Решение №022/06/67-233/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 022/06/67-233/2020 о нарушении законодател... от 10 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 022/06/67-233/2020

о нарушении законодательства о контрактной системе

«10» апреля 2019г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

К<…>. – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;

членов Комиссии:

К<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

Т<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

с участием представителей:

от заявителя ИП Б<…> – отсутствовал, уведомлен;

от заказчика – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное) – Ш<…>(по техническим причинам в заседании ВКС участие не принял),

рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Б<…> на действия аукционной комиссии по закупке № 0217400000420000002 «Выполнение работ по текущему ремонту УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонного)», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

30.03.2020 г. в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Б<…> на действия аукционной комиссии по закупке № 0217400000420000002 «Выполнение работ по текущему ремонту УПФР в Алтайском районе Алтайского края (межрайонного)».

В доводах жалобы заявитель указывает, что решение аукционной комиссии незаконны и нарушаю права участника закупки в связи с отказом в допуске к участию, поскольку им в составе заявки были указаны показатели товара в соответствии с аукционной документацией.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020г. в Российской Федерации были установлены нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г.

Таким образом, с учетом рабочих дней, заседание Комиссии состоялось 10.04.2020г. с использованием средств видеоконференции в порядке установленном письмом ФАС России №ИА/27895/20 от 03.04.2020г.

Представитель заказчика по техническим причинам не смог принять участие в заседании Комиссии с использованием средств ВКС, представил запрошенные документы, а также отзыв на жалобу и дополнительные письменные пояснения.

С доводами жалобы заказчик не согласен, считает ее необоснованной так как участником закупки в составе заявки не представлены конкретные показатели товара, а также закупочная документация им своевременно не обжаловалась.

Оператором электронной площадки в ответ на запрос, также были представлены заявки поданные всеми участниками в рамках электронного аукциона № 0217400000420000002.

Изучив представленные документы в рамках документарной внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.

17 марта 2020 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещен документ «Извещение о проведении электронного аукциона от 17.03.2020 № 0217400000420000002».

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В составе аукционной документации заказчиком в части III представлено техническое задание, которое в свою очередь является неотъемлемой частью контракта (п.1.1 проекта контракта).

Указанное Техническое задание содержит характеристики и объем работ (раздел 5), а также ведомость основных материалов, включающую в себя требования, установленные к техническим, функциональным характеристикам товаров (материалов) (требования к потребительским свойствам товара, размерам) и иные показатели, связанные с определением соответствия используемых товаров (материалов) потребностям Заказчика (в виде таблицы).

Таблица ведомости основных материалов по своей структуре состоит из двух разделов:

- наименование материала;

- технические функциональные характеристики в соответствии с наименованием материала, а также показатели со значениями «не менее», «не более», «не ниже», в частности:

- краска для стен: Массовая доля нелетучих веществ не менее 59%. рН краски – не менее 8,2. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20±2)ºС не менее 24 час. Расход краски на один слой - не более 150 г/м2. Смываемость пленки краски - не более 3,0 г/м2 (ссылка на ГОСТ 28196-89);

- грунтовка-антисептик: Массовая доля нелетучих веществ – не менее 28%. Водородный показатель: 6,5-9,5 pH. Время высыхания до степени 3 при температуре 20 ( 2) - не более 12 ч. Стойкость к статическому воздействию воды при температуре 20 ( 2) - не менее 24 ч. (ссылка на ГОСТ Р 52020-2003);

- Штукатурка: Влажность – не более 0,2% по массе. Наибольшая крупность зерен заполнителя – не более 5 мм. Водоудерживающая способность – не менее 90 %. Водопоглощение затвердевшего раствора при насыщении водой в течение 48 ч и полном погружении образцов в воду – не более 8% по массе. Прочность сцепления затвердевшего раствора с бетонным основанием (адгезия) – не ниже 0,8 Мпа (ссылка на ГОСТ 31357-2007).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В пункте 25 части 1 Аукционной документации (Инструкция по заполнению заявки) указано, что 1 часть заявки должна содержать:

- Согласие участника размещения заказа и все документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе, все документы и корреспонденция между Заказчиком и Участником размещения заказа, относящиеся к заявке, должны быть составлены на русском языке. Исключение составляют товарные знаки (его словесное обозначение), знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, которые могут указываться на иных языках. В составе заявки любые вспомогательные документы и материалы могут быть представлены Участником размещения заказа на иностранном языке, если такие материалы сопровождаются надлежаще заверенным переводом на русский язык.

Качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником размещения заказа, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Технической части документации об аукционе. Слова «или», «не более», «от», «до», «более», «менее», или аналогичные по смыслу слова в сведениях о конкретных показателях товара в первой части заявки Участника размещения заказа – недопустимы. Только в случае если показатели предлагаемого товара являются переменными (в соответствии с техническими параметрами, установленными производителем), такие показатели могут сопровождаться словами: «от», «до», «в диапазоне» и аналогичными по смыслу.

Пунктом 24 части I аукционной документации установлены следующие требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе:

- Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) наименование страны происхождения товара, поставляемого при выполнении работ;

3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (ведомость основных материалов), и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно представленной заявки ИП Б<…> выразил согласие и представил в составе заявки копию технического задания, содержащую ведомость основных материалов в виде той же таблицы, с указанием тех же качественных характеристик (потребительских свойств) товаров что указано Заказчиком в соответствии с ГОСТ 28196-89, ГОСТ Р 52020-2003 и ГОСТ 31357-2007.

В электронной форме заявки, передаваемой оператором электронной площадки Заказчику, вместе с согласием указано, что страна происхождения товара - Российская Федерация.

Перечисленные в заявке показатели содержат в своих значениях слова «не менее», «не более», «не ниже».

Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 закона о контрактной системе, Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.

25.03.2020г. аукционная комиссия в отношении заявки ИП Б<…> приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе, по следующим основаниям:

- непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, или представление недостоверной информации (Отказ по п. 1 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). В соответствии с положениями раздела 24 части I аукционной документации, в первой части заявки участник должен указать наименование страны происхождения товара, поставляемого при выполнении работ, а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в ведомости основных материалов и указание на товарный знак (при наличии). В первой части заявки участника отсутствует наименование страны происхождения товара. Также отсутствуют конкретные показатели товара, соответствующие требованиям ГОСТов, указанных в аукционной документации. На основании положений ч. 3-4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе.

Таким образом, решение аукционной комиссии по отказу в допуске участника закупки в связи с отсутствием в заявке сведений о стране происхождения товара, Комиссия находит неправомерным. Но в заявке также не были указаны конкретные показатели товара, которые Заказчик требует от участника закупки представить, в связи с чем, в рассматриваемой части решения, при отсутствии конкретных показателей в действиях аукционной комиссии нарушение не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

Участник закупки с указанной жалобой не обращался, но в своем обращении просит провести внеплановую проверку в рамках проводимой закупки.

Согласно пункту 3.30 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.

При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Приводимые Заказчиком в техническом задании ГОСТы, по каждому наименованию товара и ряду его характеристик, устанавливают методы испытаний, для получения соответствующего показателя, а именно: ГОСТ 31357-2007 в разделе 7; ГОСТ Р 52020-2003 в разделе 9; ГОСТ 28196-89 в разделе 4.

Кроме того, при установлении заказчиком в документации о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки (п.3 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16).

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, Комиссией в рамках внеплановой документарной проверки установлено, что неправомерный отказ в допуске взаимосвязан с неустановлением Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки и в тоже время установлением в документации требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, что вводит участника закупки в заблуждение и позволяет указывать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения, которые становятся известными только после испытаний. При этом, в своей совокупности техническое задание и инструкция по заполнению заявок фактически обязывает участника закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки, что в свою очередь является нарушением требований части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия находит жалобу частично обоснованной, поскольку аукционной комиссией принималось решение в рамках аукционной документации. Руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП Б<…> частично обоснованной.
  2. Признать действия Заказчика, выразившиеся в нарушении части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе - неправомерными;
  3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе;
  4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны