Решение б/н Решение по делу № 21-ФАС22-АМ/10-16 от 2 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 21-ФАС22-АМ/10-16

Резолютивная часть Решения оглашена   31.01.2017 г.                                         

В полном объеме Решение изготовлено  13.02.2017 г.                                                        г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело № 21-ФАС22-АМ/10-16 по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Барнаул» (656043, г.Барнаул, пр.Социалистический, 24)  пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении  монопольно высокой цены на услугу по замене приборов учета газа в размере 990 рублей (на услугу «по установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки» в прейскуранте на оказание услуг и выполнение работ на 2015 год, утвержденном приказом от 05.02.2015 № 20, и на услугу «по замене бытового счетчика газа без установки перемычки» в приказе от 24.08.2015 № 321 о внесении дополнений в приказ от 05.02.2015 № 20),                                         

 УСТАНОВИЛА:

в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило на рассмотрение обращение М<…> (вх. № 169586 от 22.08.2016) в отношении АО «Газпром газораспределение Барнаул» по вопросу законности и обоснованности установления цен на замену прибора учета газа.

Как следует из содержания обращения и представленных документов, между М<…> и ООО «Новосибирскрегионгаз» (ныне – ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск») заключен договор № 35А-2-105800204 поставки природного газа от 09.06.2009г. (далее – Договор поставки газа от 09.06.2009г.). Газовое оборудование М<…> расположено в домовладении по адресу: г. Барнаул, <…>.

В соответствии с пунктом 1.4 Договора поставки газа от 09.06.2009 техническое обслуживание внутридомового в домовладении газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляются на основании договора на техническое обслуживание и ремонт газопроводов и бытового газового оборудования, заключенного 3 июня 2009 года между М<…> и ОАО «Алтайгазпром» (ныне – АО «Газпром газораспределение Барнаул»).

На основании пункта 3.1 Договора на техническое обслуживание и ремонт газопроводов и бытового газового оборудования от 03.06.2009 стоимость работ по техническому обслуживанию, ремонту газового оборудования, включая замену деталей и узлов, реконструкции системы газоснабжения, переносу газовых приборов и других работ, рассчитывается в соответствии с прейскурантом, утвержденным АО «Газпром газораспределение Барнаул».    

22 августа 2016 года М<…> обратился в адрес АО «Газпром газораспределение Барнаул» с заявлением на замену прибора учета газа.

26 августа 2016 года представителем АО «Газпром газораспределение Барнаул» в присутствии М<…> была произведена замена газового счетчика, о чем составлен акт на замену газового счетчика от 26.08.2016.

В соответствии с наряд-заказом АО «Газпром газораспределение Барнаул» на оплату услуг газификации и газоснабжения серия БА № 182644 от 30.08.2016 стоимость заказа составила 2 373 рубля, в том числе 990 рублей за замену счетчика.

В ходе рассмотрения обращения М<…> управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по замене приборов учета газа на территории города Барнаула Алтайского края. Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

При проведении анализа установлено, что на рассматриваемом рынке услуг по замене приборов учета газа на территории города Барнаула Алтайского края выявлены следующие хозяйствующие субъекты:

1. АО «Газпром газораспределение Барнаул» (656043, г. Барнаул, пр. Социалистический, 24);

2. ООО «Сибгаз-эксплуатация» (656049, г. Барнаул, ул. Никитина, 67-206);

3. ООО «ИФК «РусьЭнерго» (656056, г. Барнаул., ул. Л. Толстого, 20в);

4. ООО «Алтайгазсервис» (656063, г. Барнаул, пр. Космонавтов, 24).

Доминирующее положение на исследуемом товарном рынке занимает АО «Газпром газораспределение Барнаул» с долей 73,5%.                                                                                       Согласно информации, представленной АО «Газпром газораспределение Барнаул» (вх. № 1611165 от 03.10.2016), в 2016 году в АО «Газпром газораспределение Барнаул» действует Прейскурант на оказание услуг и выполнение работ на 2015 год, утвержденный Приказом от 05.02.2015 № 20 (далее – Прейскурант) с учетом внесения дополнений.   

В соответствии с ответом АО «Газпром газораспределение Барнаул» (вх. № 1611169 от 13.10.2016) в 2014 году и в период с 01.01.2015 года по 23.08.2015 года на замену бытового счетчика использовался пункт 2.3.11 Прейскуранта «установка бытового счетчика после ремонта или поверки».

Согласно Приказу АО «Газпром газораспределение Барнаул» от 24.08.2015 № 321 в главу 3 Прейскуранта «монтаж внутридомовых газопроводов бытовых газовых приборов и оборудования», раздел 2 «строительно-монтажные работы» добавлено наименование работ «замена бытового счетчика газа без установки перемычки».

Стоимость услуги «установка бытового счетчика после ремонта или поверки» (пункт 2.3.11 Прейскуранта), а также услуги «замена бытового счетчика газа без установки перемычки» (пункт 2.3.27 Прейскуранта), введенной с 24.08.2015 года, с 10.02.2015 года составила 990 руб., в 2016 году указанная стоимость не менялась.

В предыдущем периоде стоимость услуги по замене бытового прибора учета газа определялась в соответствии с Прейскурантом, утвержденным Приказом № 607 от 27.12.2013 года «Об утверждении и введение в действии Прейскуранта ОАО «Газпром газораспределение Барнаул на оказание услуг и выполнение работ на 2014 год». Пунктом 2.3.11 указанного Прейскуранта на 2014 год была установлена стоимость указанной услуги 892 руб.

Таким образом, рост стоимости услуги по замене бытового прибора учета газа в 2015-2016 году составил 11% по отношению к ранее установленной цене – 892 руб.

Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Стоимость услуг по замене бытовых счетчиков газа определена Прейскурантом АО «Газпром газораспределение Барнаул» для неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара, является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе, установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Сопоставимым считается такой товарный рынок, который сопоставим исследуемому товарному рынку по составу покупателей и продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, находящийся в состоянии конкуренции.

В ходе проведенного анализа сопоставимый товарный рынок рынку услуг по замене бытовых приборов учета газа в г.Барнауле не выявлен.

Вместе с тем, на основании плановой калькуляции затрат на оказание услуг и выполнение работ для населения при расчете коэффициента, определяющего величину себестоимости услуг для населения, куда включены и работы по замене приборов учета газа,  на 2014 год установлено, что в 2014 году затраты АО «Газпром газораспределение Барнаул» составляли 112 101,11 тыс.руб., в 2015 году - 109 923,8 тыс.руб. Снижение плановых затрат АО «Газпром газораспределение Барнаул» по отношению к 2014 году составило 2%, что свидетельствует о том, что в момент установления новой цены услуги у АО «Газпром газораспределение Барнаул» не имелось оснований для ее увеличения.

Отсутствие оснований для увеличения цены услуги подтверждается и данными финансовой отчетности предприятия за 2014, 2015 г.г.

Так, согласно данным финансовой отчетности за 2015 год фактические затраты АО «Газпром газораспределение Барнаул» по данному виду работ снизились в сравнении с 2014 годом с 2 727,56 тыс. руб. (2014 год) до 2 351,62 тыс. руб. (2015 год), т.е. на 13,8%.

Согласно данным финансовой отчетности предприятия за 2014 год предприятие имело прибыль, как по данному виду деятельности 120% или 3 283 тыс. руб, так и в целом по предприятию – 31 258 тыс. руб., что так же указывает на отсутствие оснований для увеличения цены услуги в 2015 году.

Согласно позиции АО «Газпром газораспределение Барнаул», при определении цены на услугу, как монопольно высокой следует учитывать фактически полученную в 2015 году АО «Газпром газораспределение Барнаул» прибыль от оказания услуг. С указанной позицией нельзя согласиться по следующим основаниям.

При установлении цены услуги на будущий период АО «Газпром газораспределение Барнаул» исходит из плановых затрат, которые согласно представленным в материалах дела данным снизились на 2%. В момент установления цены АО «Газпром газораспределение Барнаул» не располагало данными о результатах своей хозяйственной деятельности в 2015 году, в связи с чем, не имело оснований для повышения цены.

Фактически, как следует из материалов дела и пояснений представителей АО «Газпром газораспределение Барнаул», по итогам работы за 2015 год предприятие не получило прибыль по данному виду услуг ввиду снижения спроса на услугу. Следовательно, причиной неполучения прибыли АО «Газпром газораспределение Барнаул» является не фактический рост затрат, превышающий плановый, а снижение объема оказанной услуги. В такой ситуации компенсировать свою «неудачную» хозяйственную деятельность и недополученную прибыль за счет потребителя необоснованно и противоречит требованиям статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, по итогам 2015 года в целом по предприятию АО «Газпром газораспределение Барнаул» имело прибыль в размере 4 539 тыс. руб., следовательно, имело возможность перераспределить отнесение косвенных затрат на иные, более прибыльные виды деятельности, а не компенсировать их за счет потребителя, с учетом доли данных услуг в общей деятельности предприятия  - 0,34% в 2014 году и 0,26% в 2015 году.

Цена на услугу по установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки (в прейскуранте на оказание услуг и выполнение работ на 2015 год, утвержденном приказом от 05.02.2015 № 20) и на услугу по замене бытового счетчика газа без установки перемычки (в приказе от 24.08.2015 № 321 о внесении дополнений в приказ от 05.02.2015 № 20) с 10.02.2015 года составила 990 руб., в 2016 году указанная стоимость не менялась.

С учетом анализа плановых и фактических затрат АО «Газпром газораспределение Барнаул», размера расходов, необходимых для производства и реализации данного товара, размера прибыли АО «Газпром газораспределение Барнаул» в 2014 и 2015 г.г., у  АО «Газпром газораспределение Барнаул» отсутствовали основания для повышения ранее установленной цены услуги, что соответствует признакам монопольно высокой цены, закрепленным в статье 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом, состав продавцов и покупателей товара, условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными.

Таким образом, действия АО «Газпром газораспределение Барнаул», выразившиеся в установлении  монопольно высокой цены на услугу по замене приборов учета газа в размере 990 рублей (на услугу по установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки в прейскуранте на оказание услуг и выполнение работ на 2015 год, утвержденном приказом от 05.02.2015 № 20; на услугу по замене бытового счетчика газа без установки перемычки в приказе от 24.08.2015 № 321 о внесении дополнений в приказ от 05.02.2015 № 20), ущемляют интересы потребителей города Барнаула Алтайского края и нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела установлено, что рост ФОТ в 2016г (фонда оплаты труда) составил 15%, положение по бухгалтерскому учету АО «Газпром газораспределение Барнаул» в 2016г имело значительные изменения, что повлияло на механизм распределения затрат предприятия на себестоимость услуг.

Согласно информации АО «Газпром газораспределение Барнаул», «в 2016г. в связи с ростом конкуренции на рынке оказываемых прочих услуг, Прейскурант на оказание услуг и выполнение работ в Обществе не пересматривался, и цена на замену бытового счетчика без установки перемычки оставалась на уровне 2015г. – 990 руб. с НДС для населения».

Так, в пояснениях по заключению об обстоятельствах дела №21-ФАС22-АМ/10-16, АО «Газпром газораспределение Барнаул» указывает на то обстоятельство, что услуга по замене прибора учета газа М<…> была оказана в августе 2016г., плата составила 990 руб.

Таким образом, основное условие признания монопольно высокой цены на услугу АО «Газпром газораспределение Барнаул» по замене бытового счетчика газа без установки перемычки в размере 990 руб., а именно, повышение ранее установленной цены товара, при изменении расходов, монопольно высокой в 2016г. не выполняется.

В связи с чем, у антимонопольного органа на момент рассмотрения настоящего дела отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства                                                                                                

РЕШИЛА:

1.Признать АО «Газпром газораспределение Барнаул» доминирующим на рынке услуг по замене приборов учета газа на территории города Барнаула Алтайского края.

2.Признать действия АО «Газпром газораспределение Барнаул», выразившиеся в установлении  монопольно высокой цены на услугу по замене приборов учета газа в размере 990 рублей (на услугу «по установке бытового счетчика газа после ремонта или поверки» в прейскуранте на оказание услуг и выполнение работ на 2015 год, утвержденном приказом от 05.02.2015 № 20, и на услугу «по замене бытового счетчика газа без установки перемычки» в приказе от 24.08.2015 № 321 о внесении дополнений в приказ от 05.02.2015 № 20), ущемляющими интересы потребителей города Барнаула Алтайского края и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства АО «Газпром газораспределение Барнаул» не выдавать в виду отсутствия таких оснований на дату рассмотрения настоящего дела.

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны