Решение б/н Решение по делу № 20-ФАС22-АМ/07-15 от 1 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 20-ФАС22-АМ/07-15

Резолютивная часть решения оглашена «4» сентября 2015 г.                            г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «16 » сентября 2015 г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело № 20-ФАС22-(АМ)/07-15  по  признакам  нарушения  ИП Шаталовым <…>, ИП Жуковым <…>, ИП Васильевой <…>, ИП Володькиным <…>, СПСК «Кабановский» <…>, ООО «ВекторСиб»  (г.Новосибирск, ул.Гоголя, 15), ООО «Предгорье Алтая» (634517, ул.Дорожная, 30, д.Нелюбино, Томский район, Томская область), ООО «Прогресс» (г. Барнаул, ул. Попова, 64), ИП Семкиным <…> пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в заключении соглашения, приводящего к установлению и поддержанию  цен на  услугу по закупу сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края в период с марта по июнь 2015г.,   

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступили на рассмотрение заявления жителей Усть-Калманского района Алтайского края (вх. № 155193 от 06.05.2015, вх. № 156368 от 29.05.2015) по вопросу законности и обоснованности снижения закупочных цен на молоко, сдаваемое молокосборщикам владельцами личных подсобных хозяйств.

Из информации, представленной в антимонопольный орган администрацией Усть-Калманского района Алтайского края  по рассматриваемому вопросу, следует, что услугу по закупу сырого коровьего молока у населения на территории Усть-Калманского района Алтайского края оказывают  следующие хозяйствующие субъекты  (продавцы):  СПСК «Кабановский», ИП Шаталов, ИП Жуков, ИП Васильева, ООО «ВекторСиб», ИП Володькин, ООО «Предгорье Алтая», ООО «Прогресс» (последнее с 01.04.2015 года).

Согласно документов, представленных ООО «Предгорье Алтая» в управление ФАС по Алтайскому краю, между ООО «Предгорье Алтая» и ИП Семкиным заключен агентский договор на совершение сделок по приобретению товаров для комитента  от 01.02.2014г., на основании которого Общество обязуется по поручению ИП Семкина за вознаграждение приобрести от своего имени, но за  его счет товар-молоко коровье. При этом цены, по которым ООО «Предгорье Алтая» закупает сырое коровье молоко у населения, устанавливает ИП Семкин, поэтому ИП Семкин привлечен в качестве ответчика по настоящему делу. 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» услуги по закупу сырого коровьего молока не входят в перечень товаров и услуг, на которые органы государственной власти имеют право устанавливать цены (тарифы), в том числе, наценки. Поэтому хозяйствующие субъекты – участники товарного рынка услуг по закупу сырого коровьего молока самостоятельно формируют цены, исходя из собственных затрат.

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края, установлено, что услуги по закупу сырого коровьего молока у населения в марте текущего года оказывались по цене от 18 до 19 рублей за 1 л. сырого коровьего молока.

С 01.04.2015г. СПСК «Кабановский», ИП Семкин, ООО «Прогресс» начали оказывать услугу по закупу сырого коровьего молока у населения в Усть-Калманском районе по цене 16 рублей за 1 литр.

Остальные хозяйствующие субъекты (ИП Шаталов, ИП Жуков, ИП Васильева, ИП Володькин, ООО «ВекторСиб») устанавливали разные цены, исходя из собственных интересов. Кроме того, ИП Шаталов, ИП Жуков, ИП Васильева, ИП Володькин поставляют впоследствии молоко для ООО «Продвижение» и ООО «100 лица» по одинаковым базисным ценам. На основе представленных ООО «ВекторСиб» документов, установлено, что общество ведет самостоятельную политику при формировании цены на сырое коровье  молоко.

 Далее снижение цен на услугу по закупу сырого коровьего молока у  СПСК «Кабановский», ИП Семкина , ООО «Прогресс» происходило практически на одни и те же даты с установлением одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока.

Так с 16.04.2015г. произошло снижение цен  до 14 рублей за 1 литр, на 1-3 мая 2015г. – до 12 рублей за 1 литр, с 16-17 мая 2015г. – до 10 рублей за 1 литр сырого коровьего молока (у ООО «Прогресс» в с.Верх-Слюдянка, с.Новокалманка, с.Пономарево, п.Приозерный, с.Чарышское).

Покупателями услуги по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края являются владельцы личных подсобных хозяйств,  производящие сырое коровье молоко, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе продавца услуг руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.

Продавцами услуг по закупу сырого коровьего молока выступают организации, имеющие возможность для сбора молока: соответствующий автомобильный парк, холодильные установки для охлаждения, временного хранения закупленного молока и дальнейшей перепродажи его организациям-переработчикам.

Учитывая высокие транспортные издержки на доставку молока до места его первичного охлаждения, владельцы личных подсобных хозяйств не осуществляют доставку самостоятельно. Сбор сырого коровьего молока в Усть-Калманском  районе и его доставку до места его первичного охлаждения осуществляют молокосборщики непосредственно у владельцев личных подсобных хозяйств района.

Производственные отношения между покупателями услуг по закупу сырого коровьего молока и лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, строятся на договорной основе, заключаемой, чаще всего, в устной форме. Учитывая, что молоко является скоропортящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозтоваропроизводителей не обладает, покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на услуги по закупу сырого коровьего молока устанавливают лица, оказывающие услуги по закупу сырого коровьего молока, которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.

Присутствующие в ходе заседания Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю по  рассмотрению настоящего дела представители хозяйствующих субъектов пояснили, что основными причинами снижения цен на услугу по закупу сырого коровьего молока  с апреля 2015 года стали увеличение объемов сдаваемого молока, а также снижение цен предприятиями (переработчиками), с которыми заключены договоры на дальнейшую поставку.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится, в том числе, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

СПСК «Кабановский», ИП Семкин, ООО «Прогресс» осуществляют свою деятельность на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе  Алтайского края, то есть являются конкурентами, поэтому на них распространяются запреты, установленные в пункте 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рассматриваемой ситуации, действительно, имело место снижение цен предприятиями-переработчиками молока, с которыми у заключены договоры на поставку.

Однако, из представленных документов и материалов, следует, что СПСК «Кабановский» и ООО «Прогресс» в последующем осуществляют поставку молока разным предприятиям и по разным ценам, о чем свидетельствуют копии договоров поставки и приложений к ним.

Так, СПСК «Кабановский» закупает молоко согласно Договору поставки сельскохозяйственной продукции №13 от 01.01.2015г. для ООО «Продвижение», согласно Договору поставки сельскохозяйственной продукции №14 от 01.04.2015г. для ООО «100 лица» и согласно договору поставки №75 от 08.05.2015г. для ООО «Дельвик».

ООО «Прогресс» поставляет молоко для АО «Барнаульский молочный комбинат».

ИП Семкин перерабатывает молоко по договору переработки от 01.02.2014г. с ООО «Молочный завод «Краснощеково».

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что все хозяйствующие субъекты несут различные издержки по закупу сырого коровьего молока, т.к. различным является объем затрат на его закуп с учетом стоимости одного литра молока, различное «плечо доставки», хозяйствующие субъекты имеют различный парк автомобилей, несут различные затраты на ГСМ. 

Таким образом, вышеизложенное дает основание отрицать наличие объективных условий, в равной степени влияющих на  СПСК «Кабановский», ИП Семкина, ООО «Прогресс» для установления в краткосрочном временном периоде и поддержания одинакового уровня цен на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края.

При установлении в течение краткосрочного периода времени и поддержании лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, одинакового уровня цен,  достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке услуг по закупку сырого молока.

Необходимо также принять во внимание, что установление и поддержание одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока выгодно предпринимателям, т.к. отсутствие конкурентного соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока не предполагает наличия мотивации для улучшения качества обслуживания покупателей услуг, предложения новых форм сервиса и т.д.

Только заключенные соглашения между лицами, оказывающими услуги по закупу сырого коровьего молока, приводящие  к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока, создают ситуацию, когда покупатели услуг по закупу сырого коровьего молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, оказывающих данную услугу, с другими ценами закупки, поскольку других рынков сбыта практически нет.

Доказательством наличия соглашения заключенного между СПСК «Кабановский», ИП Семкиным, ООО «Прогресс», направленного на установление и поддержание одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с апреля 2015г., является фактическое поведение  данных хозяйствующих субъектов, которое  приводит к отказу от соперничества на рынке услуг по закупу сырого коровьего молока при отсутствии на то объективных причин, в равной степени влияющих на всех хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Поведение СПСК «Кабановский», ИП Семкина, ООО «Прогресс»,   выразившееся в установлении и поддержании одинаковых цен на услугу по закупу сырого коровьего молока с августа 2015 года на территории Усть-Калманского района Алтайского края, является результатом устной договоренности (заключения соглашения) и противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать СПСК «Кабановский», ИП Семкина, ООО «Прогресс» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу  сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края с апреля 2015 года.
  2. Выдать СПСК «Кабановский», ИП Семкину, ООО «Прогресс» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения самостоятельной ценовой политики при формировании цены на услугу по закупу сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.
  3. Дело № 20-ФАС22-АМ/07-15 в отношении  ИП Шаталова, ИП Жукова, ИП Васильевой, ИП Володькина,  ООО «ВекторСиб», ООО «Предгорье Алтая» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных действиях хозяйствующих субъектов.

<…>          

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

П Р Е Д П И С А Н И Е № 20-ФАС 22-АМ /07-15

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

16  сентября 2015г.                                                                                                               г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

 руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения  от 16.09.2015г. (резолютивная часть решения оглашена 04.09.2015г.) по делу № 20-ФАС 22-АМ/07-15 о нарушении СПСК «Кабановский», ИП Семкиным В.В., ООО «Прогресс» пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

СПСК «Кабановский», ООО «Прогресс», ИП Семкину в срок до 1 октября 2015 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в  заключении устного  соглашения, приводящего к  установлению и поддержанию одинаковых цен на услугу по закупу  сырого коровьего молока в Усть-Калманском  районе Алтайского края с апреля 2015 года.

СПСК «Кабановский», ООО «Прогресс», ИП Семкину проводить самостоятельную ценовую политику при формировании цены на услугу по закупу сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.

О выполнении предписания письменно сообщить в УФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением копий подтверждающих документов.                                                   

<…>                                                                                                                    

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны