Решение б/н Решение по делу № 21-ФАС22-ОВ/09-16 от 3 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 21-ФАС22-ОВ/09-16   

Резолютивная часть решения оглашена 17 января 2017 г.                                       г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 31 января 2017 г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            <…>

рассмотрев дело № 21-ФАС22-ОВ/09-16 по признакам нарушения администрацией Змеиногорского района Алтайского края и ООО «Исток»,  части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора аренды имущества от 15.10.2014 без проведения публичных процедур (торгов) и его продлении,

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения управлением ФАС по Алтайскому краю обращения депутата Змеиногорского районного Совета депутатов В<…> (вх. № 169399 от 17.08.2016) на действия администрации Змеиногорского района установлено, что 15.10.2014 между администрацией Змеиногорского района и ООО «Исток» заключен договор аренды № 2 муниципального имущества, в том числе объектов ЖКХ (водоснабжение) без проведения торгов на срок до 15.09.2015. До настоящего времени договор не расторгнут имущество не возвращено администрации Змеиногорского района.

По данному факту УФАС по Алтайскому краю на основании приказа № 161 от 16.09.2016 в отношении администрации Змеиногорского района Алтайского края и ООО «Исток» возбуждено дело  № 21-ФАС22-ОВ/09-16.

Согласно письменным пояснениям администрации Змеиногорского района (вх. 1613083 от 16.11.2016) договор аренды имущества № 2 от 15.10.2014 с ООО «Исток» был заключен на основании предоставления преференции, согласованной с антимонопольным органом на один год. В соответствии со статьей 621 ГК РФ администрация Змеиногорского района считает указанный договор возобновленным на неопределенной срок, так как имущество не было возвращено арендатором.

Определением (исх. № 4321/9 от 29.11.2016) дело № 21-ФАС22-ОВ/09-16 было отложено для получения дополнительной информации.

На заседании комиссии 15.12.2016 заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель администрации Змеиногорского района пояснила, что администрацией осуществляются подготовительные работы, необходимые для объявления конкурса на право заключения концессионного соглашения на муниципальное имущество (объекты водоснабжения).

Определением от 20.12.2016 № 4630/9 дело о нарушении антимонопольного законодательства № 21-ФАС22-ОВ/09-16 отложено на 17.01.2017 в 14-00 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 21-ФАС22-ОВ/09-16 от 21.01.2017 № 4631/9.

На заседании комиссии 17.01.2017 заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении.

От администрации Змеиногорского района поступил отзыв на заключение (вх. № 17462 от 17.01.2017) администрация согласна с выводами УФАС по Алтайскому краю. Распоряжением администрации Змеиногорского района № 6-р от 12.01.2017 управлению по сельскому хозяйству, землепользованию, природопользованию и управлению муниципальным имуществом администрации Змеиногорского района дано поручение провести открытый аукцион по предоставлению муниципального имущества (объекты водоснабжения) на праве аренды.

 Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.

В соответствии с положениями статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями предоставления указанных прав на такое имущество, установленными частью 1 указанной статьи.

Согласно подпункту а) пункта 4 части 3 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает мотивированное решение, в том числе, о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции, а именно, предельный срок предоставления государственной или муниципальной преференции.

Письмом УФАС по Алтайскому краю от 03.10.2014 № 3994/9 установлено, что в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения заявления администрации Змеиногорского района Алтайского края (вх. № 10391 от 17.09.2014 г.) о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Исток» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства принято решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции с введением следующих ограничений в отношении муниципального имущества, относящегося к объектам водоснабжения и водоотведения (скважины, водопроводы и др.):

предельный срок предоставления муниципальной преференции - 1 год с момента фактической передачи имущества;

в течение указанного срока администрации Змеиногорского района Алтайского края необходимо провести торги на право заключения договора(ов) владения и (или) пользования указанным имуществом в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

15.10.2014 между администрацией Змеиногорского района и ООО «Исток» заключен договор аренды № 2 муниципального имущества, в том числе объектов ЖКХ (водоснабжение) без проведения торгов на срок до 15.09.2015. Однако, по окончании указанного срока договор № 2 от 15.10.2014 был продлен на неопределенной срок, так как имущество не было возвращено арендатором.

Согласно статье 21 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае, если при осуществлении контроля за предоставлением и использованием государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, установит факты предоставления преференций в нарушение порядка, установленного статьей 20 настоящего Федерального закона, или несоответствие ее использования заявленным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме.

Таким образом, продление договора аренды № 2 от 15.10.2014 муниципального имущества, в том числе объектов ЖКХ (водоснабжение) без проведения торгов противоречит части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

08.05.2013 Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

При этом, частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Из анализа норм законодательства о водоснабжении следует, что передача прав в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, после окончания срока предоставления муниципальной преференции администрация Змеиногорского района обязана была провести конкурс на право заключения концессионного соглашения на объекты водоснабжения.

На основании изложенного, действия администрации Змеиногорского района Алтайского края и ООО «Исток», выразившиеся в продлении договора аренды № 2 от 15.10.2014 муниципального имущества, в том числе объектов ЖКХ (водоснабжение) без проведения торгов, образуют нарушение части 1 статьи 17.1 и статьи 21 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать действия администрации Змеиногорского района и ООО «Исток», выразившиеся в продлении  договора аренды № 2 от 15.10.2014 муниципального имущества, в том числе объектов ЖКХ (водоснабжение) без проведения торгов, -  противоречащими части 1 статьи 17.1 и статьи 21 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Змеиногорского района и ООО «Исток» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.  

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

П Р Е Д П И С А Н И Е   № 21-ФАС22-ОВ/09-16/1

 «31» января 2017г.                                                                                                  г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «31» января 2017г. по делу № 21-ФАС22-ОВ/09-16 по факту нарушения администрацией Змеиногорского района Алтайского края и ООО «Исток»,  части 1 статьи 17.1 и статьи 21 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в продлении договора аренды № 2 от 15.10.2014 муниципального имущества, в том числе объектов водоснабжения без проведения публичных процедур (торгов),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Змеиногорского района в срок до 05 июня 2017 года прекратить нарушение части 1 статьи 17.1 и статьи 21 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путём возврата имущества, переданного по договору аренды № 2 от 15.10.2014 муниципального имущества, в том числе объектов водоснабжения  без проведения торгов.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения                                           

<…>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

П Р Е Д П И С А Н И Е   №  21-ФАС22-ОВ/09-16/2

 «31» января 2017г.                                                                                                  г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от «31» января 2017г. по делу № 21-ФАС22-ОВ/09-16 по факту по факту нарушения администрацией Змеиногорского района Алтайского края и ООО «Исток»,  части 1 статьи 17.1 и статьи 21 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в продлении договора аренды № 2 от 15.10.2014 муниципального имущества, в том числе объектов водоснабжения без проведения публичных процедур (торгов),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Исток» в срок до 05 июня 2017 года прекратить нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путём возврата имущества, переданного по договору аренды № 2 от 15.10.2014 муниципального имущества, в том числе объектов водоснабжения без проведения торгов.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения                                               

<…>

Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны