Решение б/н Решение по делу №2-ФАС22-НК/05-17 от 15 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2017г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено 19 июля 2017г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<…>
рассмотрев дело №2-ФАС22-НК/05-17 по признакам нарушения ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» (656067, Алтайский край, г.Барнаул, Попова ул., д.206Б, оф.208, ИНН 2223580711) части 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
- в присутствии представителя заявителя акционерное общество Холдинговая Компания «БАРНАУЛТРАНСМАШ» (ИНН 2202000222) И<…> (по доверенности);
- в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения общество с ограниченной ответственностью «МЕБЕЛЬ-СНАБ» (ИНН 2223580711) генерального директора А<…>, М<…> (по доверенности)
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское краевое УФАС России поступило письменное заявление АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» г.Барнаул (ОГРН 1022201509395) (вхд. №173120 от 27.03.2017г.) в отношении ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» г.Барнаул (ОГРН 1112223004167) о недобросовестной конкуренции, выразившейся в использовании фирменного наименования заявителя при размещении на сайте http://барнаултрансмаш.рф, других информационных ресурсах сети Интернет предложения о продаже продукции производства АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ», а именно дизельных двигателей типа Д6, Д12 и их модификаций, реверс-редукторов, что указывает на признаки нарушения ч.1 ст.14.6 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В качестве доказательств заявителем представлен скриншот страницы поисковой системы «Яндекс», с указанием в поисковой строке «барнаултрансмаш.рф» и полученном списке, на первом месте которого ссылка на домен «ООО «Барнаултрансмаш.рф»; нотариально заверенный протокол осмотра Интернет страницы http://barnaul.tiu.ru/c359245-mebel-snab.html?noredirect=1.
Заявитель АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ», считая, что указанные действия ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» являются актом недобросовестной конкуренции, просит привлечь ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» к административной ответственности за нарушения требований законодательства.
Руководствуясь п.2 ч.2 ст. 39 Федерального закона «О защите конкуренции», Алтайское краевое УФАС России приняло решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ», о чем 30.05.201г. на основании ч.12 ст. 44 Федерального закона «О защите конкуренции» издан приказ № 83 о возбуждении дела № 2-ФАС22-НК/05-17 в отношении ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
15 июня 2017 года Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) вынесла определение об отложении рассмотрения дела № 2-ФАС22-НК/05-17 в связи с удовлетворением ходатайств АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» и ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» (вхд. №176585 от 14.06.2017г. и вхд. №176035 от 01.06.2017г. соответственно).
13 июля 2017г. на заседание Комиссии представитель АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» позицию, изложенную в заявлении, поддержал, на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» возражал против доводов заявителя, с нарушением Федерального закона «О защите конкуренции» не согласен. Указал на отсутствие в действиях ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» направленности на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, отсутствие убытков и возможности причинения убытков заявителю, а также на добровольное прекращение использования наименования ООО «Барнаултрансмаш.РФ» и реализации продукции заявителя. Представил решение арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-5310/2017 об отказе АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» в удовлетворении требования о взыскании с ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» убытков в связи с использованием фирменного наименования истца с целью реализации продукции.
Комиссия, заслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.
Заявитель – акционерное общество Холдинговая Компания «БАРНАУЛТРАНСМАШ», сокращенное фирменное наименование АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ», ИНН 2202000222, адрес (место нахождения): 656037, Алтайский край, г.Барнаул, пр.Калинина, д.28; зарегистрировано 16.08.2002г. в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю под основным государственным регистрационным номером 1022201509395.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, основной вид экономической деятельности Общества – производство электродвигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств (код ОКВЭД 29.10.1), дополнительный – производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, кроме ремонта (код ОКВЭД 27.11.1), производство двигателей, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных (код ОКВЭД 28.11.1), производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств (код ОКВЭД 29.32), в т.ч. торговля оптовая неспециализированная (код ОКВЭД 46.9).
Лицо, в отношении которого подано заявление – общество с ограниченной ответственностью «МЕБЕЛЬ-СНАБ», сокращенное наименование ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ», ИНН 2223580711, адрес (место нахождения): 656067, Алтайский край, г.Барнаул, Попова ул., д.206Б, оф.208, зарегистрировано 03.05.2011г. межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю под основным государственным регистрационным номером 1112223004167.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, основной вид экономической деятельности Общества – торговля оптовая мебелью, коврами и осветительными оборудованием (код ОКВЭД 46.47), дополнительный – монтаж промышленных машин и оборудования (код ОКВЭД 33.20).
Общество с ограниченной ответственностью «Барнаултрансмаш.РФ» было зарегистрировано 03.05.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 15 по Алтайскому краю под государственным регистрационным номером 1112223004167. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основной вид деятельности ООО «Барнаултрансмаш.РФ» - торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (код ОКВЭД 45.3), дополнительный, в т.ч. - торговля оптовая неспециализированная (код ОКВЭД 46.9). В связи со внесением изменений в учредительные документы 30.01.2017 регистрирующим органом внесена запись о смене наименования с общества с ограниченной ответственностью «Барнаултрансмаш.РФ» на общество с ограниченной ответственностью «Мебель-Снаб» с одновременным изменением видов основной и дополнительной деятельности - торговля оптовая мебелью, коврами и осветительными оборудованием (код ОКВЭД 46.47), дополнительный – монтаж промышленных машин и оборудования (код ОКВЭД 33.20).
Согласно ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, заявитель АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» и лицо, в отношении которого подано заявление ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» (ООО «Барнаултрансмаш.РФ») до 30.01.2017г. являлись хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.к. осуществляли деятельность на одном товарном рынке - торговля оптовая неспециализированная код ОКВЭД 46.9, в пределах географических границ город Барнаул, Алтайский край. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Согласно п.9 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Запрет недобросовестной конкуренции установлен главой 2.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
Пунктом 1 статьи 14.6 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе, незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет". Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 1 статьи 1474 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 статьи 1474 ГК РФ, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки (пункт 4 статьи 1474 ГК РФ).
Оценив вышеуказанные словесные обозначения с точки зрения рядового потребителя и сравнив их, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что в глазах потребителей словесные обозначения АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» и ООО «Барнаултрансмаш.РФ», а также http://www.barnaultransmash.ru и http://барнаултрансмаш.рф. являются сходными до степени смешения в силу наличия в них фонетического сходства словесных элементов.
Установлено, что в целях индивидуализации и продвижения своих услуг, у заявителя – АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» (ИНН 2202000222) право на фирменное наименование возникло раньше, чем у ООО «Барнаултрансмаш.РФ» (ИНН 2223580711), следовательно, заявитель, в целях осуществления предпринимательской деятельности, ввел в гражданский оборот фирменное наименование раньше ответчика.
Согласно пояснениям директора ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» А<...> ООО «Барнаултрансмаш.РФ» осуществляло деятельность по торговле запасными частями и двигателями, в том числе производства АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ». В период с 16.04.2012г. по 27.11.2012г. запасные части покупались напрямую у АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ», что подтверждается копией платежного поручения №135 от 13.04.2012г, №136 от 13.04.2012г., №160 от 28.05.2012г., №178 от 26.06.2012г., №233 от 04.10.2012г., актом сверки взаимных расчетов за 2012г. между ООО «Барнаултрансмаш.РФ» и ОАО ХК «БАРНАУЛТРАНСМАШ».
13.01.2017г. в адрес ООО «Барнаултрансмаш.РФ» от АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» поступило письменное требование о прекращении использования фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ». После получения данного требования обществом произведена смена наименования, адрес место нахождения, виды деятельности.
При наборе в поисковой строке «Яндекс» сети Интернет «барнаултрансмаш.рф» появляется список сайтов, в том числе http://www.stroy-union.ru, http://www.barnaultransmash.openrussia.ru, http://www.xeff.ru с информацией об ООО «Барнаултрансмаш.РФ», товарах реализуемых обществом.
Так, на сайте http://www.barnaultransmash.openrussia.ru размещено предложение о продаже запасных частей производства ОАО «Барнаултрансмаш» для дизелей Д6 (1Д6, 2Д6, 3Д6, 7Д6 и их модификаций), а также Д12 ((1Д12,2Д12, 3Д12, 7Д12 и их модификаций).
На сайте http://www.xeff.ru размещена следующая информация: «Компания ООО БАРНАУЛТРАНСМАШ.РФ», полное наименование общество с ограниченной ответственностью «БАРНАУЛТРАНСМАШ.РФ», зарегистрирована 3 мая 2011 года, по адресу – 656910, г.Барнаул, п.Научный городок, ул.Сибирская, д.11. Основной вид деятельности компании – торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Компания участвует в системе закупок.».
На сайте http://www.stroy-union.ru представлен список товаров ООО «БАРНАУЛТРАНСМАШ.РФ»: инструмент ЩУП, Инструмент ПРИТИР ДЛЯ КЛАПАНОВ, Инструмент КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ ИЗОГНУТЫЙ S22MM, Инструмент КЛЮЧ ТОРЦОВЫЙ ДЛЯ ГАЕК РАСПРЕДВАЛОВ, Инструмент КЛЮЧ ДЛЯ ЗАТЯЖКИ, и др.
Согласно пояснениям представителя ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» для реализации продукции директором ООО «Барнаултрансмаш.РФ» А<…> зарегистрировано доменное имя http://барнаултрансмаш.рф.
Общество регистрировалось на электронной торговой площадке Tiu.ru для реализации товаров посредством сайта http://барнаултрансмаш.рф. Относительно размещения информации о сайте http://барнаултрансмаш.рф на других информационных ресурсах в сети Интернет пояснило, что данное обстоятельство не является следствием действий общества, т.к. распространение данной информации осуществляется самостоятельно иными поисковыми системами.
В январе 2017г. А<…> обратился к регистратору домена с просьбой о блокировке доменного имени http://барнаултрансмаш.рф . 23.01.2017г. А<…> обратился в техническую службу поддержки http://barnaul.tiu.ru с просьбой скрыть полностью информацию, размещенную на сайте http://барнаултрансмаш.рф.
Согласно пояснениям представителя электронной торговой площадки Tiu.ru информация о сайте не сразу исчезает из поисковых систем, это объясняет наличие в интернете страницы http://barnaul.tiu.ru/c359245-mebel-snab.html?noredirect=1, что зафиксировано протоколом осмотра страниц в интернете нотариусом Т<…> 15 февраля 2017г.
На дату подачи заявления в антимонопольный орган 27 марта 2017г. доступ к сайту http://барнаултрансмаш.рф. был заблокирован. При нажатии на ссылку http://барнаултрансмаш.рф появляется окно с информацией «Страница не найдена».
Из определения понятия «недобросовестная конкуренция» следует, что для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции необходимо и достаточно, чтобы эти действия содержали одновременно следующие признаки:
• наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами;
• наличие действия хозяйствующего субъекта (группы лиц);
• направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
• противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
• наличие действительных или потенциальных убытков у конкурента, наличие действительного или потенциального вреда, причиненного деловой репутации конкурента, вследствие осуществленных действий.
Таким образом, актом недобросовестной конкуренции признаются действия противоправного характера, целью которых является приобретение преимущественного положения на конкретном товарном рынке (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка).
Последствием совершения акта недобросовестной конкуренции в соответствии с ее легальным определением и одновременно его существенным признаком является возможность или факт причинения убытков хозяйствующему субъекту-конкуренту либо нанесения ущерба его деловой репутации.
15.06.2017г. арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-5310/2017 вынесено решение об отказе АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» в удовлетворении требования о взыскании с ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» убытков в связи с использованием фирменного наименования истца с целью реализации продукции.
В рамках рассмотрения данного дела судом была дана оценка, в т.ч. обстоятельствам использования ООО «Барнаултрансмаш.РФ» в наименовании обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ», наличия и размера убытков у истца, причинно-следственная связь между противоправными действиями ответчика и убытками истца.
На основании материалов дела, а также с учетом решения арбитражного суда Алтайского края, Комиссия приходит к следующим выводам:
1. Заявитель АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» и лицо, в отношении которого подано заявление ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» (ООО «Барнаултрансмаш.РФ») до 30.01.2017г. являлись хозяйствующими субъектами-конкурентами.
2. С 03.05.2011г. до 30.01.2017г. ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» (ООО «Барнаултрансмаш.РФ») использовало часть фирменного наименования АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ», в том числе посредством сайта http://барнаултрансмаш.рф., право на которое у заявителя возникло раньше.
3. С 30.01.2017г. конкурентные отношения между ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» (ООО «Барнаултрансмаш.РФ») и АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» отсутствуют. Использование ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» (ООО «Барнаултрансмаш.РФ») части фирменного наименования АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» прекращено.
4. АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» к заявлению, а также в ходе рассмотрения дела не представлены доказательства смешения с деятельностью или товарами заявителя в результате использования наименования ООО «Барнаултрансмаш.РФ».
5. АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ» к заявлению, а также в ходе рассмотрения дела не представлены доказательства возможности или факт причинения убытков либо нанесения ущерба его деловой репутации действиями ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» (ООО «Барнаултрансмаш.РФ»).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт нарушения ч.1 ст.14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» (ООО «Барнаултрансмаш.РФ») не подтвердился.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, в т.ч. в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,
статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Рассмотрение дела № 2-ФАС22-НК/05-17, возбужденного в отношении ООО «МЕБЕЛЬ-СНАБ» по заявлению АО «БАРНАУЛТРАНСМАШ», прекратить в связи с отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его
принятия в арбитражный суд.
 
<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны