Решение №№ 3607/7 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/7-635/2021 от 14 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFГ<…> Е.Ю.
(магазин «PG-VG Vape Shop»)
Димитрова ул., <…>
г.Барнаул, 656038
Заявителю
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/7-635/2021
Решение принято 9 сентября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 года г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<...> – руководитель управления,
члены Комиссии:
<...> – врио начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
<...> – специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 022/05/7-635/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в социальной сети «ВКонтакте» рекламы розыгрыша призов никотиносодержащей продукции магазина «PGVG Vape Shop», в которой усматриваются признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,
в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле (извещены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
дело №022/05/7-635/2021 возбуждено по результатам рассмотрения заявления гражданина Российской Федерации о размещении в сети интернет рекламы розыгрыша призов никотинсодержащей продукции.
Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признан рекламодатель и рекламораспространитель - ИП К<...>
Рассмотрение дела назначено на 24.08.2021г.
По информации, предоставленной ИП К<...>, к магазину с наименованием «PGVG Vape Shop» индивидуальный предприниматель отношения не имеет, указанную рекламу не производила и не размещала; абонентский номер +7-933-933-39-39 действительно выделен ей, но сразу после получения был передан для использования в личных целях Г<…> Е.Ю. ИП К<...> считает, что именно Г<…> Е.Ю. мог разместить рассматриваемую рекламу; просит прекратить в отношении неё разбирательство по делу.
Г<…> Е.Ю. предоставлены письменные пояснения по делу №022/05/7-635/2021, которые Комиссия считает возможным приобщить к материалам дела.
Г<…> Е.Ю. поясняет, что действительно использует принадлежащий ИП К<...> абонентский номер +7-933-933-39-39. В начале июля 2021 года рассматриваемая реклама на интернет сайте группы «ВКонтакте» была размещена им по собственной инициативе, так как он является организатором розыгрыша никотинсодержащей продукции, поскольку в дальнейшем планировал осуществление деятельности по реализации такой продукции и курительных приборов; в качестве индивидуального предпринимателя Г<…> Е.Ю. не зарегистрирован.
24.08.2021г. в связи с необходимостью замены ненадлежащего лица – ИП К<...> надлежащим - Г<…> Е.Ю., рассмотрение дела отложено до 09.09.2021г. Производство по делу в отношении ИП К<...> прекращено.
В указанную дату Г<…> Е.Ю. и заявитель не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что в силу п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922 (далее - Правила), не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.
Г<…> Е.Ю. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие Г<…> Е.Ю. и заявителя.
Г<…> Е.Ю. в антимонопольный орган предоставлены дополнительные пояснения к ранее направленным, согласно которым размещение в социальной сети «Вконтакте» в группе «PG-VG | Барнаул | Магазин | 18+» сведения о розыгрыше призов 03.07.2021г. им не оспаривается; иная информация, в том числе об иных розыгрышах, не размещалась.
Комиссия, изучив документы и материалы, представленные лицами, участвующими в деле, пришла к следующим выводам.
Согласно материалам дела, в социальной сети «ВКонтакте» в группе «PG-VG | Барнаул | Магазин | 18+» 03.07.2021г. в 19:40 размещена информация следующего содержания: «Масштабный розыгрыш на 50 призовых мест
Целых 50 призовых мест!
Призовые места:
1. 5000 рублей на покупки в нашем магазине
2. Voopoo Drag Max
3. Artery Nugget GT
4. Smoant Pasito + любая жидкость не Американская
5. Smoant Charon Baby + любая жидкость не Американская
6. Squid Industries Squad + любая жидкость не Американская
7. Squid Industries Squad + любая жидкость не Американская
8. Vaporesso Osmall + любая жидкость не Американская
9. Suorin edge + любая жидкость не Американская
10. Drag nano + любая жидкость не Американская
11. VapeOnly Joya + любая жидкость не Американская
12-21. Любая Американская жидкость
22-31. Одна одноразка на выбор из наличия
32-50. Любая не Американская жидкость
Важные условия розыгрыша:
1. Проживание в Барнауле
2. Самостоятельный забор приза из нашего магазина
3. Возраст 18+
4. Сделать репост этой записи ВКонтакте со страницы нашего магазина https://vk.com/pgvgvapeshop22
5. Подписаться на наше сообщество https://vk.com/pgvgvapeshop22
6. Подписаться на нашу барахолку https://vk.com/brn22pod
7. Подписаться на наш чат в вк https://vk.cc/c30aCs
Итоги розыгрыша подведём 24 июля».
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация:
-публично распространена в социальной сети ВКонтакте в группе «PG-VG | Барнаул | Магазин | 18+»;
-предназначена для неопределенного круга лиц, в связи с тем, группа является открытой для пользователей;
-преследует цели информирования: обращения внимания пользователей сети интернет на розыгрыш призов в магазине «PG-VG Vape Shop», а именно никотиносодержащей продукции.
Таким образом, указанная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным ст.3 Федерального закона «О рекламе», поэтому является рекламой.
В соответствии с п.3 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.
Установлено, что рекламная информация сопровождается баннером с надписью «Масштабный розыгрыш на 50 призовых мест» и изображением мужчины, выпускающего клубы дыма, что в совокупности с рекламным текстом указывает на демонстрацию процесса курения.
Согласно п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.2 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации), пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий.
Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака" Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.
В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.
Действие рекламы табачной продукции направлено на неограниченное количество лиц, в том числе на тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы табачной продукции в сети интернет, то есть способом, обеспечивающим ее свободное восприятие, делает такую рекламу доступной для этих лиц.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что реклама розыгрыша призов никотиносодержащей продукции, размещенная 03.07.2021г. в социальной сети «Вконтакте» в группе «PG-VG | Барнаул | Магазин | 18+», распространена с нарушением п.3 ч.5 ст.5, п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение п.3 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе» - рекламодатель.
Из представленных материалов, следует, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является Г<…> Е.Ю.
В соответствии с п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения рассматриваемой рекламы указанным способом, Глущенко Е.Ю. в антимонопольный орган сторонами не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать рекламную информацию розыгрыша призов никотиносодержащей продукции, размещенную и распространенную 03.07.2021г. в социальной сети «Вконтакте» в группе «PG-VG | Барнаул | Магазин | 18+», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.3 ч.5 ст.5, п.8 ст.7 Федерального закона «О рекламе».
- Вынести Г<…> Е.Ю. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>