Решение (комиссия) №СС/2195/24 Решение по делу от 14 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ИП Фролову Е.А.
Краснознаменская ул., д.116, кв.27 г. Рубцовск, 658224
ИП Фролову Е.А. (магазин «Хозяин»)
Рихарда Зорге ул., д.143 г. Рубцовск, 658224
Заявителю |
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/5-1599/2023
Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2024г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Скорик Сергей Витальевич – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Былкова Ольга Сергеевна – врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
Галкина Дарья Николаевна – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело №022/05/5-1599/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространении рекламы в сети интернет, в которой усматриваются признаки нарушения п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП Фролова Евгения Анатольевича,
в отсутствие заявителя (извещен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
дело №022/05/5-1599/2023 возбуждено по результатам рассмотрения заявления гражданина Российской Федерации по факту распространения в сети интернет рекламы «… самые низкие цены в магазине Хозяин...».
Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 14.12.2023г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признан ИП Фролов Е.А. Рассмотрение дела назначено на 10.01.2024г.
10.01.2024г., 31.01.2024г., 20.02.2024г. в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП Фролова Е.А., рассмотрение дела откладывалось. Рассмотрение дела назначено на 13.03.2024г.
Согласно п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила) дело рассматривается антимонопольным органом в течение одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.
На момент окончания срока, установленного для рассмотрения дела №022/05/5-1599/2023, в материалах отсутствуют доказательств надлежащего извещения ИП Фролова Е.А.
Вместе с тем, согласно ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, установлено, что ИП Фролов Е.А. уклоняется от получения почтовой корреспонденции, поступающей от Алтайского краевого УФАС России в связи с рассмотрением дела №022/05/5-1599/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле – ИП Фролова Е.И. и заявителя.
13.03.2024г. Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
Согласно материалам дела, 11.12.2023г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина по факту распространения ненадлежащей рекламы в сети интернет (вхд.№13245-ИП/23).
Из заявления следует, что в паблике «Беспредел Рубцовска» в социальных сетях «Одноклассники», «Вконтакте», «Телеграм» размещаются рекламные публикации с нарушением норм законодательства, в подтверждение заявителем предоставлены скриншоты рекламы.
Из представленных скриншотов следует, что в телеграм-канале t.me/s/bespredelrubsovsk Беспредел Рубцовска 11.12.2023г. в 11:33 размещена реклама «Можно ли сделать ремонт с минимальными затратами? … А также самые низкие цены на ОСБ, ДВП и гипсокартон! Делайте ремонт с магазином хозяин … Реклама ИП Фролов Е.А. ИНН 220900899389…».
Антимонопольным органом в результате визуального осмотра групп «Беспредел Рубцовска» в социальных сетях «Одноклассники» (https://ok.ru/bespredelrubsovska) и «Вконтакте» (https://vk.com/bespredelrubsovska) за 11.12.2023г. выявлен факт распространения следующей рекламы: «Где самая низкая цена на ДВП? В магазине ХОЗЯИН! Цена 325р Успевайте до повышения! Делайте ремонт с магазином ХОЗЯИН Наш адрес: ул. Рихарда Зорге, 143 … Реклама ИП Фролов Е.А. ИНН 220900899389…».
Обозначенная выше информация сопровождается пометкой «реклама».
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Реклама полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст.3 Федерального закона, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности магазина «Хозяин» по продаже товаров для дома и ремонта, способствует поддержанию интереса к указанному объекту рекламирования и продвижению на рынке.
Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Из содержания рекламы следует, что в магазине «Хозяин» самая низкая цена на ОСБ, ДВП и гипсокартон, что однозначно указывает, что цены в магазине «Хозяин» являются самыми низкими среди цен на товары для дома и ремонта других магазинов.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «самый вкусный», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В соответствии п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Комиссия антимонопольного органа, проанализировав материалы дела, приходит к выводу, что реклама: «Можно ли сделать ремонт с минимальными затратами? … А также самые низкие цены на ОСБ, ДВП и гипсокартон! Делайте ремонт с магазином хозяин … Реклама ИП Фролов Е.А. ИНН 220900899389…», распространенная в телеграм-канале «Беспредел Рубцовска» 11.12.2023г. и реклама: «Где самая низкая цена на ДВП? В магазине ХОЗЯИН! Цена 325р Успевайте до повышения! Делайте ремонт с магазином ХОЗЯИН Наш адрес: ул. Рихарда Зорге, 143 … Реклама ИП Фролов Е.А. ИНН 220900899389…», распространенная в группах «Беспредел Рубцовска» в социальных сетях «Одноклассники» и «Вконтакте» 11.12.2023г., размещена с нарушением п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», поскольку критерий, по которому осуществляется сравнение, отсутствует.
В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требования п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из содержания рекламы следует, что рекламодателем является ИП Фролов Евгений Анатольевич (ИНН 220900899389).
В соответствии со ст.33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно п.54 Правил, добровольное устранение лицом (лицами) совершенного нарушения является основанием для антимонопольного органа не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этом случае основания нецелесообразности выдачи предписания излагаются в мотивировочной части решения по делу.
Комиссией установлено, что реклама: «Можно ли сделать ремонт с минимальными затратами? … А также самые низкие цены на ОСБ, ДВП и гипсокартон! Делайте ремонт с магазином хозяин … Реклама ИП Фролов Е.А. ИНН 220900899389…», размещенная 11.12.2023г. в телеграм-канале t.me/s/bespredelrubsovsk «Беспредел Рубцовска», в настоящее время не распространяется, что свидетельствует о нецелесообразности выдачи предписания.
Доказательств устранения нарушения п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» при размещении рекламы: «Где самая низкая цена на ДВП? В магазине ХОЗЯИН! Цена 325р Успевайте до повышения! Делайте ремонт с магазином ХОЗЯИН Наш адрес: ул. Рихарда Зорге, 143 … Реклама ИП Фролов Е.А. ИНН 220900899389…», в группах «Беспредел Рубцовска» в социальных сетях «Одноклассники» и «Вконтакте» 11.12.2023г. в материалы дела не представлено, антимонопольным органом не установлено.
Согласно п.49 Правил, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Признать рассматриваемую рекламу, распространенную в телеграм-канале «Беспредел Рубцовска» и в группах «Беспредел Рубцовска» в социальных сетях «Одноклассники» и «Вконтакте», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
Вынести ИП Фролову Е.А. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
С.В. Скорик |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
О.С. Былкова |
|
|
Д.Н. Галкина |
2024-2559