский молочный комбинат» за указанный период получена из письменной информации Общества (вх. № 2110423 от 16.09.2021г.), согласно уведомлению о составлении протокола УФАС по Алтайскому краю от 11.08.2021 № 3130/5. Таким образом, расчет суммы наложенного на АО «Барнаульский молочный комбинат» административного штрафа не может превышать: 1 377, 7 тыс.руб. * 1/25 = 55, 1 тыс.руб. Поскольку рассчитанная с учетом суммы выручки АО «Барнаульский молочный комбинат» размер административного штрафа составляет менее 100 000 руб., принимаю решение о применении к АО «Барнаульский молочный комбинат» административного штрафа в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 100 000 (Сто тысяч) рублей. В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам: Получатель – управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России) ИНН: 2221022528 КПП: 222501001 ОКТМО: 01701000 Номер казначейского счета: 03100643000000011700 Единый казначейский счет: 40102810045370000009 Наименование Банка: Отделение Барнаул Банка России // УФК по Алтайскому краю г.Барнаул БИК ТОФК 010173001 Код дохода: 161 1 16 01141 01 0031 140 УИН __________________________________________ Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках. Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревшее дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу тел.8-(3852)-24-68-81. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Согласно статье 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. Дата вступления постановления в законную силу «____»________ 2021г. Дата выдачи постановления «___» ____________ 2021г. Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года. Заместитель руководителя управления Советник ГГС РФ 1 класса

Связанные организации

Связанные организации не указаны