Решение №022/06/33-133/2021 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/33-133/2021 о нарушении законодате... от 9 марта 2021 г.
Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 022/06/33-133/2021
о нарушении законодательства о контрактной системе
«09» марта 2021г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
К<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Г<…> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя – ООО «Производственная монтажная компания ТЕПЛО» - Л<…>;
от заказчика - УПРАВЛЕНИЕ ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЮ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ – не явился, уведомлен;
от уполномоченного органа - Администрация Змеиногорского района Алтайского края – Б<…>, К<…>,
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО «Производственная монтажная компания ТЕПЛО» на положения документации электронного аукциона № 0117300021321000023 «Поставка и установка (включая монтаж и пусконаладочные работы) модульной котельной установки МКУ-6,0 МВт в г.Змеиногорск», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
01.03.2021 г. в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Производственная монтажная компания ТЕПЛО» на положения документации электронного аукциона № 0117300021321000023 «Поставка и установка (включая монтаж и пусконаладочные работы) модульной котельной установки МКУ-6,0 МВт в г.Змеиногорск».
Заявитель указывает, что Заказчиком указаны показатели толщины стенки труб, используемых в котельном оборудовании, в нарушение действующего ГОСТа. Кроме того используемые в инструкции по заполнению заявок слова и предлоги, в их применении, вводят участника закупки в заблуждение. Заказчиком также используются показатели товара с ошибочными расчетами, либо исходя из конкретных коммерческих предложений, предшествующих закупке.
05.03.2021г. состоялось заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи, в ходе проведения которого, был объявлен перерыв для подготовки Заказчиком мотивированной позиции по установленным в инструкции понятиям применения диапазонов установленных значений показателей товаров в техническом задании.
09.03.2021г. продолжено заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи, в ходе проведения которого, представитель заявителя поддержал доводы изложенные в жалобе, а представитель уполномоченного органа представила пояснения и возражения.
Заслушав участвующих представителей в деле, в ходе проведения внеплановой проверки, изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.02.2021 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 20.02.2021 № 0117300021321000023 Поставка и установка (включая монтаж и пусконаладочные работы) модульной котельной установки МКУ-6,0 МВт в г.Змеиногорск».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с извещением заказчиком размещена аукционная документация и техническое задание на поставку и установку модульной котельной установки.
В пункте 1.5 технического задания указано назначение объекта, для которого осуществляется закупка:
- Теплоснабжение объектов социальной сферы и жилого фонда.
В подпункте 1.1 пункта 1.8 технического задания дано следующее описание объекта закупки:
- Котёл водогрейный, мощностью 2,0 МВт водотрубный, предназначен для работы с механизированной цепной топкой с шурующей планкой
Согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности" - ОК 034-2014 (КПЕС 2008), закупаемый вид товара входит в группу 25.21 «Радиаторы и водогрейные котлы центрального отопления», из которых собственно можно определить подгруппу товарной позиции - 25.21.12.000 «Котлы водогрейные центрального отопления для производства горячей воды или пара низкого давления».
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе определено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее – Правила), каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 .02.2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В Единой информационной системе в сфере закупок включена в КТРУ (далее – Каталог) позиция - 25.21.12.000-00000005 «Котел водогрейный», которая обязательна к применению с 02.11.2020г. (бессрочно).
При этом указанная позиция Каталога содержит как описание объекта закупки, так и информацию о технических регламентах и стандартах, в том числе с указанием ГОСТ 30735-2001 "Котлы отопительные водогрейные теплопроизводительностью от 0,1 до 4,0 МВт. Общие технические условия".
Однако согласно Извещению о проведении электронного аукциона № 0117300021321000023 Заказчиком используется код Каталога - 25.30.10.000-00000001 «Котлы паровые и их части», что соответствует коду ОКПД2 - 25.30.1 «Котлы паровые и их части», который не содержит описание объекта закупки и обязателен к применению лишь с 01.01.2022г.
Таким образом, с одной стороны Заказчик согласно п. 1.5, подпункта 1.1 пункта 1.8, 2.12 технического задания излагает свою потребность в поставке котлов водогрейных, с другой стороны указывает код Каталога на котлы паровые и их части.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Техническое задание не содержит обоснования не использования стандарта к котлам водогрейным, равно как и обоснования использования показателей к паровым котлам.
В рассматриваемой части доводов жалобы, Комиссия находит их обоснованными, поскольку в действиях Заказчика содержится нарушение частей 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе, учитывая различие позиций по кодам ОКПД и КТРУ, товары, указанные в извещении и в техническом задании не относятся к одной группе, что вводит в заблуждение участника закупки при определении соответствия товара и приводит к нарушению Заказчиком пункта 4 Правил использования Каталога.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено, что в пункте 2.12 технического задания, Заказчиком приводится следующее описание конструктивного и технологического решения по позиции - «Котел: Тип котла: водогрейный»:
- Расчетный КПД: от 80 %..
Пункт 10.4 Аукционной документации содержит следующую инструкцию по заполнению заявки:
- «…Слово «более», «от», - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения…»
Таким образом, в случае использования в техническом задании слова «более», то участнику закупки определенно понятно, что следует указывать конкретный показатель в большую сторону от установленного числового значения.
Однако, в случае использования предлога - «от» (как в вышеуказанном показателе «Расчетный КПД»), участник закупки исходя из понятий русского языка полагает возможным указание в своей заявки показателя товара включая установленное значение в техническом задании, что в трактовке Заказчика может привести к отказу в допуске. В результате вышеуказанного уравнивания Заказчиком значений слов «более» и предлога «от», приводит к ошибкам и неправильному восприятию информации участниками закупки, поскольку в техническом задании создавая путаницу используются множественно в разных местах слово - «более» и предлог – «от»,.
Аналогичная ситуация возникает при применении Заказчиком в инструкции следующего правила:
- «…Совместное применение слов «от» и «до», следует читать как необходимость указания значения в виде диапазона, не включая крайние значения…».
Указанное также вводит в заблуждение участника закупки, например в показателях к товару - «Циклон» - скорость в обычных условиях: от 3 до 5 м/с».
Соответственно Заказчик предполагает тем самым приемлемым для себя показатель от 3,1 до 4,9, но участнику закупки становится непонятным, чем обусловлен такой показатель, если обычно указываются округленные значения 3, 4, 5 и т.д. и соответственно представляет известный ему показатель (например от производителя).
В инструкции также установлено правило – «… слово «менее», «до», - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения…», которое как и в случае со словом «более» и предлогом «от», при их уравнивании приводит к ошибкам и неправильному восприятию информации участниками закупки, например:
- «к товару «Дымосос» - потребляемая мощность: до 10 кВт»;
- «к товару «Котел» - расход расчетного топлива (каменный уголь): до 500 кг/ч»;
В связи с чем если участник укажет например 9,9 кВт или 499 кг/ч, то такие показатели будут верными, однако они могут не соответствовать действительности. Также как, если участник в своей заявке укажет достоверную информацию 10 кВт и 500 кг/ч, ему будет отказано в допуске к участию в аукционе исходя из правил инструкции.
При этом в многообразном толкований Заказчиком используемых слов и предлогов, приводится еще одно правило – «…Символ «многоточие», установленный между числовыми значениями, следует читать как необходимость указания значения в виде диапазона, шире требуемого в большую и меньшую стороны...».
Так например в пункте 2.12 технического задания указаны следующие показатели:
- к товару - «Таль электрическая», Заказчиком установлено требование: «Температура эксплуатации: -15°C…+35°C»;
В связи с чем, в представленных в инструкции Заказчиком толкований символов и диапазонов, установленное многоточие, требует от участника закупки предоставлять диапазон шире требуемого в большую и меньшую стороны до бесконечности, например:
минус 1 000 000 °C … плюс 1 000 000 °C.
Представление участником в таком виде показателя будет являться правильным, однако будет противоречить потребностям Заказчика.
При этом, чем обусловлено представление участниками именно таких диапазонов, без крайних значений (-15°C, +35°C (где символ «многоточие») или 3 м/с, 5 м/с (где предлоги «от» и «до»)), представители Заказчика затруднились пояснить.
Вместе с тем, неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. (Письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке").
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В составе заявки участником, согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указываются конкретные показатели товара, исходя из описания объекта закупки, которое Заказчик производит в соответствии правилами установленными в статье 33 настоящего Закона.
В рассматриваемой части доводы жалобы подтвердились, в связи с чем, Комиссией установлено нарушение частей 1, 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на дату рассмотрения жалобы, Комиссией выявлен отказ в допуске к участию в электронном аукционе ряда участников закупки.
При этом, отказ в допуске участников связан не с соответствием предложенного ими товара потребностям Заказчика, а с возникновением у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок исходя из установленных Заказчиком правил в инструкции по заполнению заявок.
Кроме того, в пункте 2.12 технического задания по товару – «Грейфер двухчелюстной» представлены следующие показатели товара:
- тип управления: моторный. Тип челюстей: двухчелюстной. Тип груза: сыпучие материалы. Грузоподъемность крана: от 3 т. Расчетный объем: не менее 75 м³. Масса груза: не менее 1.35 т. Масса: не более 1700 кг. Габаритные размеры: не более 1250х1650х2400 мм.
При этом умножая габаритные размеры, максимальный объем составляет 4,95 м³, что также говорит о допущенной ошибке при описании Заказчиком объекта закупки.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Производственная монтажная компания ТЕПЛО» обоснованной.
2. Признать действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении частей 1, 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе;
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.