Решение б/н Решение по делу № 19-ФАС22-НК/11-14 от 11 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 25 ноября 2014г.                                                         г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 05 декабря 2014г.

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы  по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства  в составе:

председатель Комиссии:

П <…>,

члены Комиссии:

Б<…>В<…>,К<…>,Б<…>,

рассмотрев дело № 19-ФАС22-НК/11-14 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в организации продажи полисов ОСАГО в отсутствии у страхователей диагностической карты, подтверждающей прохождение владельцем транспортного средства техосмотра и содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств,         

с участием представителя ответчика – ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае Л<…> по доверенности № 139 от 07.08.2014г.

с участием лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, - ИП Поткина ,  

в отсутствии представителей Прокуратуры Алтайского края,

в отсутствии лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, - К<…>,  

УСТАНОВИЛА:

25 августа 2014 года в Алтайское краевое УФАС России поступили материалы проверки, проведенной Прокуратурой Алтайского края, по факту заключения 28.04.2014 года ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Алтайском крае договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с гражданином К<…> в отсутствие полного пакета документов, в частности диагностической карты, подтверждающей техническое состояние принадлежащего страхователю транспортного средства.

Алтайская краевая прокуратура полагает, что, заключив договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без наличия полного пакета документов, страховая компания тем самым совершила противоправные действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, и нарушила запрет на недобросовестную конкуренцию, предусмотренный частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения материалов проверки антимонопольным органом в соответствии со статьей 44 Федерального закона «О защите конкуренции» 07 мая 2014 года в отношении ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства с привлечением к участию в деле прокуратуры Алтайского края, в качестве ответчика ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае, в качестве заинтересованных лиц К<…>, ИП Поткина .

На дату заседания Комиссии во исполнение определения о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае представлены возражения по делу, сведения о количестве выданных филиалом за период с 01.01.2013г. по 30.09.2014г. направлений на прохождение технического осмотра, договоры, заключенные с операторами технического осмотра с приложениями к ним, а также акты сдачи-приемки оказанных услуг за 31.12.2013г., 31.03.2014г., 30.06.2014г., счета-фактуры. ИП Поткиным во исполнение определения представлены акты сдачи-приемки оказанных услуг за 31.12.2013г., 31.03.2014г., 30.06.2014г.

На заседании Комиссии представитель ответчика Л<…> с нарушением антимонопольного законодательства не согласилась, факт заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отсутствие у страхователей диагностической карты подтвердила, сославшись на наличие договорных отношений с оператором технического осмотра ИП Поткиным, в соответствии с которыми страховые агенты при заключении договоров ОСАГО с владельцами транспортных средств выдают клиентам предзаполненную диагностическую карту, направление на прохождение техосмогтра, в связи с чем обратившийся 28.04.2014г. в страховую компанию ООО «Росгосстрах» с заявлением о заключении договора ОСАГО К<…> был направлен сотрудником страховой компании на инструментальный контроль к ИП Поткину, ему было сообщено, что полис ОСАГО будет действовать при условии прохождения им техосмотра; договор ОСАГО является публичным, страховая компания в его заключении отказывать не имеет права (более подробно доводы изложены в возражениях по делу).  

Присутствующий на заседании Комиссии ИП Поткин факт того, что К<…> техосмотр не был пройден подтвердил.

Комиссия, рассмотрев материалы дела и исследовав доказательства по делу, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

Статья 14 Федерального закона «О защите конкуренции» содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.

Согласно пункту 9 статьи 4 настоящего Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

ООО «Росгосстрах» (144002, Московская область, г. Люберцы, Парковая ул., д. 3) является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является «прочие виды страхования» (код по ОКВЭД – 66.03), дополнительным – в том числе страхование ответственности (код по ОКВЭД – 66.03.3). В соответствии с Федеральным законом от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» ООО «Росгосстрах» получена лицензия С № 0977 50 на осуществление страхования, выданная Федеральной службой страхового надзора. 

Общество имеет на территории Российской Федерации 83 филиала, в том числе и в Алтайском крае (положение о филиале ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае утверждено приказом ООО «Росгосстрах» от 11.01.2010г. № 4хк).

Согласно отчетным статистическим данным Банка России, размещенным на официальном сайте www.cbr.ru (в разделе службы Банка России, Участники рынка, Страховые услуги, Статистика), ООО «Росгосстрах» на рынке страховых услуг в сегменте ОСАГО среди 29 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Алтайского края, занимает весомую долю на рынке, а именно: <…>, тогда как ОАО «Страховая группа «МСК» - <…>, ЗАО «УралСиб» - <…>.

12 июля 2013 года между ООО «Росгосстрах» (исполнитель) и  ИП Поткиным (заказчик) заключен договор, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей (далее – Клиенты) о возможности по желанию последних получить платную услугу по контрольной диагностике аккумуляторной батареи автомототранспортных средств (тестирование) и (или) проведению технического осмотра транспортных средств, принадлежащих клиентам, у заказчика.

В соответствии с п. 2.1.1 договора исполнитель обязан оказывать услуги, указанные в п.1.1 договора, в соответствии с действующим законодательством РФ и посредством выдачи клиентам (при изъявлении ими желания осуществить контрольную диагностику аккумуляторной батареи автомототранспортного средства (тестирование) и (или) по проведению технического осмотра транспортных средств)  направления по форме, указанной в приложении № 1 к настоящему договору.

Согласно пункту 3.2.2 договора, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты окончания очередного отчетного периода исполнитель направляет заказчику детализированный акт сдачи-приемки услуг за фактически оказанные услуги. В акте сдачи-приемки услуг исполнитель указывает количество направлений, выданных клиентам, в рамках исполнения настоящего договора. Отчетный период по договору составляет один квартал.

В соответствии с п. 6.6 договора к настоящему договору прилагаются и являются его неотъемлемой частью:

  • Приложение № 1 – форма Направления на проведение контрольной диагностики аккумуляторной батареи автомототранспортного средства (тестирование) и (или) проведение технического осмотра транспортных средств;
  • Приложение № 2 – форма Акта сдачи-приемки услуг.

01 июля 2014 года ООО «Росгосстрах» заключен аналогичный договор с ИП Калинкиным Согласно материалам дела, ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Алтайском крае в 2013 году заключено <…> договора ОСАГО, за 9 месяцев 2014 года – <…>; за период с 01.01.2013 года по 30.09.2014 года выдано <…> направлений на технических осмотр, из них <…> – к ИП Поткину, <…> направления к ИП Калинкину .

Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформляется в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и только при предъявлении клиентами полного перечня документов, в том числе диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

В соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

Для страховой компании обязательным условием заключения договора ОСАГО со страхователем является наличие у последнего диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Выданные агентами ООО «Росгосстрах» направления на прохождение техосмотра транспортного средства не могут удостоверять фактическое его прохождение владельцами данных транспортных средств и не могут являться основанием заключения со страхователями договоров ОСАГО. 

Между тем, как следует из материалов дела, в нарушение указанного требования закона 28.04.2014г. между ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Алтайском крае и К<…> заключен договор страхования в отсутствие диагностической карты, подтверждающей техническое состояние принадлежащего страхователю транспортного средства. Данный факт подтверждается пояснениями оператора технического осмотра – ИП Поткина , страхового агента ООО «Росгосстрах» К<…>, владельца транспортного средства К<…>., и указывает на нарушение Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»,  недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из законодательно закрепленного понятия «недобросовестной конкуренции» являются:

            -наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами

-наличие действия хозяйствующего субъекта;

            -направленность действий на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

            -противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

            -способность причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту вследствие осуществления указанных действий, либо нанести вред его деловой репутации.

Статья 14 Федерального закона «О защите конкуренции» содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.

Перечень актов недобросовестной конкуренции по смыслу статьи 14  Федерального закона «О защите конкуренции» является открытым, в связи с чем, не существует препятствий к отнесению в их число иных действий, подпадающих под признаки недобросовестной конкуренции.

Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Важнейшим источником правового регулирования конкурентных отношений является Конституция Российской Федерации, которая, с одной стороны, закрепляет право каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а с другой, устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно статье 34 Конституции  Российской Федерации, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 10 Гражданского кодекса РФ предусматривает пределы осуществления гражданских прав, в частности не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии со статьей 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883г. актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Рассматриваемые действия ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Алтайском крае являются недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг в сегменте ОСАГО, нарушают законодательство Российской Федерации, принципы добропорядочности, разумности и справедливости.

Антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства:

1. Установлен факт заключения ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае договоров ОСАГО с владельцами транспортных средств в отсутствии диагностической карты, подтверждающей прохождение владельцем транспортного средства техосмотра и содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

2. Данные действия противоречат статье 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», являются противоправными.

3. У ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Алтайском крае в результате осуществления указанных противоправных действий появляется возможность получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами – конкурентами на рынке страховых услуг ОСАГО, так как заключение договоров ОСАГО осуществляется в обход установленного действующим законодательством порядка страхования.

4. Данные действия способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам (упущенная выгода), ввиду возможного перераспределения спроса на услуги ОСАГО в пользу ООО «Росгосстрах» (отток клиентов) и (или) причинения ущерба деловой репутации конкурирующим с Обществом хозяйствующим субъектам (утрата доверия клиентов, формирование негативного представления в целом об участниках рынка страховых услуг).

Рассматриваемые действия ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае являются актом недобросовестной конкуренции по отношению к другим хозяйствующим субъектам, что указывает на нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Действия ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Алтайском крае нарушают положения статьи 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку Общество, заключив договор ОСАГО без наличия полного пакета документов, совершило противоправные действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами – конкурентами на рынке страховых услуг ОСАГО, так как заключение договоров ОСАГО осуществляется в обход установленного действующим законодательством порядка страхования. Данные действия способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам (упущенная выгода), ввиду возможного перераспределения спроса на услуги ОСАГО в пользу ООО «Росгосстрах» (отток клиентов) и (или) причинения ущерба деловой репутации конкурирующим с Обществом хозяйствующим субъектам (утрата доверия клиентов, формирование негативного представления в целом об участниках рынка страховых услуг). Противоправными действиями ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Алтайском крае необоснованно расширяется круг страхователей за счет клиентов, не прошедших технический осмотр транспортных средств, что позволяет Обществу получать неконкурентные преимущества перед другими страховщиками, соблюдающими императивные требования закона, как следствие, влечет укрепление положения ООО «Росгосстрах» на рынке страховых услуг ОСАГО.

Довод представителя ООО «Росгосстрах» о том, что страхователь при заключении договора ОСАГО действовал в рамках заключенных договорных отношений с оператором технического осмотра, в связи с чем в его действиях нарушение антимонопольного законодательства отсутствует, Комиссией антимонопольного органа отклоняется, поскольку наличие гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами не освобождает стороны договорных отношений от обязанности соблюдать действующее законодательство Российской Федерации.   

Действия ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Алтайском крае с учетом наличия конкуренции на товарном рынке приводят к ограничению конкуренции на рынке страховых услуг, что создает возможность для ООО «Росгосстрах», с учетом его весомой доли в сегменте ОСАГО, в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения на рынке путем получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. В данном случае получение преимуществ страховой компании связано с незаконной реализацией полисов ОСАГО без наличия у страхователя полного пакета документов (диагностической карты), предусмотренного статьей 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать актом недобросовестной конкуренции действия ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае, связанные с организацией продажи полисов ОСАГО в отсутствии у страхователей диагностической карты, подтверждающей прохождение владельцем транспортного средства техосмотра и содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, что является нарушением требований статьи 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

 2. Выдать ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

<…>                                                                              

Решение  может быть обжаловано  в течение трех месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы  по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства  в составе:

председатель Комиссии:

П <…>,

члены Комиссии:

Б<…>,В<…>,К<…>,Б<…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 05 декабря 2014 года по делу № 19-ФАС22-НК/11-14 о нарушении ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае (Алтайский край, 656065, г. Барнаул, Пролетарская ул., д. 65) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Алтайском крае (Алтайский край, 656065, г. Барнаул, Пролетарская ул., д. 65) в срок до 12 января 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно: прекратить заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае отсутствия у страхователей диагностической карты, подтверждающей прохождение техосмотра и содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее 16 января 2015 года.

<…>

Предписание может быть обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны