Решение б/н Решение от 10 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Семейный неврологический

реабилитационный центр

доктора <...>

ООО «Мирис»

Попова ул., д.61, пом.Н-3

г. Барнаул, 656065

<...>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/24-761/2021

Решение принято 9 ноября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2021 года г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии:

<...> – руководитель управления,

члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/24-761/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространении рекламы медицинских услуг в г.Барнауле, в которой усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО «Мирис»,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/24-761/2021 возбуждено по результатам мониторинга наружной рекламной информации в г. Барнауле.

Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признано ООО «Мирис». Рассмотрение дела назначено на 28.09.2021г.

Согласно п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922 (далее – Правила) дело рассматривается антимонопольным органом в течение одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.

28.09.2021г. и 21.10.2021г. в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Мирис», рассмотрение дела отложено на 09.11.2021г.

В указанную дату законный представитель ООО «Мирис» на рассмотрение дела не явился, представителя не направил, о дате и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом, что в силу п.31 Правил не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

ООО «Мирис» представлены письменные пояснения, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ООО «Мирис».

Согласно материалам дела, 27.08.2021г. Алтайским краевым УФАС России установлен факт размещения и распространения в г.Барнауле по адресу: ул. Попова, д.61, на фасаде здания баннера с информацией следующего содержания: «НЕВРОПАТОЛОГ консультация детского и взрослого невропатолога массаж, банки, иглорефлексотерапия консультация психолога и психокоррекция, логопед дневной стационар: капельницы, блокада, инъекции лечение на дому», также на фасаде здания размещена вывеска с информацией: «ООО «Мирис» Семейный неврологический реабилитационный центр доктора И.С. Морозовой».

Антимонопольным органом установлено, что предпринимательскую деятельность по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, д.61, осуществляет ООО «Мирис» (ИНН 2221139999, ОГРН 1082221010244).

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Федеральным законом «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе медицинских услуг.

Согласно ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В распространяемой наружной рекламе такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

ООО «Мирис» представлены письменные пояснения, согласно которым на фасаде здания по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, д.61, размещена информационная вывеска организации, которая предназначена для обозначения конкретного места и входа ООО «Мирис». На вывеске указаны только общие услуги, без конкретизации индивидуализации конкретных услуг, что не позволяет выделить их среди однородных услуг и сформировать к ним интерес в целях продвижения на рынке. «Невропатолог консультация детского и взрослого невропатолога массаж, банки, иглорефлексотерапия консультация психолога и психокоррекция, логопед дневной стационар: капельницы, блокада, инъекции лечение на дому» - общие формулировки в соответствии с обычаем делового оборота.

ООО «Мирис» просит производство по делу прекратить.

Антимонопольным органом установлено, что в соответствии с лицензией №ЛО-22-01-002901 от 21.08.2015г. на осуществление медицинской деятельности ООО «Мирис» при оказании первичной, в том числе доврачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: медицинскому массажу, сестринскому делу; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: педиатрии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: неврологии, организации здравоохранения и общественному здоровью. При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (и услуги): при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе временной нетрудоспособности.

В соответствии с ч.1 ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В силу ч.2 названной статьи, если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Также не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15567/12 по делу N А59-2627/2012, размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения ли использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей. Такая информация не попадает под понятие рекламы.

При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав текст рассматриваемой рекламы, приходит к выводу, что информация: «консультация детского и взрослого невропатолога, консультация психолога и психокоррекция, логопед, дневной стационар», может быть указана в силу обычая делового оборота. Однако указание «массаж, банки, иглорефлексотерапия, капельницы, блокада, инъекции» индивидуализирует медицинские услуги, раскрывая перечень процедур, выделяя их среди однородных и формируя к ним интерес неопределенного круга лиц в целях продвижения на рынке, следовательно, указанные наименования процедур не может быть отнесено к обычаям делового оборота.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что реклама ООО «Мирис», в части указания медицинских процедур – массаж, банки, иглорефлексотерапия, капельницы, блокада, инъекции, размещенная на фасаде здания в г. Барнауле по адресу: ул. Попова, д.61, распространена с нарушения ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.24 настоящего Федерального закона, несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Мирис» (ИНН 2221139999, ОГРН 1082221010244, адрес: г. Барнаул, ул. Попова, д.61, пом.Н-3).

В соответствии с п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения рассматриваемой рекламы указанным способом, в антимонопольный орган не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу медицинских услуг «массаж, банки, иглорефлексотерапия, капельницы, блокада, инъекции», распространенную на фасаде здания по адресу: г.Барнаул, ул. Попова, д.61, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.24 Федерального закона «О рекламе».
  2. Вынести ООО «Мирис» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны