Решение б/н Решение по делу № 19-ФАС22-АМ/06-15 от 19 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 19-ФАС22-АМ/06-15

Резолютивная часть решения оглашена «29» июля 2015г.                                               г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «05» августа 2015г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 19-ФАС22-АМ/06-15 по признакам нарушения ООО «Дельта» (г.Барнаул, ул.Профинтерна, 42, оф.1), ИП Скуловым <…>, ИП Хорохординым <…> пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение обращения жителей Петропавловского района Алтайского края (вх. № 155220 от 07.05.2015г.; вх. № 156770 от 08.06.2015г.) по вопросу законности и обоснованности снижения цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, сдаваемого владельцами личных подсобных хозяйств молокосборщикам.

По информации администрации Петропавловского района услуги по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Петропавловского района оказывают следующие хозяйствующие субъекты (продавцы):

  1. ООО «Дельта» (г.Барнаул, ул.Профинтерна, 42, оф.1);
  2. ИП Скулов <…>;
  3. ИП Хорохордин <…>.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Покупателями услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Петропавловского района Алтайского края являются владельцы личных подсобных хозяйств и сельхозпредприятия, производящие сырое коровье  молоко. В целях рассмотрения поступивших обращений в качестве покупателей услуги рассматриваются владельцы личных подсобных хозяйств (население).

В результате анализа представленных документов установлено, что в период с 01.12.2014 года по 15.03.2015 года хозяйствующие субъекты осуществляли услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Петропавловского района Алтайского края по разным ценам, а с 16.03.2015г. прослеживается одновременное снижение цен на услугу по закупу сырого коровьего молока у ООО «Дельта» (в селах Соловьиха, Алексеевка, Петропавловка, Камышенка), ИП Скулова (в селах Николаевка, Красные Орлы, Паутово, Новообинка, Николаевка), ИП Хорохордина (в селах Паутово, Новообинка, Николаевка, Красные Орлы, Зеленый Дол, Петропавловка, Алексеевка, Камышенка) до 17,0 руб. за литр, на 01.04.2015г. до 14,0 руб. за литр, на 01.05.2015г. до 12,0 руб. за литр.

Следует отметь, что ИП Хорохордин и ООО «Дельта» оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока в с.Петропавловское, с.Алексеевка, с.Камышенка Петропавловского района Алтайского края.

ИП Скулов и ИП Хорохордин оказывают услуги по закупу сырого коровьего молока в с.Паутово, с.Николаевка, с.Новообинка, с.Красные Орлы Петропавловского района Алтайского края.

Перечисленные выше хозяйствующие субъекты сдают сырое коровье молоко для дальнейшей переработки на разные предприятия. ООО «Дельта» поставляет закупленное сырое коровье молоко для ООО «ПроДвижение» (г.Новосибирск) и ООО «Милана» (г.Барнаул). ИП Скулов поставляет сырое коровье молоко для ООО «Дельта» (г.Барнаул). ИП Хорохордин поставляет сырое коровье молоко для ООО «ДОР» (г.Барнаул).

ИП Скулов на заседание Комиссии УФАС по Алтайскому краю по рассмотрению настоящего дела не явился. Из письменных пояснений, представленных в антимонопольный орган ИП Скуловым и пояснений, полученных от представителя ООО «Дельта» и ИП Хорохордина на заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю, следует, что основными причинами снижения цен на услугу по закупу сырого коровьего молока стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями-переработчиками, с которыми у ответчиков заключены договоры на поставку.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-кокурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Следует отметить, что продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока могут выступать организации, занимающиеся первичной переработкой молока, т.е. имеющие в распоряжении холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе лиц, оказывающих услуги по закупу сырого коровьего молока, покупатели руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на услугу по закупу сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать цены на услугу по закупу сырого коровьего молока, используя свое положение.

ООО «Дельта», ИП Скулов и ИП Хорохордин осуществляют свою деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в Петропавловском районе Алтайского края.

Из представленных документов и материалов, следует, что указанные выше хозяйствующие субъекты в последующем осуществляют поставку молока разным предприятиям-переработчикам и по разным ценам, о чем свидетельствуют копии договоров поставки и приложений к ним.

Таким образом, вышеизложенное дает основание отрицать наличие объективных условий, в равной степени влияющих на ООО «Дельта», ИП Скулова и ИП Хорохордина для установления и поддержания одинаковых цен на услуги по закупу сырого коровьего молока в селах Паутово, Новообинка, Николаевка, Красные Орлы, Зеленый Дол, Петропавловка, Алексеевка, Камышенка, Соловьиха Петропавловского района Алтайского края с 16.03.2015г.

Необходимо также принять во внимание, что снижение  цен на услугу по закупу сырого коровьего молока до одного уровня выгодно хозяйствующим субъектам  по следующим основаниям:

- отсутствие конкурентного соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания покупателей услуг, предложения новых форм сервиса и т.д.;

- за счет различного уровня затрат на услуги по закупу сырого коровьего молока и разницы цены поставки молока предприятиям-переработчикам предприниматели имеют возможность получать разный доход в рамках одной закупочной цены на молоко.      

При одномоментном установлении и поддержании лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, одинакового уровня цен,  достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке услуг по закупку сырого молока.

Только заключенные соглашения между лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, направленные на установление одинаковых цен, создают ситуацию, когда покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, оказывающих данную услугу, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет.

Доказательством наличия соглашения, заключенного ООО «Дельта», ИП Скуловым и ИП Хорохординым, направленного на установление и поддержание  цен на услугу по закупу сырого коровьего молока,  является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которые  приводят к отказу от соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока посредством совершения одинаковых действий по снижению цен на услугу по закупу сырого коровьего молока при отсутствии на то объективных причин.

Действия ООО «Дельта», ИП Скулова и ИП Хорохордина, выразившиеся в установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с 16.03.2015г. на территории сел Паутово, Новообинка, Николаевка, Красные Орлы, Зеленый Дол, Петропавловка, Алексеевка, Камышенка, Соловьиха Петропавловского района Алтайского края, являются результатом заключенной устной договоренности (соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Дельта», ИП Скулова и ИП Хорохордина  нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к установлению и поддержанию цен на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории сел Паутово, Новообинка, Николаевка, Красные Орлы, Зеленый Дол, Петропавловка, Алексеевка, Камышенка, Соловьиха  Петропавловского района Алтайского края в период с 16.03.2015 года по июль 2015 года.
  2. Выдать ООО «Дельта», ИП Скулову и ИП Хорохордину предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения самостоятельной ценовой политики при формировании закупочных цены на услугу по закупу  сырого коровьего молока в селах Паутово, Новообинка, Николаевка, Красные Орлы, Зеленый Дол, Петропавловка, Алексеевка, Камышенка, Соловьиха Петропавловского района Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

                            П Р Е Д П И С А Н И Е   № 19-ФАС22-АМ/06-15

                          о прекращении нарушения антимонопольного законодательства 

Резолютивная часть оглашена «29» июля 2015г.              

В полном объеме изготовлено «05» августа 2015г.                                                           г. Барнаул

           Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от __ июля 2015г. по делу № 19-ФАС22-АМ/06-15 о нарушении ООО «Дельта» (г.Барнаул, ул.Профинтерна, 42, оф.1), ИП Скуловым <…>, ИП Хорохординым <…> пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «Дельта», ИП Скулову, ИП Хорохордину в срок до 1 сентября 2015 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении соглашения и участия в соглашении, приводящего к установлению и поддержанию цен на услугу по закупу  сырого коровьего молока на территории сел Паутово, Новообинка, Николаевка, Красные Орлы, Зеленый Дол, Петропавловка, Алексеевка, Камышенка, Соловьиха  Петропавловского района Алтайского края в период с 16.03.2015 года по июль 2015 года.

ООО «Дельта», ИП Скулову и ИП Хорохордину прекратить ограничивающие конкуренцию соглашения и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения самостоятельной ценовой политики при формировании закупочных цены на услугу по закупу сырого коровьего молока в селах Паутово, Новообинка, Николаевка, Красные Орлы, Зеленый Дол, Петропавловка, Алексеевка, Камышенка, Соловьиха  Петропавловского района Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.

<…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны