Постановление №АК/9657/23 Постановление от 7 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении

022/04/7.32.3-1478/2023

 

Резолютивная часть решения – «06» декабря 2023 г. г. Барнаул

 

Я, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - начальник отдела контроля закупок <...>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 22.11.2023 г. № 022/04/7.32.3-1478/2023 и материалы дела об административном правонарушении № 022/04/7.32.3-1478/2023, возбужденного по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – <...>, по факту разработки документации (закупка № 32312206718) с установлением требований к участникам закупки несопоставимого характера с предметом закупки (п. 12 документации),


 

УСТАНОВИЛ:


 

По результатам рассмотрения жалобы <...> УФАС по Алтайскому краю установлено, что 20.03.2023 на сайте https://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок (запрос котировок в электронной форме) на оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра сотрудников в 2023 году для нужд <...> (закупки № 32312206718) действия заказчика по установлению требования о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащей перечень работ (услуг), составляющих следующие виды медицинской деятельности: экспертиза профессиональной пригодности, а также экспертиза заболевания с профессией, являются чрезмерными и не соответствуют требованиям Закона о закупках.

Данное нарушение содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ – «Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

По данному нарушению в отношении должностного лица – <...>было возбуждено дело об административном правонарушении.

Рассмотрение дела назначено на 06.12.2023 в 14 ч. 00 мин. (определение исх. № АК/9019/23 от 22.11.2023).

06.12.2023 потерпевший по делу <...> на рассмотрение дела не явился, явку представителей не обеспечил, определение исх. № АК/9020/23 с указанием даты и времени рассмотрения дела, возвращено в адрес УФАС по Алтайскому краю в связи с истечением срока хранения.

Согласно ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Дело рассматривалось с участием привлекаемого лица - специалиста в сфере закупок <...>

Изучив материалы дела, должностное лицо, призванное решить дело об административном правонарушении, считает возможным рассмотреть дело без участия потерпевшего и приходит к следующим выводам.

20.03.2023 на сайте https://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок (запрос котировок в электронной форме) на оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра сотрудников в 2023 году для нужд <...> (закупки № 32312206718).

Действующая редакция извещения размещена – 24.03.2023.

Дата начала срока подачи заявок - 20.03.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 30.03.2023 11:00.

Дата подведения итогов - 03.04.2023.

Пунктом 8.4.3 извещения о проведении закупки установлено, что заявка участника запроса котировок в электронной форме подлежит отклонению в случае:

1) непредставления документов и (или) информации, предусмотренных пунктом 11.2 извещения, в случае если предоставление указанных документов и (или) информации является для участника обязательным, или несоответствия указанных документов и (или) информации требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок. Отсутствие в заявке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

2) наличия в документах и (или) информации, представленных участником закупки, недостоверных сведений на дату и время окончания подачи заявок на участие в таком запросе котировок;

3) несоответствия заявки требованиям извещения о закупке.

Подпунктом 8 п. 11.2 извещения установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующую указанную заказчиком информацию, среди прочего, документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника запроса котировок требованиям, установленным в п. 12.7 извещения и п.12.4. извещения запроса котировок. Исчерпывающий список документов, подтверждающий соответствие участника закупки указанным требованиям установлен в пунктах 16, 16.1 и 16.2 Информационной карты.

Пунктом 12.7 извещения установлено, что соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в случае, если такое требование предусмотрено пунктом 16 Информационной карты. Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника указанным требованиям установлен пунктом 16 Информационной карты.

Подпунктом 3 п. 16 информационной карты извещения о проведении закупки установлены требования к участнику закупки, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе, наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии) наименование работ (услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) или экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией. Документом, подтверждающим соответствие участника аукциона данным требованиям, является копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии) наименование работ (услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) или экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией или выписка из реестра лицензий, подтверждающая соответствие участника закупки установленным требованиям о наличии лицензии, выданная в порядке предусмотренном ч.9 ст.21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно п. 1.1 проекта договора исполнитель обязуется собственными силами и (или) привлеченными силами своевременно оказать на условиях договора услуги по проведению обязательного периодического медицинского осмотра работников в 2023 году (далее – «услуга»), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.

Пунктом 1.2 указанного проекта установлено, что состав и объем услуги определяется Приложением № 1 к Договору, объем устанавливается в направляемой Заказчиком заявке по наименованию(ям), качеству, в количестве, ассортименте согласно Техническому заданию (Приложение № 2) и списку сотрудников (Приложении № 3).

Место оказания услуги: Алтайский край, Первомайский район, село Сосновка, по месту нахождения Заказчика (п. 1.3 проекта договора).

Заявка <...> на участие в закупке отклонена в соответствии с подпунктом 1 пункта 14.4.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика. В заявке не представлены документы, предоставление которых предусмотрено подпунктом 6 пункта 14.3.2.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и подпунктом 8 пункта 11.2 раздела 11 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. В заявке участника отсутствует копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии (являющейся неотъемлемой частью лицензии) наименование работ (услуг) по экспертизе связи заболеваний с профессией или выписка из реестра лицензий, подтверждающая соответствие участника закупки установленным требованиям о наличии лицензии, выданная в порядке предусмотренном ч.9 ст.21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (итоговый протокол от 03.04.2023).

Согласно закупочной документации предметом оспариваемой закупки является проведение обязательного периодического медицинского осмотра работников <...>в 2023 году. В техническом задании «Описание предмета закупки» установлены требования к оказываемым услугам, в котором указано, что «для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 – 3.4 класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпаталогии проводится раз в пять лет. Периодический медицинский осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и заказчиком, в соответствии с перечнем услуг».

При этом перечень услуг не связан с проведением экспертизы связи заболеваний с профессией.

В соответствии с ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Закон об охране здоровья) профилактика в сфере охраны здоровья обеспечивается проведением профилактических и иных медицинских осмотров (п. 4 ст. 12), которые подразделяются на несколько видов, в т.ч. предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу или учебу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению (п. 2 ч. 2 ст. 46); периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы (п. 3 ч. 2 ст. 46).

Согласно ст. 63 Закона об охране здоровья экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ (ч. 1). Экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ (ч. 2). Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3). Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в целях установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью (ч. 4). Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания (ч. 5). Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией и форма медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6).

На основании Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» медицинские осмотры (предварительные и периодические), экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией являются самостоятельными видами деятельности и являются работами (услугами), составляющими медицинскую деятельность, подлежащими отдельному лицензированию.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, следующим принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, установленное заказчиком требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии (выписки из реестра лицензий) на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии наименование работ (услуг) по экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболеваний с профессией не соответствует предмету закупки и как следствие нарушает п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Информация, содержащаяся в извещении, закупочной документации должна быть полной и достоверной; должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки; не должна содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о предмете закупки.

В рассматриваемой ситуации заказчиком в пп. 3 п. 16 информационной карте извещения установлены требования к участникам торгов о предоставлении в составе заявки копии лицензии (выписки из реестра лицензий) на осуществление медицинской деятельности, с указанием в приложении к лицензии наименование работ (услуг) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) или экспертизе профессиональной пригодности, при этом данные виды услуг не могут быть признаны идентичными (взаимозаменяемыми).

Объектом закупки является оказание услуг по проведению обязательного периодического медицинского осмотра работников заказчика, которые включают в себя обследования врачей-специалистов, а также медицинские услуги по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике поименованных в техническом задании закупочной документации, при этом экспертиза профессиональной пригодности, а также экспертиза заболевания с профессией не входит в перечень услуг в соответствии с техническим заданием и не являются самостоятельным предметом закупки.

Следовательно, требование Заказчика о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащей перечень работ (услуг), составляющих следующие виды медицинской деятельности: экспертиза профессиональной пригодности, а также экспертиза заболевания с профессией, являются чрезмерными и не соответствуют требованиям Закона о закупках.

По результатам рассмотрения жалобы принято решение о признании жалобы обоснованной, выдано предписание об аннулировании закупки. Предписание исполнено.

Лицом, ответственным за установленное правонарушение является <...>

Согласно Должностной инструкции специалиста в сфере закупок от 01.07.2022 к трудовым функциям относится, среди прочего подготовка закупочной документации (пп. 2 п. 2.1). К должностным обязанностям специалиста в сфере закупок относится, среди прочего, формирование: описания объекта закупки, требований, предъявляемых к участникам закупки, порядок оценки участников, а также составление закупочной документации, проверки документации для проведения закупочной процедуры (п. 3.1.1 и п. 3.1.2 Должностной инструкции).

<...> ознакомлена с должностной инструкцией 01.07.2022 года.

Из материалов административного дела следует, что вина должностного лица – <...>установлена.

В силу ст. 7 Закона о закупках за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Место совершения: Алтайский край, Первомайский район, с. Сосновка, ул. Лесная, 92;

Время совершения: 20.03.2023.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 18, п. 18.1 постановления).

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий. Состав административного правонарушения образует само деяние виновного лица. При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния.

При этом, несоблюдение предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, установление необоснованных требований к участникам закупки приводит к нарушению принципа осуществления закупочной деятельности, предусмотренный п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках (равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки).

Таким образом, дело в отношении <...>не подлежит прекращению на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом, частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Установлено, что ранее <...> по делу № 022/04/7.32.3-946/2022 об административном правонарушении (постановление исх. № 4920/9 от 22.12.2022) была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

Руководствуясь статьями 23.48, 23.66, 29.9, а также частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо – <...>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (двух тысяч рублей).

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:

Получатель - Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России);

ИНН: 2221022528,

КПП: 222501001

ОКТМО: 01701000;

Номер казначейского счета 03100643000000011700;

Единый казначейский счет 40102810045370000009;

Наименование банка: Отделение Барнаул Банка России//УФК по Алтайскому краю г. Барнаул

БИК ТОФК 010173001

Код дохода: 16111601071019000140

Назначение платежа: Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

УИН: 16100500000001832389

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

 

Заместитель руководителя - начальник отдела

<...>

 

 

Копия постановления направлена лицу, привлеченному к административной ответственности, почтовой связью, заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления.

 

 

 

 

2023-9658

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны