Решение №1788/9 Жалоба №213470 от 15 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № 022/07/3-284/2021

 

12 апреля 2021 г.                                                                                                                      г. Барнаул

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

Председателя Комиссии:

К<...>– заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля органов власти,

Членов Комиссии:

О<...>– начальника отдела контроля органов власти;

Б<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Сантехника» (ИНН 2222877830, ОГРН 1192225024420) – <...> (по доверенности);

от заказчика  ООО «Жилищно-Коммунальное-Управление» (ООО «ЖКУ») (ИНН 2205009865, ОГРН 1052201009794) – не явились (уведомлено),

рассмотрев жалобу ООО «Сантехника» (вх. № 213470 от 02.04.2021) на действия заказчика (закупочной комиссии) – ООО «ЖКУ» при проведении запроса котировок на поставку запорной арматуры и фасонных изделий стальных (извещение № 32110090977), в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Сантехника» (вх. № 213470 от 02.04.2021) на действия заказчика (закупочной комиссии) – ООО «ЖКУ» при проведении запроса котировок на поставку запорной арматуры и фасонных изделий стальных (извещение № 32110090977).

Из содержания жалобы следует, что заказчик (закупочная комиссия) необоснованно отклонил заявку ООО «Сантехника», установив в закупочной документации требование о подтверждении качества товара соответствию Российским государственным стандартам или техническим условиям производителя для данного вида товара с приложением декларации качества или сертификата соответствия, тем самым нарушив порядок проведения торгов и требования Федерального закона от 18.07.2021 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупке).

Ко дню заседания Комиссии УФАС от заказчика поступили письменные возражения из содержания, которых следует, что ООО «ЖКУ» является гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения. В силу важности данной функции общество, как заказчик должно быть уверено в том, что предлагаемое к поставке оборудование отвечает предъявляемым к нему требованиям и заявитель, ознакомившись с условиями запроса котировок и принявший его условия, должен заблаговременно позаботиться о наличии всех необходимых документов.

Заслушав доводы стороны и изучив, имеющиеся материалы, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.

17.03.2021 на сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок на поставку запорной арматуры и фасонных изделий стальных (извещение № 32110090977).

Дата окончания приема подачи заявок - 24.03.2021.

Дата подведения итогов - 25.03.2021.

Пунктом 2.2 документации о проведении оспариваемого запроса котировок установлено, что качество товара должно соответствовать Российским государственным стандартам или техническим условиям производителя для данного вида товара, с подтверждением прилагаемой декларации качества или сертификата соответствия. 

В состав документов, прилагаемых к заявке входят, среди прочего, копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг установленные пунктом 2.2 документации (пп. 2 п. 8.2 документации о закупке).

Пунктом 20.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг (утв. решение общего собрания ООО «ЖКУ» от 27.12.2018, далее – Положение о закупке) установлено, что закупочная  Комиссия проверяет заявки на участие в запросе котировок, на соответствие требованиям, установленным документацией о запросе котировок в отношении товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки.

Аналогичное требование установлено в документации о закупке - пп. 3 п. 7.4.

Участник закупки не допускается к участию в запросе котировок в случае:

-несоответствия заявки на участие в запросе котировок требованиям документации, в том числе непредставление установленных в документации документов;

-несоответствия участника закупки требованиям, установленным к участникам закупки настоящим Положением, документацией о запросе котировок (п. 20.2 Положения о закупке).

Согласно протоколу рассмотрения заявок № 32110090977-1 от 25.03.2021 закупочной комиссией принято решение об отклонении заявки ООО «Сантехника» в связи с отсутствием документов подтверждающих качество товара.

В соответствии  со ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Следовательно, заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которыми участник закупочной процедуры не может обладать на момент подачи заявки, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы (сертификат/декларация соответствия, паспорт качества, технические условия и так далее).

Вместе с тем, Закон о закупках не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, необходимый к поставке, в связи с чем участник при подаче заявки на участие в закупке может не обладать информацией о соответствующих свойствах товара, предлагаемого к поставке. Данное обстоятельство исключает (затрудняет) возможность представления на стадии подачи заявок на участие в закупке документов, указанных в оспариваемой закупочной документации.

С учетом изложенного, требование о представлении участниками закупки до даты подведения итогов закупки документов, указанных в извещении о закупке, обременяет участников, требуя заблаговременного производства или приобретения указанной в документации продукции.

Таким образом, заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать, не приобретая соответствующего товара при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как: паспорт качества, инструкция по эксплуатации, декларация соответствия, технические условия и так далее.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в том числе, по делу А38-2550/2020, решением ФАС России от 14.05.2020 № 223-ФЗ-344/20.

Из п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом, согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Проанализировав нормы права и оценив имеющиеся материалы, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление заказчиком требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке декларации качества или сертификата соответствия,  а в случае непредставления в составе заявки указанных документов приводит к отстранению участника закупки, нарушает порядок  проведения торгов и противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Однако,  12.04.2021 на http://zakupki.gov.ru размещены сведения о заключении договора по результатам оспариваемой закупке.

Таким образом, ввиду установления факта заключения договора по результатам закупки, Комиссия УФАС приходит к выводу о невозможности выдачи предписания.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Сантехника» (ИНН 2222877830, ОГРН 1192225024420) обоснованной.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы жалобы должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 7.32.3 КоАП РФ.

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                       <...>

 

 

Члены комиссии                                                                                                                  <...>

 

 

                                                                                                                                     <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны