Решение №5209/9 Дело по признакам нарушения администрацией Смоленского район... от 26 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/01/15-414/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 14  октября 2021                                                   г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 26 октября 2021

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

К<...>– заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля закупок,

Члены Комиссии:

О<...> – начальник отдела контроля органов власти;

Б<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 022/01/15-414/2021 по признакам нарушения администрацией Смоленского района Алтайского края п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в нарушении запрета, установленного ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания МУП «Ресурсы» Смоленского района Алтайского края с видами деятельности, не относящимися к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения,

УСТАНОВИЛА:

 

09.01.2020 администрацией Смоленского района Алтайского края на основании постановления № 01 принято решение о создании МУП «Ресурсы» Смоленского района Алтайского края. 20.01.2020 внесена запись в ЕГРЮЛ о создании вышеуказанного предприятия.

Частью 1 ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен общий запрет на создание (в том числе путем реорганизации) унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев, установленных этой же статьей.

Указанной нормой предусмотрено, что запрет на деятельность унитарных предприятий не распространяется, в том числе, на унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сферах естественных монополий.

Перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий определен в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, к деятельности в сфере естественных монополий может быть отнесена деятельность МУП «Ресурсы»:

- по оказанию услуг по передаче тепловой энергии (абзац 6 пункта 3.3 Устава МУП «Ресурсы»),

Вместе с тем, согласно пункту 3.3 (за исключением абзаца 6 пункта) Устава МУП «Ресурсы» унитарным предприятием предполагается осуществление иных видов деятельности, не относящихся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные частью 1 статьи 351 Закона № 135-ФЗ.

Кроме того, пунктом 3.3 Устава предусматривается право предприятия осуществлять виды деятельности, не поименованные уставом и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Исходя из заключения о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству от 31.03.2020 МУП «Ресурсы» соответствует антимонопольному законодательству только в части осуществления им вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии (абзац 6 пункта 3.3 Устава МУП «Ресурсы»).

В части осуществления им остальных видов деятельности, предусмотренных Уставом, создание МУП «Ресурсы» не соответствует антимонопольному законодательству.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В связи с наличием в действиях администрации Смоленского района Алтайского края, выразившихся в нарушении запрета, установленного ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ), в части создания МУП «Ресурсы» Смоленского района Алтайского края с видами деятельности, не относящимися к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные частью 1 статьи 35.1 Закона № 135-ФЗ, признаков нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю в соответствии со ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрации Смоленского района Алтайского края выдано предупреждение о необходимости принятия мер по приведению учредительных документов МУП «Ресурсы» Смоленского района Алтайского края в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства с учетом запрета, установленного ч. 1 ст. 35.1 Закона № 135-ФЗ  в срок до 06.07.2020 года. По ходатайству администрации Смоленского района Алтайского края срок исполнения предупреждения был продлен до 15.09.2020, до 31.12.2020, а в дальнейшем до 30.04.2021.

По состоянию на 14.05.2021 предупреждение не исполнено.

14.05.2021 на основании приказа № 83 в отношении администрации Смоленского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрение дела назначено на 08.06.2021.

В связи с тем, что 08.06.2021 на заседании Комиссии УФАС возникла необходимость в получении дополнительных документов, рассмотрение дела № 022/01/15-414/2021 было отложено до 14 часов 00 минут 29.07.2021.

29 июля 2021 определением исх. № 3578/9 рассмотрение дела отложено до 15.09.2021 в связи с необходимостью в получении дополнительных документов от администрации Смоленского района Алтайского края.

15.09.2021 определением исх. № 4460/9 рассмотрение дела № 022/01/15-414/2021 отложено до 14.10.2021 в связи с необходимостью подготовки заключения.

14.10.2021 заслушав доводы представителя администрации Смоленского района Алтайского края, изучив документы, представленные сторонами, а также изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона N 135-ФЗ, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы N 649/15 от 23.07.2015 (далее - Положение о территориальном органе ФАС России), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе - за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства (пункт 6.1.1 Положения о территориальном органе ФАС России).

27.12.2019 года был принят Федеральный закон N 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Начало действия документа - 08.01.2020 г.

Законом N 485-ФЗ введен с 08.01.2020 г. общий запрет на создание унитарных предприятий и определен закрытый перечень исключений из общего запрета.

Подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 и пунктом 3 статьи 1 Закона N 485-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон N 161-ФЗ) и в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), устанавливающие исключительные случаи создания унитарных предприятий.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона N 161-ФЗ и частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции, не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

В соответствии с частью 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 указанной статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольным органом установлено, что к деятельности в сфере естественных монополий может быть отнесена деятельность МУП «Ресурсы» Смоленского района Алтайского края:

- по оказанию услуг по передаче тепловой энергии (абз. 6 п. 3.3 Устава МУП «Ресурсы»).

Вместе с тем, согласно пункту 3.3 (за исключением абзаца 6 пункта) Устава МУП «Ресурсы» унитарным предприятием предполагается осуществление иных видов деятельности, не относящихся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, установленные частью 1 статьи 351 Закона № 135-ФЗ.

Кроме того, пунктом 3.3 Устава предусматривается право предприятия осуществлять виды деятельности, не поименованные уставом и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Исходя из заключения о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству от 31.03.2020 МУП «Ресурсы» соответствует антимонопольному законодательству только в части осуществления им вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии (абзац 6 пункта 3.3 Устава МУП «Ресурсы»).

В части осуществления им остальных видов деятельности, предусмотренных Уставом, создание МУП «Ресурсы» не соответствует антимонопольному законодательству.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Следовательно, нарушение органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными организациями, уполномоченными на осуществление действий по созданию унитарных предприятий, запрета, установленного статьей 35.1 Закона о защите конкуренции, является основанием для квалификации указанных действий как нарушение пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия администрации Смоленского района Алтайского края, выразившиеся в нарушении запрета, установленного ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания МУП «Ресурсы» Смоленского района Алтайского края с видами деятельности, не относящимися к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, привели к нарушению п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Подпунктом "г" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, п. 1 ч.1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Признать действия администрации Смоленского района Алтайского края, выразившиеся в нарушении запрета, установленного ст. 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания МУП «Ресурсы» Смоленского Алтайского края с видами деятельности, не относящимися к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, нарушившими п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Выдать администрации Смоленского района Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Председатель Комиссии                                                                                      <...>

 

Члены Комиссии                                                                                               <...>

 

           <...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны