Решение (комиссия) №СС/8108/23 Решение по делу от 25 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №022/05/18.1-838/2023

Решение в полном объеме изготовлено 25 октября 2023г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<...>

рассмотрев дело №022/05/18.1-838/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в сети интернет рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения ч.16 ст.18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <...>,

в отсутствие заявителя,

УСТАНОВИЛА:

дело №022/05/18.1-838/2023 возбуждено по результатам рассмотрения заявления гражданина Российской Федерации по факту распространения <...> ненадлежащей рекламы в сети интернет.

Усмотрев в рассматриваемой рекламе признаки нарушения ч.16 ст.18.1 Федерального закона «О рекламе», антимонопольным органом 25.07.2023г. возбуждено производство по настоящему делу. Лицом, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, признана <...>. Рассмотрение дела назначено на 10.08.2023г.

10.08.2023г., 30.08.2023г., 21.09.2023г. в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – <...>, рассмотрение дела отложено до 18.10.2023г.

<...> определение об отложении дела от 30.08.2023г. получено 04.09.2023г. по месту жительства, однако запрошенные определением документы и пояснения не представлены, также корреспонденция в адрес <...> направлялась по электронной почте.

Согласно п.31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020г. № 1922 (далее – Правила) дело рассматривается антимонопольным органом в течение одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.

Вместе с тем, согласно статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

18.10.2023г. <...> и заявитель на рассмотрение дела не явились, о дате и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом, что в силу п.31 Правил не является для Комиссии препятствием к рассмотрению дела по существу в данном заседании.

На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие <...> и заявителя.

Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

Согласно материалам дела, 18.07.2023г. в Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ по факту распространения <...> рекламы в сети интернет с нарушением ст.18.1 Федерального закона «О рекламе» (вхд.№7540-ИП/23).

Из заявления следует, что <...> является владельцем и редактором паблика «Блогерша Рубцовск» в социальной сети «Вконтакте». В указанном паблике <...> размещена следующая реклама:

- 18.05.2023г. - «Шары по 111 рублей! Нам удалось договориться с поставщиком и нам выделили баллон с хорошей скидкой. Поэтому мы можем сделать для вас шары доступнее. Лимит 300 штук. Запись идет. Успевайте! Предложение актуально при заказе от 25 штук. Студия КРЕАТИВ ул. К.Маркса 148 WhatsApp 89039587257» (адрес: https://vk.com/public211365661?w=wall-211365661_23594).

- 22.06.2023г. - «В жаркий зной предлагаем нашим покупателям новый ассортимент – холодный и бодрящий квас. Он создан на натуральном солоде, полез для здоровья. Отдел «ОСТРОВОК КОНДИТЕРА» в магазине «Мария-Ра» на Черемушках. #направах рекламы» (адрес: https://vk.com/public211365661?w=wall-211365661_26041).

Также 08.08.2023г. заявителем представлена информация по факту распространения <...> иных рекламных публикаций в паблике «Блогерша Рубцовск» в социальной сети «Вконтакте» с нарушением ст.18.1 Федерального закона «О рекламе» (вхд.№8306-ИП/23), а именно:

- 05.07.2022г. размещена реклама «Срочное фото на документы» (адрес: vk.com/public211365661?w=wall-211365661_3652);

- 15.11.2022г. размещена реклама «Новогодние фотошары» (адрес: vk.com/public211365661?w=wall-211365661_11345):

- 06.03.2023г. размещена реклама «Скида на покупку в магазине Полиграф» (адрес: vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_18173);

- 17 и 25 марта 2023г. размещена реклама «Цирковое шоу «Каскадеры» (адрес: vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_19158; vk.com/bookmarks? from_menu=1&w=wall-211365661_20018 );

- 05.04.2023г. размещена реклама «студии «Креатив» (адрес: vk.com/bookmarks? from_menu=1&w=wall-211365661_20852);

- 17.04.2023г. и 02.05.2023г. размещена реклама магазина «СтройМаркет» (адрес: vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_21509; https://vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_22447);

- 26.05.2023г. и 02.06.2023г. размещена реклама «Автошкола «Экспесс» (адрес: vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_24057; vk.com/bookmarks? from_menu=1&w=wall-211365661_24460);

- 27.05.2023г. размещена реклама магазина цветов (адрес: vk.com/bookmarks? from_menu=1&w=wall-211365661_24097).

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п.2 ст.3 Закон о рекламе, объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Обозначенная выше информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в ст.3 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», ст.18.1 Федерального закона «О рекламе» дополнена частью 16; указанное изменение вступило в законную силу 1 сентября 2022г.

Согласно ч.16 ст.18.1 Федерального закона «О рекламе», реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Соответственно, размещение любой рекламы в сети «Интернет» должно сопровождаться пометкой «реклама». При этом следует отметить, что использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети «Интернет» не предусмотрено данной нормой.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В рассматриваемых рекламных блоках в паблике «Блогерша Рубцовск» в социальной сети «Вконтакте», отсутствует пометка «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы, что указывает на признаки нарушения ч.16 ст.18.1 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч.10.1 ст.5 Федерального закона «О рекламе», не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи (п.5 ст.2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (п.3 ст.2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

В соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".

Реклама «Цирковое шоу «Каскадеры», распространенная 17 и 25 марта 2023г. в паблике «Блогерша Рубцовск» в социальной сети «Вконтакте», является информационной продукцией и подлежит классификации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию».

В рекламе «Цирковое шоу «Каскадеры» необходимое обозначение категории информационной продукции отсутствует, что указывает на признаки нарушения ч.10.1 ст.5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав материалы дела, а текст рекламы и способ распространения ее в сети интернет в паблике «Блогерша Рубцовск» в социальной сети «Вконтакте», приходит к выводу, что рассматриваемая реклама распространена с нарушением ч.16 ст.18.1 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рассматриваемых рекламных блоках в паблике «Блогерша Рубцовск» в социальной сети «Вконтакте», отсутствует пометка «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», также реклама «Цирковое шоу «Каскадеры» распространена с нарушением ч.10.1 ст.5 Федерального закона «О рекламе», поскольку указанная реклама является информационной продукцией и подлежит классификации в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, установленных ч.10.1 ст.5, ч.16 ст.18.1 Федерального закона «О рекламе», несет рекламораспространитель.

Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Установлено, что владельцем и редактором паблика «Блогерша Рубцовск» в социальной сети «Вконтакте» является <...> (г. Рубцовск).

Комиссией установлено, что часть рекламных блоков на дату рассмотрения дела удалена из паблика «Блогерша Рубцовск» в социальной сети «Вконтакте», а именно:

- реклама - «Шары по 111 рублей! Нам удалось договориться с поставщиком и нам выделили баллон с хорошей скидкой. Поэтому мы можем сделать для вас шары доступнее. Лимит 300 штук. Запись идет. Успевайте! Предложение актуально при заказе от 25 штук. Студия КРЕАТИВ ул. К.Маркса 148 WhatsApp 89039587257» (адрес: https://vk.com/public211365661?w=wall-211365661_23594) от 18.05.2023г.

- реклама - «В жаркий зной предлагаем нашим покупателям новый ассортимент – холодный и бодрящий квас. Он создан на натуральном солоде, полез для здоровья. Отдел «ОСТРОВОК КОНДИТЕРА» в магазине «Мария-Ра» на Черемушках. #направах рекламы» (адрес: https://vk.com/public211365661?w=wall-211365661_26041) от 22.06.2023г.

- реклама - «Цирковое шоу «Каскадеры» (адрес: vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_19158; vk.com/bookmarks? from_menu=1&w=wall-211365661_20018) от 17 и 25 марта 2023г.

Нарушение ч.10.1 ст.5 Федерального закона «О рекламе» устранено, поскольку реклама «Цирковое шоу «Каскадеры» (адрес: vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_19158; vk.com/bookmarks? from_menu=1&w=wall-211365661_20018) от 17 и 25 марта 2023г. удалена.

Вместе с тем в настоящее время продолжает распространяться следующая рекламная информация:

- реклама - «Срочное фото на документы» (адрес: vk.com/public211365661?w=wall-211365661_3652) от 05.07.2022г.;

- реклама - «Новогодние фотошары» (адрес: vk.com/public211365661?w=wall-211365661_11345) от 15.11.2022г.;

- реклама - «Скидка на покупку в магазине Полиграф» (адрес: vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_18173) от 06.03.2023г.;

- реклама - «студии «Креатив» (адрес: vk.com/bookmarks? from_menu=1&w=wall-211365661_20852) от 05.04.2023г.;

- реклама - магазина «СтройМаркет» (адрес: vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_21509; https://vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_22447) от 17.04.2023г. и 02.05.2023г.;

- реклама - «Автошкола «Экспесс» (адрес: vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_24057; vk.com/bookmarks? from_menu=1&w=wall-211365661_24460) от 26.05.2023г. и 02.06.2023г.;

- реклама - магазин цветов (адрес: vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall-211365661_24097) от 27.05.2023г.

В указанных рекламных блоках отсутствует пометка «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Также, если реклама размещена в интернете до 1 сентября 2022 года и договорные обязательства по её размещению исполнены до этой даты, то на неё не распространяются положения статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе». 

Реклама «Срочное фото на документы» (адрес: vk.com/public211365661?w=wall-211365661_3652) распространена в паблике «Блогерша Рубцовск» в социальной сети «Вконтакте» 05.07.2022г., то есть до вступления в силу ч.16 ст.18.1 Федерального закона «О рекламе», однако доказательств исполнения договорных обязательств по её размещению в сети интернет до 1 сентября 2022г. в антимонопольный орган не представлено, следовательно на указанную рекламу распространяются положения статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со ст.33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Доказательств устранения нарушения ч.16 ст.18.1 Федерального закона «О рекламе» в рекламных блоках от 05.07.2022г, 15.11.2022г., 06.03.2023г., 05.04.2023г., 17.04.2023г., 02.05.2023г., 26.05.2023г., 02.06.2023г., 27.05.2023г., распространенных в паблике «Блогерша Рубцовск» в социальной сети «Вконтакте», в материалы дела не представлено, Комиссией антимонопольного органа не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.42-47, п.49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рассматриваемую рекламу, распространенную в паблике «Блогерша Рубцовск» в социальной сети «Вконтакте», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.10.1 ст.5, ч.16 ст.18.1 Федерального закона «О рекламе».

  2. Вынести <...> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны