Решение б/н Решение по делу № 2-ФАС22-ОВ/02-15 от 9 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 2-ФАС22-ОВ/02-15

Резолютивная часть решения оглашена 11 марта 2015 г.                                                        г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2015 г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

С<…>;

Члены Комиссии:

С<…>,

К<…>,

представители от заявителя ООО «Б. Браун Медикал», от ответчика - КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края», от заинтересованных лиц: Главного управления Алтайского края в сфере здравоохранения и фармацевтической деятельности и КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» – не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрела дело № 2-ФАС22-ОВ/02-15 по жалобе ООО «Б. Браун Медикал» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме извещение № 0817200000314010202 (информация о закупке размещена на сайте www.zakupki.gov.ru) на поставку лекарственных средств, выразившиеся во включении в Документацию об электронном аукционе «Поставка лекарственных средств» (далее – Аукционная документация) положений, ограничивающих доступ к участию в аукционе, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Б. Браун Медикал» (вх. № 14577 от 17.12.2014) на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме извещение № 0817200000314010202 (информация о закупке размещена на сайте www.zakupki.gov.ru) на поставку лекарственных средств, выразившиеся во включении в Документацию об электронном аукционе «Поставка лекарственных средств» (далее – Аукционная документация) положений, ограничивающих доступ к участию в аукционе.

07.11.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) опубликовано сообщение о проведении закупки № 0817200000314010202 в форме электронного аукциона.

Заказчиком по аукциону являются 114 краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения Алтайского края, закупку осуществляет уполномоченное учреждение КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края».

Дата и время начала подачи заявок дата начала подачи: 07.11.2014.

Дата и время окончания подачи заявок 19.12.2014 в 15:00.

Дата  окончания срока рассмотрения заявок: 23.12.2014.

Дата проведения  аукциона: 26.12.2014.

Объектом закупки является поставка лекарственных препаратов. В разделе V Аукционной документации установлено, что в объект закупки входит поставка лекарственных препаратов, которая осуществляется в соответствии со спецификацией. Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в техническом задании.

В примечании к разделу V Аукционной документации указано, что все указания в настоящем разделе на товарные знаки читать со словами «или эквивалент».

В техническом задании наименование товара (МНН) по всем позициям – «Декстроза». По всем позициям установлены значения показателей, которые не могут изменяться участником при подаче заявки (лекарственная форма, дозировка, упаковка). В редакции аукционной документации от 04.12.2014 установлены значения показателей:

  • для позиции № 1 - «раствор для инфузий 5% - 250мл, контейнеры полимерные с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная вакуумная упаковка)»;
  • для позиции № 2 - «раствор для инфузий 5% - 500мл, контейнеры полимерные с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная вакуумная упаковка)»; 
  • для позиции № 3 - «раствор для инфузий 5% - 100мл, контейнеры полимерные с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная вакуумная упаковка)»;
  • для позиции № 4 - «раствор для инфузий 10%, 250 мл - контейнеры полимерные с  стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная вакуумная упаковка)»;
  • для позиции № 5 - раствор для инфузий 10%, 100 мл - контейнеры полимерные с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная вакуумная упаковка);
  • для позиции № 6 - раствор для инфузий 10%, 500 мл - контейнеры полимерные с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная вакуумная упаковка);
  • для позиции № 7 - раствор для инфузий 20%, 250 мл - контейнеры полимерные с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная вакуумная упаковка);
  • для позиции № 8 - раствор для инфузий 20%, 500 мл - контейнеры полимерные с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная вакуумная упаковка).

По мнению заявителя, изменение технического задания привело к возможности поставки товара только единственного производителя – компании «Медсинтез» (ООО «Завод Медсинтез», Россия).

По факту установления в Техническом задании Аукционной документации показателей, которые не могут изменяться участником при подаче заявки (лекарственная форма, дозировка, упаковка), указывающих на продукцию конкретного производителя управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа от 16.02.2015 № 15  (в редакции приказа от 10.03.2015 № 36) в отношении КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 2-ФАС22-ОВ/02-15.

На заседание Комиссии представители сторон и заинтересованных лиц не явились, ходатайсва и дополнительные пояснения от сторон не поступали.

Из пояснений КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края» (вх. № 777 от 28.01.2015) следует, что установление показателей, которые не могут изменяться участником при подаче заявки (лекарственная форма, дозировка, упаковка), вызваны потребностью заказчиков, которым были необходимы лекарственные препараты именно в указанной форме и упаковке. Форма упаковки «контейнеры полимерные с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная вакуумная упаковка)» имеют преимущество перед иными видами упаковки (стеклянными / пластиковыми флаконами, пластиковыми и ПВХ бутылками или другими пластиковыми пакетами), а именно: предотвращает риск инфицирования медицинского персонала, предметов в операционных и т.д., позволяют производить одновременное введение лекарственного средства и подключение системы для инфузий, в поврежденном виде безопасен (не имеет осколков), удобно хранить.

Для участия в закупке было подано и допущено 3 заявки, по итогам аукциона определен победитель - ООО «Фармасервис», с которым заключены договоры.

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края» нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в виду следующего.

Согласно ч. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от  05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Следовательно, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, установленные в документации о торгах, не должны приводить к ограничению количества участников размещения заказа.

Установление требования (совокупности требований) к товару приводит к ограничению количества участников размещения заказа, в случае если такие требования указывают на единственного производителя, конкретный товар и установленные требования к лекарственным средствам (препаратам) не обусловлены объективными потребностями заказчика.

Установленные в Техническом задании Аукционной документации значения показателей, которые не могут изменяться участником при подаче заявки (лекарственная форма, дозировка, упаковка) согласно данным из Государственного реестра лекарственных средств указывали на единственного производителя лекарственного препарата (ООО «Завод «Медсинтез», Россия) для каждой позиции.

Согласно данным Государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, лекарственный препарат с МНН «Декстроза», с лекарственной формой раствор для инфузий 5%, 10% и 20%, дозировкой 100 мл., 250 мл., 5000 мл. и 1000 мл., упаковкой (полная): контейнеры полимерные с 2 стерильными портами - мешки п/э (двойная стерильная вакуумная упаковка), производится только ООО «Завод «Медсинтез» (Россия).

В соответствии с пунктом 2.9. Положения об организации совместных аукционов и конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для медицинских организаций Алтайского края (утв. Приказом Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 10.07.2014 N 587 «Об организации проведения совместных аукционов и конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для медицинских организаций Алтайского края») КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края» в соответствии со сводной заявкой проводит согласование аукционной (конкурсной) документации с подписанием электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчиков на основании Соглашения.

Таким образом, положения Аукционной документации при проведении закупки № 0817200000314010202 на поставку лекарственных средств нарушили часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2014 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, действия КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края», выразившиеся в утверждении аукционной документации на поставку лекарственных средств, в которой требований к характеристикам лекарственных препаратов указывают на единственного производителя лекарственного препарата, нарушают положения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2014 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с тем, что по результатам аукциона был определен победитель (ООО «Фармасервис»), с которым заказчиками заключены договоры, выдача предписания является нецелесообразной.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Признать КГКУЗ «Центр государственного заказа в сфере здравоохранения Алтайского края» нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по факту утверждения Документации об электронном аукционе «поставка лекарственных средств», положениями которой приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
  2. Предписание не выдавать.

Председатель Комиссии                                                                                                    С<…>

Члены Комиссии                                                                                                                С<…>

                                                                                                                                          К<…>                                                                                                         

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны