Решение б/н Решение по делу от 28 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

Ленина пр-т, д.107

г. Барнаул, 656002

<...>

ООО «Яндекс»

Льва Толстого ул., д.16

г. Москва, 119021

Садовническая ул., д.82

г. Москва, 115035

<...>

Заявителю

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/8-1140/2019

Решение в полном объеме изготовлено 28 января 2020г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель:

<...> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №022/05/8-1140/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в сети Интернет рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ИП <...>, в лице представителя по доверенности – <...> (доверенность №04/20 от 15.01.2020г.),

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, – ООО «Яндекс»,

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

ООО «Яндекс» о дате и времени рассмотрения дела уведомлено надлежавшим образом, от Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вхд.№20286 от 21.01.2020г.).

Заявитель о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом по электронной почте, ходатайств в антимонопольный орган от заявителя не поступало.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ООО «Яндекс» и заявителя.

В Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ (вхд.№1914885 от 08.11.2019г.) о распространении в ноябре 2019г. на сайтах: «РИА Новости» (ria.ru), «Популярная Механика» (www.popmech.ru), «Бизнес.Ру» (www.business.ru), рекламы следующего содержания: «AVIAFLOT.RU Купить билет Барнаул-Москва Перелет от 7 500 Р».

11.11.2019г. в дополнение заявителем представлены видеозаписи (запись с экрана мобильного телефона) с распространяемой рекламной информацией на сайтах www.business.ru, www.popmech.ru, ria.ru (вхд.№1915012 от 11.11.2019г.).

Заявитель указывает, что в рекламном объявлении размещена кнопка с призывом «купить», что указывает на дистанционную продажу билетов, в связи с чем, в нарушение ст.8 Федерального закона «О рекламе», в рекламе отсутствует указание на юридическое лицо, которое продает билеты. Кроме того, заявитель ссылается на то, что на указанном в рекламе сайте говорится о группе компании Авиафлот, при этом указывается два индивидуальных предпринимателя, входящие в эту группу. Заявитель считает, что данная реклама вводит в заблуждение относительно продавца билетов.

Согласно информации, представленной в антимонопольный орган от компании Авиафлот (вхд.1916140 от 03.12.2019г.), рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>.

На запрос антимонопольного органа ООО «Фэшн пресс» представлены пояснения (вхд.№1915959 от 29.11.2019г.), согласно которым рассматриваемую рекламу размещало и распространяло на сайте www.popmech.ru ООО «Яндекс», на основании договора публичной оферты.

В соответствии с информацией, представленной МИА «Россия сегодня» (вхд.№1916593 от 11.12.2019г.), следует, что на основании заключенного Договора между МИА «Россия сегодня» и ООО «Яндекс» рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Яндекс».

Согласно информации, представленной ООО «Бухсофт сервис» (вхд.№1916937 от 18.12.2019г.), размещение на сайте business.ru рекламных баннеров с помощью сервиса Яндекс осуществляется на основании договора между ООО «Бухсофт сервис» и ООО «Актион-реклама» и Договора №РС-53712-02/17 от 10.02.2017г., заключенного между ООО «Актион-реклама» и ООО «Яндекс», предметом которого является размещение ООО «Яндекс» рекламных материалов на сайтах, принадлежащих ООО «Актион-реклама» и сайтах, принадлежащих лицам, с которыми ООО «Актион-реклама» были заключены соответствующие договоры. Таким образом, ни ООО «Бухсофт сервис», ни ООО «Актион-реклама» не заключались договоры с владельцами и/или представителями сайта aviaflot.ru.

24.12.2019г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №022/05/8-1140/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП <...> (ОГРНИП <...>) и ООО «Яндекс» (ОГРН 1027700229193). Рассмотрение дела назначено на 22.01.2020г.

22.01.2020г. Комиссия, изучив заявление, документы и материалы, представленные ИП <...> (вхд.№20405 от 16.01.2020г.) и ООО «Яндекс» (вхд.№20587 от 21.01.2020г.), заслушав доводы <...> и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная в сети Интернет информация «AVIAFLOT.RU Купить билет Барнаул-Москва Перелет от 7 500 Р» полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к продаже авиа билетов Барнаул-Москва посредством сайта AVIAFLOT.RU

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В рассматриваемой рекламе отсутствует информация о наименовании, месте нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Распространяемая рекламная информация представляют собой гиперссылку для перехода на сайт aviaflot.ru, на котором предлагаются услуги по продаже авиабилетов, в том числе, посредством сайта.

Из документов и материалов, представленных ИП <...>, следует, что доводы, изложенные в определение о возбуждении дела, и нормы, легшие в основу указанного определения не применимы к сложившейся ситуации. Контекстная реклама в поисковых системах в сети Интернет представляет собой сообщение, которое появляется в отдельном блоке («Реклама») на странице поисковой системы в результате запроса пользователя на определенную тематику. Данное сообщение представляет собой гиперссылку, при обращении к которой происходит переадресация на иной источник информации. При этом главное отличие гипертекста от обычного текста заключается в том, что в обычном тексте ссылки пассивны, то есть носят декларативный характер. Вместе с тем ссылки в гипертекстовом документе активны – щелчок компьютерного манипулятора (компьютерная мышь) заставляет браузер загрузить новый документ автоматически, и без участия пользователя.

Учитывая специфику распространения информации в сети Интернет, в том числе с использованием гиперссылок, а также наличие всех существенных условий договора на сайте, при условии, что потребителю не требуется каких-либо дополнительных усилий для получения всей интересующей его информации о приобретении авиабилетов, то исходит вывод о недоказанности того факта, что при использовании гиперссылки искажается смысл рекламы, либо потребители каким-либо образом были введены в заблуждение относительно условий приобретения авиабилетов.

ИП <...> считает, что распространяемая реклама не нарушает требования Федерального закона «О рекламе».

На заседании Комиссии представитель ИП <...> - <...> отзыв на определение поддержала.

Из документов и материалов, представленных ООО «Яндекс», следует, что реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг №73157/17 от 06.10.2017г., заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «АДВ-сервис». Рекламодатель самостоятельно осуществляет подготовку и редактирования рекламной кампании. Доступ к форме для создания рекламной кампании рекламодателю предоставляется через клиентский веб-интерфейс после авторизации в качестве зарегистрированного пользователя сайта «Яндекс.Директ» путем ввода логина и пароля. ООО «Яндекс» не имеет технической возможности предоставить информацию о сайтах, на которых фактически происходил переход пользователя при обращении по содержащейся в рекламных объявлениях ссылке. Также Общество считает, что в его действиях отсутствует признаки нарушения законодательства о рекламе.

ИП <...> представлен договор-оферта на оказание услуг в Интернете, заключенный между ООО «АДВ-сервис» и ИП <...>, Приложение № 1 к договору-оферте на оказание услуг в Интернете. Работа с системами Интернет-рекламы,счет на оплату рекламных услуг от 06.11.2019г.

На основании представленных документов ИП <...> и ООО «Яндекс», следует, что размещение и распространение рассматриваемой рекламы осуществлялось ИП <...> самостоятельно через клиентский веб-интерфейс, доступ к которому имеется только у него, путем ввода логина и пароля. Согласно данным документам, ИП <...> самостоятельно определяет содержание своей рекламной компании и размещаемой им интернет-рекламы, а также несет всю ответственность за соблюдение требований законодательства о рекламе

Определение дистанционного способа продажи товара содержится в п. 2 ст. 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила).

В соответствии с Правилами, продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Исходя из изложенного, ИП <...> осуществляет деятельность по реализации авиабилетов с использованием системы aviaflot.ru, предназначенной для бронирования, оформления и реализации билетов. Реализация билетов посредством сети Интернет осуществляется в рамках договора купли-продажи имущественных прав и попадает под понятие дистанционный способ продажи, следовательно, должна соответствовать требованиям статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ст.8 настоящего Федерального закона, несет как рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама «AVIAFLOT.RU Купить билет Барнаул-Москва Перелет от 7 500 Р», размещенная ИП <...>в сети Интернет, является ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования ст.8 Федерального закона «О рекламе», ИП <...> признан рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации.

Согласно абз. а) п.36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, факт нарушения ст.8 Федерального закона «О рекламе» в действиях ООО «Яндекс» не подтвердился.

В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с абз. а) п.36, пп.37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламную информацию: «AVIAFLOT.RU Купить билет Барнаул-Москва Перелет от 7 500 Р», ненадлежащей, поскольку при ее размещении и распространении нарушены требования ст.8 Федерального закона «О рекламе»
  2. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны