Определение б/н Определение о прекращении производства по делу №202-ФАС22-Р/... от 4 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу №202-ФАС22-Р/12-14  

22 января 2015г.                                                                                                                г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель:  

П<…>,

Члены Комиссии:

Б<…>,

Б<…>,

рассмотрев дело №202-ФАС22-Р/12-14, возбужденное по факту распространения рекламы алкогольной продукции в сети Интернет с признаками нарушения требования п.8 ч.2  ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – рекламораспространителя  ООО «В Контакте» (Общество уведомлено),

в отсутствие заявителя (уведомлен),

УСТАНОВИЛА:

        в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

        В Алтайское краевое УФАС России прокуратурой г. Рубцовска направлено для рассмотрения обращение гражданина по вопросу размещения рекламной информации о реализации алкогольной продукции в сети «Интернет».

        В результате проведенного осмотра указанных в заявлении ссылок, установлено, что ссылки являются страницами социальной сети «ВКонтакте» - группа «Алкоголь Рубцовск», группа «Элитный Алкоголь в Рубцовске» (http://vk.com/alcohol_rubtsovsk,  http://vk.com/club61309240).

         Указанные страницы содержат, в том числе рекламу алкогольной продукции (на страницах имеются фотографии алкогольной продукции конкретных марок с указанием цены и условиями доставки, а также информация, привлекающая внимание потребителей к предлагаемой продукции).

        В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

        Сайт производителя или продавца алкогольной продукции или его страница в социальной сети, на которых в том числе приведен ассортимент производимых или реализуемых им товаров, не рассматривается как реклама.

       Однако, посредством указанных страниц пользователи осуществляют продажу алкогольной продукции, а содержащиеся на страницах изображения алкоголя конкретных марок с указанием цены и слоганами «Высокое качество», «Весь алкоголь изготовлен легальными способами, что подтверждают сертификаты качества!» призваны привлечь внимание как к деятельности в целом, так и к реализуемому товару – алкоголю. То есть, используя информацию рассматриваемых сообществ, можно осуществить заказ и в последующем приобрести товар.

        Кроме того, содержится информация о характеристиках различной алкогольной продукции, в частности в сообществе «Алкоголь Рубцовск» размещена информация: «Коньяк «Старый замок» - еще один коньяк нового поколения. Купаж напитка составлен таким образом, чтобы его можно было пить и со льдом, и с фруктовыми соками. Коньяк имеет янтарный цвет средней интенсивности с глубокими золотистыми тонами и легким привкусом шоколада», которая соответствует признакам легального определения понятия «реклама».

         Следовательно, рассматриваемые страницы социальной сети «ВКонтакте» не являются сами по себе рекламой, а лишь содержат фрагменты информации, являющейся рекламой. Поэтому антимонопольный орган не уполномочен осуществлять регулирование в целом создания и функционирования подобных страниц в социальных сетях, однако содержание в тех или иных разделах сообществ рекламной информации, в том числе рекламы алкогольной продукции, является сферой антимонопольного регулирования.

          24.12.2014г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации в отношении предполагаемого рекламораспространителя – ООО «В Контакте» (г. Санкт-Петербург).

         На заседании Комиссии, состоявшемся 22.01.2015г., на основании  представленных ООО «В Контакте» пояснений установлено, что Общество является владельцем сайта социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com)  и предоставляет  техническую возможность для общения пользователей и обмена информацией с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Правил пользования сайтом «ВКонтакте».

         Согласно п.8 ч.2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

         Согласно п.7 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требования, установленного п.8 ч.2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

         Условия пользования сайтом http://vk.com, а также права и обязанности пользователей и Администрации сайта определяются правилами пользования сайтом «ВКонтакте» (далее - Правила), находящимися для всеобщего доступа на сайте по адресу: http://vk.com/terms.

         На основании п. 5.13.1. Правил, пользователь вправе создавать группы, официальные страницы и встречи (далее - сообщества) для целей продвижения коммерческих, политических, благотворительных и иных некоммерческих организаций, брендов, товаров, работ и услуг, а также различных мероприятий (далее – объекты продвижения). Объекты продвижения, методы и способы их продвижения должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о рекламе, международным правовым актам, настоящим Правилам, а также признанным этическим нормам и принципам морали, в том числе относящимся к таковым по мнению администрации Сайта.

          В соответствии с п. 5.13.7.  Правил, пользователь несет полную ответственность за свои действия, связанные с созданием и администрированием сообществ, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, международными правовыми актами и настоящими Правилами.

         Согласно п.п. 8.2. и 8.3. Правил, Администрация сайта предоставляет техническую возможность его использования пользователям, не участвует в формировании содержания персональных страниц пользователей и не контролирует и не несет ответственность  за действия или бездействие любых лиц в отношении использования сайта или формирования и использования содержания персональных страниц пользователей на сайте. В информационной системе сайта и его программном обеспечении отсутствуют технические решения, осуществляющие автоматические цензуру и контроль действий и информационных отношений пользователей по использованию сайта, за исключением специальных технических решений, которые могут реализовываться Администрацией в целях предотвращения и пресечения нарушений прав третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности.

         Согласно п. 5.13.8. Правил, в случае обнаружения факта нарушения в сообществе законных прав и интересов третьих лиц, действующего законодательства Российской Федерации, а также положений настоящих Правил Администрация сайта вправе, по своему выбору, принимать меры, в том числе удалять контент и иную информацию со страницы сообществ и/или блокировать доступ к ним.

          Таким образом, ООО «В Контакте» не является рекламораспространителем, так как пользователи сайта самостоятельно размещают информацию, в том числе рекламную.

          Согласно пояснениям, ООО «В Контакте», информация на персональных страницах пользователей и в сообществах является пользовательским контентом, размещается на безвозмездной основе без участия Общества, не проходит предварительную модерацию (цензуру, согласование) со стороны Администрации сайта. Иными словами, между ООО «В Контакте» и пользователем, разместившим информацию, отсутствуют договорные отношения по оказанию рекламных услуг.

          Таким образом, установить лицо, разместившее рекламу алкогольной продукции в группах «Алкоголь Рубцовск» и «Элитный Алкоголь в Рубцовске» (http://vk.com/alcohol_rubtsovsk,  http://vk.com/club61309240) не представляется возможным, в связи с отсутствием каких-либо подтверждающих документов. Кроме того, в рекламе не содержится официальной информации о продавце продукции либо о рекламораспространителе.

         Также в материалы дела ООО «В Контакте» предоставлена информация о блокировке страниц сообществ  «Алкоголь Рубцовск» и «Элитный Алкоголь в Рубцовске» с приложением подтверждающих документов.

           Согласно абз. е)  п. 36 Правил рассмотрения антимонопольных дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, производство по делу может быть прекращено в случае невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, установленных для рассмотрения дела.

           На основании изложенного, руководствуясь абз. е) п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с невозможностью установить лицо, распространившее рекламу алкогольной продукции в сети Интернет на страницах http://vk.com/alcohol_rubtsovsk,  http://vk.com/club61309240 социальной сети «ВКонтакте», в рамках срока рассмотрения дела №202-ФАС22-Р/12-14, Комиссия УФАС по Алтайскому краю

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу №202-ФАС22-Р/12-14 прекратить.

Председатель Комиссии:                                                                                     П<…>

Члены Комиссии:                                                                                                 Б<…>

                                                                                                                            Б<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны