Решение б/н Решение по делу № 22-ФАС22-АМ/07-15 от 14 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е  № 22-ФАС22-АМ/07-15

Резолютивная часть Решения оглашена 18.12.2015 г.

В полном объеме Решение изготовлено 11.01.2016 г.                                                             г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело №22-ФАС22-АМ/07-15 по признакам нарушения ООО «Лебяжье-Лес» (ул. Лесхозная, 65, п. Перешеечный, Егорьевский район, Алтайский край)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

                                                                  УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление ИП Бородина (вх. №156297 от 29.05.2015 г.) на действия ООО «Лебяжье-Лес»  по поводу  необоснованного отказа в поставке ИП Бородину по заявке от 12.01.2015 г. лесоматериала круглого порода сосна, диаметром от 140 мм до 240 мм,  длиной от 4,0 м до 6,0 м (ГОСТ 9463-88)  в требуемых объемах (100 куб.м/месяц).

Приказом антимонопольного органа от 24.07.2015 г. №190 возбуждено дело №22-ФАС22-АМ/07-15 в отношении ООО «Лебяжье-Лес» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Из документов и материалов, представленных в управление ФАС по Алтайскому краю, следует, что заявитель 12.01.2015г. обратился в адрес ООО «Лебяжье-Лес» по вопросу продажи лесоматериала круглого (сосна) диаметром от 140 мм до 240 мм длинной от 4,0 м до 6,0 м в количестве 100 куб.м/месяц, 1, 2 сорта.

Письмом № 39 от 10.02.2015 ООО «Лебяжье-Лес» уведомило ИП Бородина о том, что ООО «Лебяжье-Лес» осуществляет продажу указанной древесины, но для решения вопросов по ее приобретению необходимо обратиться по адресу: Алтайский край, Егорьевский район, п.Перешеечный, ул.Лесхозная, 65.

Из письма ИП Бородина (вх. № 23 от 13.02.2015г.) следует, что он обратился в указанный адрес, на что получил устный отказ с отсрочкой рассмотрения этого вопроса до мая 2015 года.

На основании вышеизложенного, ИП Бородин обратился в управление ФАС по Алтайскому краю с заявлением (вх. № 1513 от 16.02.2015г.) в отношении ООО «Лебяжье-Лес» по вопросу продажи лесоматериала круглого (сосна) диаметром от 140 мм до 240 мм длинной от 4,0 м до 6,0 м в количестве 100 куб.м/месяц, 1, 2 сорта.

По итогам рассмотрения данного обращения, в связи с наличием в действиях ООО «Лебяжье-Лес», входящего в группу лиц с ООО «Корал», которая занимает доминирующее положение на локальном рынке деловой древесины в географических границах Егорьевского района Алтайского края, выразившихся  в необоснованном отказе от заключения с ИП Бородиным договора купли-продажи (поставки) лесоматериала, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», управление ФАС по Алтайскому краю выдало ООО «Лебяжье-Лес» предупреждение (исх. № 1679/5 от 29.04.2015г.) о необходимости прекращения указанных действий, путем продажи  ИП Бородину лесоматериала  на недискриминационных условиях (в части объемов поставки, условий оплаты и иных существенных условий договора). Срок исполнения предупреждения до 28.05.2015г.

Во исполнение выданного предупреждения ООО «Лебяжье-Лес» представило в адрес антимонопольного органа проект договора № 87 купли-продажи лесоматериалов от 28.05.2015 г., предложенного к заключению и направленного ИП Бородину. Данный проект был представлен с приложением «Спецификация № 1».

Однако, 29.05.2015г. ИП Бородин повторно обратился в адрес управления ФАС по Алтайскому краю в связи с несогласием с условиями проекта договора № 87 купли-продажи лесоматериалов от 28.05.2015., в том числе с объемом лесоматериала, указанного в данном договоре.

Так, согласно «Спецификации № 1» к договору № 87 от 28.05.2015 ООО «Лебяжье-Лес» обязуется передать в собственность ИП Бородина лесоматериалы круглые д.14-18, дл.4-6,5 м, сорт 1, 2, 3 (сосна) в количестве 8 куб.м и лесоматериалы круглые д.20-24, дл.4-6,5 м, сорт 1, 2, 3 (сосна) в количестве 7 куб.м. То есть, в общем объеме 15 куб.м лесоматериала круглого.

ИП Бородин отказался от подписи данного договора, так как не согласился с его условиями,  в связи с чем, 28.05.2015 г. направил в адрес ООО «Лебяжье-Лес» возражения с требованиями об изменении количества лесоматериала круглого, согласно объема, содержащего в письме ИП Бородина, а также об исключении из спецификации к договору № 87 купли-продажи лесоматериалов от 28.05.2015 г. лесоматериала круглого 3 сорта, с указанием в договоре точного графика поставки лесоматериала круглого для возможности своевременной оплаты и получения товара, в пункте 4.2 договора ИП Бородин предложил указать точный временной период приемки лесоматериала и исключить предложение (необоснованный отказ от приемки товара) или указать, что  является необоснованным отказом.

Однако, данные возражения ООО «Лебяжье-Лес» не рассмотрены и ответ ИП Бородину, согласно представленным возражениям, не направлен.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю был проведен анализ состояния конкуренции на локальном рынке деловой древесины в Егорьевском районе Алтайского края, в связи с поступившим заявлением ИП Бородина в отношении ООО «Лебяжье-Лес».

Аналитический отчет составлен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

Продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены, как рынок деловой древесины. Взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» в ходе проведения анализа не выявлено.

Географические границы рынка деловой древесины определены границами расположения участковых лесничеств, предоставляющих лесные массивы хозяйствующим субъектам Алтайского края, получившим право на аренду лесных массивов путем участия в лесных аукционах, проводимых управлением лесами Алтайского края, а также государственного контракта, заключенного между управлением лесами Алтайского края и ООО «ЛХК «АлтайЛес», на предмет выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Алтайского края с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины.

Так, право на заготовку деловой древесины и рубки ухода через участие в «лесных аукционах» на лесосеках Егорьевского района Алтайского края, получили ООО «Корал»  и  ООО «Лебяжье лес».

При определении географических границ товарного рынка исследованы условия обращения товара, ограничивающие экономические, технические и иные возможности приобретения товара потребителем.

Свойства товара таковы, что покупатель деловой древесины имеет возможность переместить товар к месту его потребления посредством использования специализированных лесовозов либо собственных (что для мелких предпринимателей экономически затратно), либо лесовозов продавца деловой древесины. Следовательно, чем ближе располагается продавец с товаром к покупателю, тем экономически целесообразнее покупать этот товар приобретателю.

Производственная база – пилорама ИП Бородина (потребитель деловой древесины) располагается в селе Новоегорьевское, Егорьевского района, Алтайского края. Лесосеки ООО «Корал»  и  ООО «Лебяжье лес» находятся на расстоянии от 10 км до 50 км от территории предприятия ИП Бородина.

В результате проведенного «теста гипотетического монополиста» установлено, что предприниматель не готов приобретать деловую древесину за пределами Егорьевского района, так как это ведет к значительному удорожанию готовой продукции (более чем на 10%).

Таким образом, географическими границами исследуемого товарного рынка являются административно-территориальные границы Егорьевского района Алтайского края, с расположенными там лесосеками, т.е. данный рынок является локальным.

В ходе анализа выявлены основные участники рынка деловой древесины на территории Егорьевского района Алтайского края, получившие право на аренду лесных массивов через участие в лесных аукционах, проводимыми управлением лесами Алтайского края:

- ООО «Лебяжье Лес»;

- ООО «Корал».

ООО «Лебяжье Лес» и ООО «Корал», в числе других хозяйствующих субъектов Алтайского края, составляют группу лиц с ООО «Лесная холдинговая компания» «Алтайлес».

Вышеперечисленные хозяйствующие субъекты заключили в 2009-2010г.г. договоры передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации – ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес».

Покупателями на рассматриваемом рынке деловой древесины являются предприятия деревообработки (ЛДК, пилорамы, предприятия по производству мебели, столярные мастерские), индивидуальные предприниматели и население Егорьевского района Алтайского края.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем реализации деловой древесины в Егорьевском районе Алтайского края. В соответствии с п.6.1 Порядка, указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным поставщикам и потребителям. В качестве показателя объема товарной массы в анализе использовался показатель объема реализации деловой древесины в натуральном выражении (куб. м).

Доля деловой древесины, реализованной в 2014 г. (без учета объемов собственной переработки) составила: ООО «Лебяжье Лес» - 55,2%, ООО «Корал» - 44,8%.

По результатам проведенного анализа, расчетные коэффициенты рыночной концентрации на товарном рынке деловой древесины в Егорьевском районе в 2014 году показывают, что данный рынок характеризуется высоким уровнем концентрации в условиях неразвитой конкуренции.

На исследуемом рынке в определенных географических границах осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта - ООО «Лебяжье Лес» и  ООО «Корал», составляющие группу лиц.     

Данные хозяйствующие субъекты, получившие доступ на рынок, созданы на базе бывших лесхозов и предприятий лесной отрасли, они имеют многолетнюю практику работы в лесной отрасли и необходимую техническую и производственную базу для глубокой переработки древесины.

Таким образом, на исследованном товарном рынке установлено доминирование хозяйствующих субъектов, составляющих группу лиц с ООО «ЛХК «Алтайлес», а именно: ООО «Лебяжье Лес» (55,2%) и ООО «Корал» (44,8%).  Доля группы лиц – 100%.

ИП Бородин на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела полностью поддержал доводы, изложенные в заявлении.

На заседании Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю представители ООО «Лебяжье-Лес» поддержали позицию, изложенную в объяснениях. При этом, пояснив, что действующее законодательство не возлагает на арендаторов лесных участков вести учет древесины по диаметрам и длинам при заготовке древесины. Фактический объем заготовленной древесины фиксируется в общем объеме древесины и указывается в метрах кубических, а не в диаметрах и длинах. Кроме того, ИП Бородин свободно приобретает лесоматериалы в соседних районах. За период с января 2015 г. по июль 2015 г. ИП Бородин приобретал продукцию в ООО «Новичиха-Лес», при этом, не предъявляя жестких требований к сортности товара. Также необходимо отметить тот факт, что на территории Егорьевского района Алтайского края осуществляют деятельность по заготовке древесины и другие лица, а именно, КАУ «Алтайлес», ООО «Евдокия». Таким образом, у предпринимателя  имеется возможность приобретать лесопродукцию и у других субъектов.

С учетом приведенных доводов ООО «Лебяжье-Лес» по поводу доминирующего положения Общества, управлением ФАС по Алтайскому краю проведен дополнительный анализ состояния конкуренции на локальном рынке деловой древесины от 15.12.2015 г.

В целях проведения исследования, предварительно определены географические границы товарного рынка – ближайшие с Егорьевским (место нахождения приобретателя) районы Алтайского края, через территорию которых проходит ленточный бор, где производится заготовка деловой древесины на лесосеках Волчихинского, Новичихинского, Рубцовского, Угловского районов Алтайского края.

Расположение ленточного бора в Алтайском крае таково, что на юго-западе, около села Новоегорьевское, лента бора срастается с соседней лентой Касмалинского бора. Образовавшийся таким образом Сросткинский сосновый бор имеет ширину около 40—50 км, и протягивается на север края, где ширина лент уже составляет от 6 до 10км.)

Географические границы рынка деловой древесины определены границами расположения участковых лесничеств, предоставляющих лесные массивы хозяйствующим субъектам Алтайского края, получившим право на аренду лесных массивов путем участия в лесных аукционах, проводимых управлением лесами Алтайского края, а также государственного контракта, заключенного между главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края и ООО «ЛХК «АлтайЛес», на предмет выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов на территории Алтайского края с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины.

Так, право на заготовку деловой древесины и рубки ухода через участие в «лесных аукционах» на лесосеках Егорьевского района Алтайского края, получили ООО «Лебяжье лес» и ООО «Корал» (находится территориально в Рубцовском районе),  на территории Волчихинского района – ООО «Вострово Лес» и ООО «Евдокия», на территории Угловского района – ООО «ГринФорс» и ООО «Лесное», в Новичихинском – ООО «Новичиха Лес».

В соответствии с положениями п. 4.3 Раздела IV Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем, учитываются:

- требования к условиям транспортировки товара (древесина – это крупногабаритный товар, для транспортировки которого необходима специализированная техника, обеспечивающая большую грузоподъемность и имеющая специальное безопасное фиксирующее крепление для бревен длинной не менее 6м.);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателем (приобретатель осуществляет свою хозяйственную деятельность по производству изделий из деловой древесины на территории с. Новоегорьевское Егорьевского района Алтайского края (схемы приобретения товара описаны ниже);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, транспортные расходы.

При определении географических границ товарного рынка исследованы условия обращения товара, ограничивающие экономические, технические и иные возможности приобретения товара потребителем.

Производственная база – пилорама ИП Бородина (приобретатель деловой древесины) располагается в селе Новоегорьевское Егорьевского района Алтайского края.

Свойства товара таковы, что покупатель деловой древесины имеет возможность переместить товар к месту его потребления посредством использования специализированных лесовозов либо собственных (что для мелких предпринимателей экономически затратно), либо арендованных. Следовательно, чем ближе располагается продавец с товаром к покупателю, тем экономически целесообразнее покупать этот товар приобретателю.

В соответствии с положениями п.4.4 Порядка, если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10 процентов от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам.

Расчет дополнительных издержек покупателя при приобретении товара (транспортировку древесины к месту ее переработки) показал следующее.

По информации автотранспортных предприятий (телефонный опрос) «АвтоИдеал», тел. 9050845150, «Автозаказ», тел. 69-44-99, частное лицо – С<...> средняя стоимость аренды автомобиля (лесовоз, «Камаз») составляет 40-45 руб./км.

За основу расчетов принята отпускная цена на лесоматериал круглый – 2596 руб./м.куб.(фактическая цена приобретения древесины ИП Бородиным).

агруженность автомобиля составляет 20-23 м. куб., следовательно, при условии аренды автомобиля по самой низкой цене 40 руб./км и его максимальной наполняемости 23 м.куб., добавочная стоимость древесины составит на 1 куб.м. - 1,74 руб.

В случае приобретения товара в месте нахождения приобретателя - с. Новоегорьевское Егорьевского района Алтайского края, его транспортные затраты составят 0,7% от средневзвешенной цены древесины: с. Новоегорьевское - п. Перешеечный Егорьевский район (ООО «Лебяжье - Лес») - расстояние 5км (туда-обратно 10 км), добавочная стоимость к 1м.куб. древесины составила 17,4 руб. , что составляет 0,7% от средневзвешенной цены товара.

В случае приобретения товара вне места нахождения покупателя, его транспортные издержки составят:

1.) Угловский район:

- с. Новоегорьевское – с. Озерно-Кузнецово ( ООО «Лесное») – расстояние 62 км (туда-обратно 124), добавочная стоимость к 1м.куб. древесины составляет 215,76 руб., что составляет 8,3% от средневзвешенной цены товара;

- с. Новоегорьевское – с. Топольное (ООО «ГринФорс») – расстояние 142 км (туда-обратно 284), добавочная стоимость к 1м. куб. древесины составляет  494,16 руб., что составляет 19,0% от средневзвешенной цены товара;

2) Волчихинский  район:

- с. Новоегорьевское – с. Волчиха  (ООО «ВостровоЛес», ООО «Евдокия») – расстояние 50км (туда-обратно 100), добавочная стоимость к 1м.куб. древесины составляет 174 руб., что составляет 6,7% от средневзвешенной цены товара;

3) Рубцовский  район:

-с. Новоегорьевское – с. Ракиты (ООО «Коралл) 46 км (туда-обратно 92), добавочная стоимость к 1м.куб. древесины составляет 160 руб., что составляет 6,2% от средневзвешенной цены товара;

4) Новичихинский район:

- с. Новоегорьевское – с. Новичиха (ООО «Новичиха Лес») – расстояние 67 км (туда-обратно 134), добавочная стоимость к 1м.куб. древесины составляет 233,16 руб. , что составляет 9% от средневзвешенной цены товара.

    Таким образом, в соответствии с п.4.4 Порядка,  установлено, что географические границы рассматриваемого товарного рынка, учитывая экономические интересы покупателя товара, ограничиваются территориями расположения лесосек указанных выше хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Егорьевского, Волчихинского, Угловского, Новичихинского, Рубцовского районов Алтайского края, при приобретении древесины на территории которых приобретатель несет дополнительные издержки, не превышающие 10% от средневзвешенной цены товара. Иные территории лесозаготовок, расположенных на расстоянии более 134 км. в географические границы исследуемого товарного рынка не входят.

В ходе анализа выявлены основные участники рынка деловой древесины в определенных выше географических границах товарного рынка, получившие право на аренду лесных массивов через участие в лесных аукционах, проводимыми Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края:

         ООО «Грин Форс», в соответствии с п.4.4 Порядка, на основании вышеприведенного расчета, не является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность в определенных данным анализом географических границах (дополнительные издержки на приобретение товара приобретателем на его территории составляют 19% от средневзвешенной цены товара).

           Согласно пунктам 2, 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Лебяжье-Лес», ООО «Корал», ООО «Вострово Лес», ООО «Новичиха Лес», ООО «Лесное» составляют между собой группу лиц.

          В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» группой лиц признается хозяйственное общество и юридическое лицо, если такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества. Таким единоличным исполнительным  органом для вышеуказанных хозяйствующих субъектов  является ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес».                

    Согласно пункту 8 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаку входит в группу с одним и тем же лицом, составляют группу лиц.

ООО «Евдокия» в группу лиц с указанными выше хозяйствующими субъектами не входит.

По результатам проведенного анализа, расчетный коэффициент рыночной концентрации на товарном рынке деловой древесины в определенных анализом географических границах в 2014 году показывает, что данный рынок характеризуется высоким уровнем концентрации в условиях неразвитой конкуренции.

На исследуемом рынке в определенных в анализе географических границах осуществляют деятельность ООО «Евдокия», а также хозяйствующие субъекты, составляющие группу лиц: ООО «Лебяжье-Лес», ООО «Корал», ООО «Вострово Лес», ООО «Новичиха Лес», ООО «Лесное».

Географические границы рассмотренного товарного рынка, учитывая экономические интересы приобретателя товара, ограничиваются территориями расположения лесосек указанных выше хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Егорьевского, Волчихинского, Угловского, Новичихинского, Рубцовского районов Алтайского края, при приобретении древесины на территории которых приобретатель несет дополнительные издержки, не превышающие 10% от средневзвешенной цены товара.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, при этом его доля превышает 50%.

Доля субъектов, составляющих группу лиц составляет 85%.

Субъекты, составляющие группу лиц, созданы на базе бывших лесхозов и предприятий лесной отрасли, имеют многолетнюю практику работы в данной отрасли и необходимую техническую и производственную базу для глубокой переработки древесины. Участки лесных массивов переданы им в аренду на длительные сроки.

Таким образом, ООО «Лебяжье-Лес», ООО «Корал», ООО «Вострово Лес», ООО «Новичиха Лес», ООО «Лесное», ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес», составляя группу лиц, имеют возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке деловой древесины (установление цен, объем продаваемого товара, условия заключения договоров и их дифференциацию в зависимости от конрагентов, возможность отказа от заключения договора), поскольку являются хозяйствующими субъектами, у которых сосредоточена значительная доля как заготовленной древесины, так и арендованных лесосек в географических границах, определенных данным анализом.

Кроме того, следует учитывать, что состояние конкуренции на рынке деловой древесины оказывает решающее влияние на состояние конкуренции на смежном товарном рынке переработки древесины, так как крупнейшие предприятия Алтайского края – переработчики деловой древесины ООО «Каменский ЛДК», ООО «Рубцовский ЛДК» также составляют группу лиц с указанными выше хозяйствующими субъектами.

По результатам проведенного анализа установлено наличие признаков доминирующего положения ООО «Лебяжье-Лес», ООО «Корал», ООО «Вострово Лес», ООО «Новичиха Лес», ООО «Лесное», как группы лиц, занимающей долю 85%, в определенных анализом продуктовых и географических границах.

Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.

Согласно  ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание дискриминационных условий.

Так, ИП Бородин отказался от подписи договора№ 87 купли-продажи лесоматериалов от 28.05.2015 г., так как не согласен с его условиями,  в связи с чем, 29.05.2015 г. направил в адрес ООО «Лебяжье-Лес» возражения с требованиями об изменении условий данного договора, в частности, количества лесоматериала круглого, согласно объему, содержащего в письме ИП Бородина, об исключении из спецификации к договору № 87 купли-продажи лесоматериалов от 28.05.2015 г. лесоматериал круглый 3 сорта, об указании  в договоре точного графика поставки лесоматериала круглого для возможности своевременной оплаты и получения товара.

       Так, в пункте 4.2 договора № 87 купли-продажи лесоматериалов от 28.05.2015 г., направленного ООО «Лебяжье-Лес» в адрес ИП Бородина, указано, что за просрочку приемки либо необоснованный отказ от приемки товара  покупатель уплачивает продавцу неустойку в размере стоимости товара за каждый день просрочки.

ИП Бородин возразил на это условие в договоре, как на дискриминационное условие, и просил указать точный временной период приемки лесоматериала и исключить предложение (необоснованный отказ от приемки товара) или указать, что  является необоснованным отказом.

В соответствии со статьей 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Однако, ООО «Лебяжье-Лес» на возражение ИП Бородина не ответило.

          Условия пункта 4.2. договора купли-продажи № 87 от 28.05.2015 г. содержатся только в договоре, направленном в адрес ИП Бородина.

         ООО «Лебяжье-Лес» в управление ФАС по Алтайскому краю были представлены иные договоры купли-продажи лесоматериала, заключенные с предпринимателями и юридическими лицами (договор №207 от 10.11.2014 г., заключенный с ИП Шинкоренко; договор №64 от 21.03.2014 г, заключенный с ООО «Росич»; договор №57 от 12.03.2014 г., заключенный с КФХ Панькин; договор №166 от 25.08.2014 г., заключенный с ООО «Октябрьский»; договор №В-643-14-009 от 14.01.2014 г., заключенный с ООО «Лес-Сервис»; договор №187 от 03.09.2014 г., заключенный с ИП Бободжонов; договор № 126 от 29.05.2015 г., заключенный с КФХ «Егорова»), в которых содержатся другие условия, чем предложенные ООО «Лебяжье-Лес» в договоре, направленном ИП Бородину.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, действия (бездействия) ООО “Лебяжье-Лес”, выразившиеся в не рассмотрении возражений ИП Бородина от 28.05.2015 г. на договор купли-продажи материала №87 от 28.05.2015 г., а также в установлении дискриминационных условий в пункте 4.2. договора купли-продажи материала №87 от 28.05.2015 г., ущемляют интересы  ИП Бородина и нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,                   

                                                                         РЕШИЛА:

1.Признать группу лиц ООО «Лебяжье-Лес», ООО «Корал», ООО «Вострово-Лес», ООО «Новичиха-Лес», ООО «Лесное», ООО «ЛХК»Алтайлес» доминирующей на товарном рынке деловой древесины в географических границах расположения лесосек указанных хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Егорьевского, Волчихинского, Угловского, Новичихинского, Рубцовского районов Алтайского края.

2.Признать действия (бездействия) ООО “Лебяжье-Лес”, выразившиеся в не рассмотрении возражений ИП Бородина от 28.05.2015 г. на договор купли-продажи материала №87 от 28.05.2015 г., а также в установлении дискриминационных условий в пункте 4.2. договора купли-продажи материала №87 от 28.05.2015 г., ущемляющими интересы  ИП Бородина и нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

3.Выдать ООО “Лебяжье-Лес” предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий, а именно: рассмотреть возражения ИП Бородина 28.05.2015 г. на договор купли-продажи материала №87 от 28.05.2015 г., и привести условия договора купли-продажи материала №87 от 28.05.2015 г. в соответствии с действующим законодательством. 

<…>

     Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

     Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

     Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

П Р Е Д П И С А Н И Е № 22--ФАС 22-АМ /07-15

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть предписания оглашена 18.12.2015 г.                                                                                                                    

В полном  объеме предписание изготовлено 11.01.2016 г.

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело №22-ФАС22-АМ/07-15 по признакам нарушения ООО «Лебяжье-Лес» (ул. Лесхозная, 65, п. Перешеечный, Егорьевский район, Алтайский край)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ООО «Лебяжье-Лес» в срок до 1 февраля 2016 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в не рассмотрении возражений ИП Бородина Ю.Ю. от 28.05.2015 г. на договор купли-продажи материала №87 от 28.05.2015 г., а также в установлении дискриминационных условий в пункте 4.2. договора купли-продажи материала №87 от 28.05.2015 г., что ущемляет интересы ИП Бородина и  нарушает  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Лебяжье-Лес» рассмотреть возражения ИП Бородина от 28.05.2015 г. на договор купли-продажи материала №87 от 28.05.2015 г., и привести условия договора купли-продажи материала №87 от 28.05.2015 г. в соответствии с действующим законодательством. 

О выполнении предписания письменно сообщить в УФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения, с приложением копий подтверждающих документов.                                                        

<…>

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.         

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны